Александр Пересвет

      Пролог

1380 год. 8 сентября. **
На поле Куликовом собрались не зря
из разных княжеств русские люди-
"Победа!"- Господень знак. "Теперь едины будем!".      

      Александр Пересвет

Тропарь (глас 1)
     
      "Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, 
      Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, 
      Сергия игумена благодатные наследницы, 
      Куликовской брани ратницы духовнии. 
      Вы бо змия агарянскаго победисте,
      но и нас своим заступлением не остависте.
      Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,  
      душею в превышнем селении пребываете.  
      Молите за весь род русский православный, 
      преподобнии сродницы наши."  

Невиданный рассвет над полем Куликовым диким
встал в то утро судьбоносное- с боевыми криками,
с жалостными стонами,
с кольчужным звоном,
 
неясные скакали тени по траве, промчались лица- блики.
С громким стуком и громом великим *
сентябрьский воздух наполнился над рекой  Непрядвой **
звуками ужасающими, не отрадными:

предсмертным ржаньем лошадиным и скрежетом зубовным,
и воем чьим- то, за душу берущим, злобным,
и силуэты возникали смутные, какой- то дым-
как заяц мечется один, второй же волком серым мчит за ним.

Сверкал рассвет. Как юный отрок, 
расшалившийся, с зарницами кровавыми играл,
блеск синих, дивных молний, в чём суть и толк? *
в Непрядву тихую, резвясь, метал.

Туманом скрыло всё потом бордовым-*
в  нём рати строились в ряды  суровые,
туман осел, 
рассвет устал, умылся росами
и,  пробудившись,  день узрел,
сон сбросив

(чтоб  лучше видеть всех-  на тучку белую присел)-
для кровопролитных, бранных дел
супротив войска Руси, Орды стоят,
вороны стайками невдалеке галдят-
богатый будет пир,  косою  многих смерть  покосит-
в могилы братские сойдут потом они, не на погосты.

Так много воинов, ордынских, русских
(и сразу стало поле маленьким и узким)-
пришли не для пиров весёлых, дружеских объятий
(на головы врагов своих ордынцы сыпали проклятия),
а для кровавой и смертельной битвы,
и были к небу уж вознесены молитвы. 

Летит над полем клич: -
"Пред ворогом не упадём навзничь.
Пусть ворога почти в два раза больше,
так значит биться, други, станем, жёстче.
Чем на коленях жить
и данью будут нас доить–
уж лучше,
но– Господь не допустит и мы– веучие,
смерть принять в бою
за Русь, за православную свою.".

Начнётся бой и реки крови потекут по полю бранному
(а вороги не агнцы смирные-  для жертвы на заклание)-
тут гнев- им,  как отец, а ненависть-  то мать:-
"Враг, берегись! Я жизнь хочу твою забрать!"-
не всякий воин здесь умел, но смел-
заполнят поле грудами мёртвых тел.

Обычай давний, былых, тех
лет, он был не для потех, 
который канул в лЕту-
чья рать
поражена и станет кровью истекать,
а чья в союзницы возьмёт победу?

чья-  ж в страхе неуёмном побежит?
земля от топота качнётся, задрожит-
поединщики должны на деле показать-
чьей рати жить, а чьей в земле лежать.

Готовы: русский- схимонах и боец- ордынец
(кого копьё с коня на поле мёртвым скинет?)-
Пересвет и Челубей,
и крики с вражьей стороны
(уж солнцем лица все озарены)-
"Попробуй, русич, Челубея одолей!

Узнаешь! он в землю вгонит по уши тебя единым махом
и станешь прахом,
он  семерых таких,  как ты,  одной рукою левой побивает-
давно все знают!"

Челубей-  противник грозный-
высокий,  сильный и могучий-
своё копьё легко закинуть мог
(его силушки наглядный урок)
под  самые ливневые, грозовые,
пусть низкие, но всё- таки- тучи.

А  копьё у него тяжёлое, особое,
обычного копья на метр длиннее-
все (триста) пали мёртвыми,
кто силы мерил с Челубеем.

