Небо ещё не сыпало серебро...
Да и земля не готова ещё к крещенью....
Осень с поклоном мыслям несёт прощенье
За синептичье вырванное перо...
Листья, исполосованные дождём,
Молча, несут мучительные признанья,
Что на раскрытой лужицей мокрой длани
Ветер терзать порывами осуждён.
Туча напоминает времён тавро...
Осень качает грусть меж ветвей раздетых.
Скоро зима... но время хранит секреты:
Небо ещё не сыпало серебро.
29.07.2013
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Переходный момент в природе — поздняя осень на пороге зимы. Через пейзажные образы автор раскрывает и внутреннее состояние лирического героя: тоску, рефлексию, ожидание перемен.
2. Основная мысль
Природа (и человек) находится в состоянии предвкушения зимы, но пока сохраняет следы осени. Время таит секреты: завершение одного цикла ещё не означает начала другого — «Небо ещё не сыпало серебро».
3. Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, метафоричностью и эмоциональной насыщенностью.
4. Тип речи
Описание с элементами рассуждения: пейзажные зарисовки сочетаются с философскими нотами о течении времени.
5. Композиция
Зачин (первые две строки): задаётся мотив незавершённости перехода («ещё не…», «не готова»).
Развитие (средние строфы): развёрнутые образы осени — листья, лужи, ветер, туча; нарастание ощущения грусти и ожидания.
Кульминация/итог (последние две строки): предчувствие зимы и повтор ключевого образа — «Небо ещё не сыпало серебро», подчёркивающий незавершённость процесса.
6. Средства связи предложений
лексические повторы («Небо ещё не сыпало серебро» — в начале и конце);
синонимические и образные переклички (осень — грусть — ожидание);
синтаксический параллелизм и анафора («Да и…», «Осень…»);
местоимения и контекстные замены («листья… несут…», «ветер… осуждён»).
7. Средства выразительности
метафоры: «небо сыплет серебро» (снег), «осень несёт прощенье», «туча напоминает времён тавро», «листья, исполосованные дождём»;
олицетворения: «осень качает грусть», «ветер терзать… осуждён»;
эпитеты: «мучительные признанья», «мокрая длань», «раздетые ветви»;
архаизмы/высокая лексика: «крещенье», «длань», «тавро» — придают тексту торжественность и вневременной оттенок;
символика: «серебро» (снег/зима), «перо» (творчество, утрата, след), «тавро» (печать времени);
инверсия: «Осень с поклоном мыслям несёт прощенье», «Листья, исполосованные дождём…» — усиливает поэтическую интонацию;
антитеза: незавершённость осеннего прощания vs предчувствие зимы.
8. Настроение и тональность
Лирико;философское, слегка меланхоличное. Преобладают мотивы ожидания, прощания, сокровенности времени.
9. Размер и рифма
Стихотворение написано разностопным ямбом (преимущественно четырёх; и пятистопным) с перекрёстной и смешанной рифмовкой (мужские и женские рифмы). Ритм плавный, с паузами, поддерживающими задумчивое настроение.
Итог
Текст создаёт целостный образ пограничного состояния природы и души. Через богатую образность и звуковую организацию автор передаёт ощущение тишины, ожидания и скрытой динамики времени.
Свидетельство о публикации №113072900402