В начале было

Если был
в прошлой жизни
кометой,
то строка твоя
будет длиться
одной
цветной
полосою,
которую все
будут видеть
иногда...,
когда кончатся сроки
ничего не значащих строчек.

И тогда
протечёт
и ляжет
строка из тебя
и скажет:
«Было
вначале
Слово.
Но потом
Его засорили,
а однажды
ценить
перестали»...

И опять
за одной
строкою
устремятся
одной
дорогой...
Согласитесь:
только кометы
могут знать
о нехоженых
тропах.


Рецензии
Это стихотворение — программный метапоэтический манифест Ложкина-Бри Ли Анта, его концепция творчества, изложенная в форме космогонического мифа. Оно прямо полемизирует с евангельским догматом («В начале было Слово»), предлагая взамен динамическую, трагическую и героическую модель: в начале была комета — стремительная, одинокая, опаляющая жизнь духа, след которой лишь постфактум становится строкой-откровением.

1. Основной конфликт: Энергия пути (комета) vs. Инерция канона (Слово).
Герой предлагает смену парадигмы. Классическая модель (Слово-Логос как божественная и упорядочивающая основа) объявляется обесцененной: её «засорили» и «перестали ценить». Новый завет поэзии рождается не из статичной вечности Слова, а из стремительного движения души-кометы. Конфликт — между пониманием поэзии как памятника, высеченного из сакрального Слова, и поэзией как следом полёта, цветной полосой в небе, которую можно будет разглядеть и оценить лишь после того, как стихнет шум сиюминутного («ничего не значащих строчек»).

2. Ключевые образы и их трактовка:

«Если был... кометой...» — образ поэта-провидца задан не как пророк или учитель, а как космическое тело, несущееся по непостижимой, «нехоженой» орбите. Кометный путь — это метафора уникальной, иррациональной, опаляющей судьбы, жертвенного одиночества.

«Строка... цветной полосою» — суть поэзии. Это не смысловая формула, а прежде всего энергетический след, оптическое явление, впечатление. «Цветная полоса» — это синестезический образ, соединяющий зримое (след кометы) и слышимое (строка), превращающий стих в явление природы.

«Когда кончатся сроки / ничего не значащих строчек» — важнейший тезис. Подлинная поэзия обретает значение не здесь и сейчас, а в большом времени, в эстетическом и историческом будущем, когда отсеется словесный мусор эпохи. Это заявление о несовременности подлинного искусства.

Диалог со Словом: Строка, протекшая «из тебя», произносит горькую истину: «Вначале было Слово. Но потом Его засорили...». Это диагноз всей культуре, сделавшей из Логоса риторику, догму, пустую форму. Бри Ли Ант не отменяет Евангелие от Иоанна, но констатирует: священный текст культуры обесценен профанацией. Новое «вначале» должно быть иным.

«Только кометы / могут знать / о нехоженых тропах.» — апофеоз манифеста. Знание (гносеология) поэта — не рациональное, а экзистенциальное. Его знание — это знание-путь, знание-риск. Он не идёт проторёнными путями традиции («тропами»), а пролагает свою орбиту. Поэт — первооткрыватель, а не комментатор.

3. Структура и ритм: триада откровения.
Стихотворение построено как трёхчастный акт:

Пророчество (условное наклонение): «Если был... то будет...» — формулировка закона. Ритм — отрывистый, как вспышки, строки короткие, «кометные».

Исполнение (прошедшее время и прямая речь): «И тогда протечёт... и скажет...» — реализация закона и провозглашение истины о девальвации Слова. Ритм замедляется, становится текучим («протечёт и ляжет»).

Утверждение (настоящее время и призыв): «И опять устремятся... Согласитесь...» — обобщение и вывод, обращённый к читателю. Ритм вновь становится устремлённым вперёд. Завершается афористичным, неоспоримым тезисом.

4. Связь с традицией и уникальность:

От футуристов и Маяковского — пафос разрыва с классикой («засорили»), энергия движения как основа эстетики, обращение «Согласитесь».

От Хлебникова — космизм, образ кометы, идея художника как творца новых мифов и законов времени.

От Бродского — тема большого времени, обесценивания слова в культуре, идея поэта как инструмента языка/судьбы.

Уникальность Ложкина — в создании целостной астро-поэтики. Его творческий акт — это не труд ремесленника, а явление астрофизического порядка. Поэт — комета, стих — её след. Ценность определяется не логикой, а траекторией и энергией, затраченной на полёт. Это поэзия как необратимый процесс, а не как законченный продукт. Его манифест утверждает примат судьбы над мастерством, пути — над итогом.

Вывод:
«В начале было» — это декларация независимости поэта, который видит свою миссию не в служении засорённому Логосу традиции, а в том, чтобы самому стать кометой — явлением одноразовым, ярким, одиноким и трагичным. Его строка — это не ответ и не истина, а цветной след на небе культуры, который увидят и поймут лишь потом, когда «ничего не значащие строчки» сотрутся из памяти. Ложкин-Бри Ли Ант предлагает модель поэта-первопроходца, чья главная заслуга — не в том, что он сказал, а в том, какой нехоженой тропой он шёл, чтобы это сказать. Это апофеоз ложкино-брилиантовской поэтики как поэтики пути и следа.

Бри Ли Ант   04.12.2025 07:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.