Но Пересвет духовно неробок-
Родина,  вера были ему дОроги,
да и силы был богатырской, немалой,
смекалист, у Челубея- ума не хватало.

"Увернусь я, Челубей, тебя своим копьём проткну,  достану,
своей- же алой кровию напьёшься досыта, допьяна,
а  коль не увернусь,  то выдержу удар твоего копья-
Сергий Преподобный благословил на бой, не усмирить меня!"

И понеслись навстречу кони,
и засверкали копья блеском молний-
кто выдержит? кто на коне останется?
а кто с него на землю мёртвым свалится?

Одна Великая Схима на Пересвете ***
и на скаку трепал её задира-  ветер,
удар копья противника его насквозь пронзил,
но в Челубея он своим копьём попал, вонзил.

На землю замертво грохнулся Челубей со всею силою-
вот только будет ли сырая русская земля приютной для него могилой?
а Пересвета верный конь не сбросил,  к русичам донёс-
там только мёртвым пал. На небо, в рай Господь его вознёс.

И ринулись славяне на ордынцев, как волки на ягнят-
решил исход сраженья  Пересвет-  победой в схватке,
спастись Мамай сумел и этому ужасно рад,
он так бежал!-  уж вдалеке сверкали пятки.

На чермном русском знамени- лик Христа! ****
с помощью Господа Иисуса разбит, разогнан супостат-
на поле Куликовом  выстояла, утвердилась православная вера,
больно только- много русских пало, слёз женских пролито безмерно.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя-
имена эти на века прославлены! 
Святые! Души их в раю успокоены-
такой Божьей милости были удостоены

за то, что не дали русичам испытать унижение-
испить чашу горькую поражения,
не зря они погибли в сражении,
победа русских-  власти Орды крушение.

Забудутся когда- нибудь? Едва- ли, 
свою  славу по-  тихоньку не крали-
за Русь злого врага, не жалея жизни, били-
со спокойной  совестью потому и почили.

P.S.
А  Русь  освобождалась  от многолетнего ига-
Показала Орде простонародный жест- фигу.
На битву кровопролитную вышли на врага злейшего
Собравшиеся люди, за Русь, веру душою болевшие-

А переходил после битвы Непрядву вброд
Сплотившийся   Единый   Русский   Народ.
В сраженье образовалось государство единое,
С  Христовой православной верой неугасимой.

*- художественный вымысел, но слова из "Задонщины" 
   н/п- "прилелеяша великиа тучи на Рускую землю, из них выступают кровавые зори, 
   а в них трепещут синие молнии. Быти стуку и грому великому на речке Непрядве"
**- Дата: С 1995 года в России установлен День воинской славы 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) — "День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над ордынскими войсками в Куликовской битве".
***- Схима (от др.-греч.— образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов
    соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. 
 - Схима (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское облачение, 
    в соответствии со степенью монашества схима бывает малая и великая. 
****- цвет чЕРМный- здесь, в стихах- тёмно- красный. 
"Сказание о Мамаевом побоище"-"и пал на колени свои прямо перед большого полка чЕРНым знаменем,
 на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа"-
 чЕрный (не чЁрный)- разные историки по- разному описывают этот цвет.

28.07.2013 11:10


Рецензии
Кто забывает прошлое, в того оно выстрелит в будущем. Успехов, СЕРГЕЙ!

Александр Баев   07.09.2015 22:30     Заявить о нарушении
Причём, такое достойное прошлое,
как у России,
были отброшены
все прущие на неё тёмные силы.

А наши учёные, люди искусства, писатели, учёные-
светлыми идеями увлечённые-
открывали дали прекрасного-
туманности становились ясностями.

Королёв, Станиславский, Толстой-
в мир людской
несли правду нашу и силу нашу-
варили славную русскую "кашу".*

*- для примера- гурьевская каша- традиционное русское блюдо-
все в восторге от такого кулинарного русского чуда.
А выше приведённое
также было русским "блюдом коронным".

Сергей Кузнецов Ник   11.09.2015 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.