Будьте сдержаны, а то...

Доцент кафедры, мой бывший аспирант Алексей собирался  в научную командировку и попросил меня провести  лабораторные занятия в подгруппах, где я читаю лекции.

- Заодно и познакомитесь со своими студентами, которые скоро придут к Вам сдавать экзамен.

- Ты же знаешь, не люблю я эти лабораторные занятия. Я так давно этим не занимался, - попробовал я вежливо ему отказать, - придумай, пожалуйста, кому бы еще можно поручить?

- Я бы не посмел Вас затруднить, но такое расписание, что все доценты именно в это время заняты.

- Ладно, подготовь материал, о чем будет работа и все необходимые методические сопровождения. Да, не забудь и расписание занятий, когда и в какое время, - недовольно буркнул я и поднял трубку зазвонившего телефона.

Потом начались обычные будни, суета, пустые и скучные заседания, общественные дела, семья…

Одним словом, я совсем забыл о том, что  обещал Алексею.

… В дверь постучала и зашла старший лаборант Галина и спросила:

- Студенты ждут в лаборатории №… Алексей Вячеславович, уезжая, сказал, что с Вами он все согласовал, и  Вы мне поручите, что надо сделать?

 - Какие студенты, - раздраженно сказал я и вдруг вспомнил о договоренности с Алексеем, - да, он тут мне какие - то материалы оставил,- сказал я и стал лихорадочно перебирать разбросанные бумаги на столе….

- Идите к студентам и скажите, что без меня не начинали,- попробовал пошутить и скоро понял, что все материалы я потерял.

Посмотрел технологическую карту. Тема: «Спектрофотометрия и фотоколориметрия. Определение концентрации общего железа в водопроводной воде».

Эта была моя давнейшая разработка и в кабинете, в книгах с радостью нашел один экземпляр старого издания этой методической разработки и сходу, надевая белый халат, воровался в лабораторию.

Я всегда был уверен, что я хороший и добрый преподаватель, с которым не скучно проводить 90 минут времени. Поэтому, был уверен, что мое появление студенты встретят, если не бурной овацией, но хотя бы с радостью.

Мое появление студентами было принято холодно, если не сказать со страхом.
Это сейчас мне хочется, чтобы студенты ко мне проявили искренность и радушие при общении, но когда я помню, какой трепет и ужас испытывали мы, студенты, при общении с профессором, заведующим кафедрой, то понимаю, что моя раздраженность по поводу такого поведения студентов абсолютно не обоснована.
Это просто животный страх…

Но самое странное и парадоксальное в том, что нас, преподавателей, одинаково раздражает и этот страх, и отсутствие такового…

Так как я из-за своей рассеянности и забывчивости не успел заведомо раздавать соответствующий методический материал для домашней подготовки,  и отчасти из-за отсутствия  таковых для этой работы, первую часть занятия я провел стоя у доски и теоретически расписывал суть проблемы. После перерыва  я показал студентам,  как это делается, вычислил и построил калибровочный график и с его помощью определил содержание железа в воде.
 
Все прошло прекрасно. В конце я передал старосте, девочке с выразительными внешними параметрами фотомодели, мой единственный экземпляр методички и попросил обеспечить доступ к материалу всей группы, с которой предстояло на следующем занятии написать контрольную работу  по этой теме.

Через два дня, во время лекции я еще раз напомнил группе о предстоящей контрольной работе.

После занятий ко мне в кабинет постучался парень, как оказалось, студент этой же группы. По поведению было видно, что ботаник, из старающихся, не гулящий маменькин сынок.

- Профессор, скажите, пожалуйста, а где можно взять материал для подготовки к контрольной работе?

- А что, ваша староста не обеспечила всем необходимым материалом, как мы с ней договорились?

- Наша староста исчезла, и никто не знает, как ее найти. А нам она ничего не передавала, - переставляя центр опоры из одной ноги на другую, слегка волнуясь и заикаясь, тихо прошептал ботаник.

- Значит так!  Любой ценой находишь ты мне эту проститутку и доставляешь ее ко мне. Я далее с ней разберусь…

Через час ко мне в кабинет зашли Алексей и Галя и, стоя не пороге моего кабинета, долго выбирали слова, как начинать разговор.

- Профессор, тут какой-то студент какие - то странные вещи рассказывает. То ли он сошел с ума, то ли  мы не понимаем, в чем дело?- робко и с иронической музыкой в голосе пробормотал Алексей, а Галина стояла удивленно и чуточку возмущенно.

- А что хочет он? Что за студент? Вообще, в чем дело, можете внятно и доступно ответить мне?

- Подошел к нам, в методкабинет парень, на вид вроде порядочный и интеллигентный и весь смущенный и взволнованный спрашивает, где можно найти проститутку? – наконец, набравшись смелости, в разговор вмешалась Галина, и было видно, что она делала большое усилие над собой, чтобы начинать этот разговор.

- А я его спрашиваю, мальчик, ты вообще понимаешь, что говоришь?-продолжала Галина.

Увидев, что  Галине очень тяжело дается этот разговор, Леша вмешался с пояснениями.

- Да он твердит, что Вы ему поручили любой ценой найти проститутку и привести ее к Вам в кабинет.

- Ну и что,- не успев сообразить, о чем идет речь, сразу агрессивно парировал я и потом, сообразив, что он сказал, спросил,- в каком смысле?

Слава богу, в моем коллективе знают мои странности и мою колоритную речь, когда я разозлен или возбужден.

Естественно, я ничего не смог сделать, чтобы этот случай не разошелся по университету как очередные «хохмы» от Пашаяна с армянским акцентом…

P.S. Мой совет всем преподавателям! Будьте внимательны, избирательны и сдержаны, когда говорите со студентами. Особенно в последнее время, когда все ваши речи и действия записываются.

А то, ваши действия чреваты  непредсказуемыми последствиями…

29.07.2012
г. Брянск


Рецензии