Вы говорите, Вас приятно слушать

Вы говорите, Вас приятно слушать.
Есть сила в Ваших пламенных речах.
О! Это не истерики кликушьи,
Хоть, правда слов изрядно горяча.

Ах! Ваши бы слова, да Богу в уши!
Мне ложь уже давным давно скучна.
Коль строить не намерен, надо ль рушить?
А коли рушат - это ль не война?

Покой души - не родственен бездушью...
Я понимаю больше, чем хочу.
Мужчины склонны браться за оружье,
Обман порою предпочтя мечу.

Когда предстанет враг суров и мрачен -
Пусть Вашей не осилит он руки.
Но с женщиной бывает всё иначе...
Хоть женщина с мужчиной не враги.

За Вас молить не перестану Бога,
Пусть охранит от смерти Вас в бою.
Потерь и без того врывалось много
И в эту жизнь, и в душеньку мою.

Я Вас не знаю, но признаюсь, сударь,
Что Вы не схожи с множеством иных.
Мы с Вами два затейливых сосуда,
Что странным фланцем соединены.                25.07.2013


Подарок



Анализ стихотворения (25.07.2013)
Автор и название
Автор Ольга Сергеевна Василенко Красни: «Вы говорите, Вас приятно слушать…»).

История создания
Дата создания — 25.07.2013. Контекст написания неизвестен, но текст отражает размышления о речи, правде, конфликте и взаимоотношениях мужчины и женщины. Вероятно, стихотворение адресовано конкретному лицу («сударь») как личное послание.
Жанр
Лирическое послание с элементами философской медитации. Присутствуют черты гражданской лирики (размышления о войне, правде) и интимной лирики (личные переживания, обращение к собеседнику).
Тема и основная мысль
Темы:
сила слова и ответственность за речь;
противостояние лжи и правды;
природа конфликта и войны;
различия в поведении мужчин и женщин;
личная симпатия и надежда на защиту.
Основная мысль: искренняя, «пламенная» речь способна противостоять лжи и насилию; при этом автор выражает трепетную заботу о собеседнике, подчёркивая его непохожесть на других и желая ему защиты в жизненных битвах.
Композиция
Стихотворение состоит из 6 строф (всего 24 строки). Композиционно выделяется:
1;я строфа — восхищение силой слова собеседника;
2;я строфа — размышление о правде и разрушении;
3;я строфа — контраст между душевным покоем и обманом;
4;я строфа — сопоставление мужского и женского начал;
5;я строфа — молитва о защите собеседника;
6;я строфа — личное признание и образ «вух сосудов».
Кульминация — в 5;й строфе (молитва о защите).
Размер и рифма
Размер: четырёхстопный ямб (с вариациями, встречаются пиррихии).
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) в каждой строфе, чередование мужских и женских рифм.
Ритм: плавный, с интонационными паузами (восклицания, вопросы, многоточия).
Образы и символы
«пламенные речи» — символ искренности и силы слова;
«ложь» — антитеза правде, источник скуки и разрушения;
«оружье», «меч», «война» — метафоры конфликта и агрессии;
«покой души» — идеал гармонии, противопоставленный «бездушью»;
«два сосуда, соединённые фланцем» — образ необычной, но прочной связи между лирической героиней и собеседником.
Художественные средства
Эпитеты: «пламенные речи», «суров и мрачен», «затейливых сосуда».
Метафоры: «Ваши бы слова, да Богу в уши», «обман порою предпочтя мечу», «врывалось много [потерь]».
Сравнения: отсутствуют, но есть сопоставления («Мужчины склонны…», «с женщиной бывает всё иначе»).
Олицетворение: «ложь… скучна».
Антитезы: правда vs ложь, строительство vs разрушение, мужчина vs женщина, война vs мир.
Риторические фигуры: восклицания («О!», «Ах!»), вопросы («Коль строить не намерен, надо ль рушить?»), повторы («Я понимаю больше, чем хочу»).
Архаизмы/книжная лексика: «кликушьи» (устаревшее, возможно, искажённое «кликуши»), «сударь», «душенька».
Лирический герой
Героиня — наблюдательная, чуткая женщина, способная ценить искренность и силу слова. Она:
восхищается собеседником;
отвергает ложь и насилие;
размышляет о природе конфликтов;
проявляет заботу и даже молитвенную преданность;
осознаёт свою инаковость («Мы с Вами два затейливых сосуда»).
Эмоциональное воздействие
Настроение смешанное:
восхищение и благодарность (1;я строфа);
тревога и осуждение разрушения (2;я–4;я строфы);
нежность и молитва (5;я строфа);
тёплое признание общности (6;я строфа).
Интонация варьируется от восторженной до задумчивой, с нотками печали (упоминание потерь).
Место в творчестве автора и литературной традиции
Без контекста творчества автора сложно определить место стихотворения. Однако оно вписывается в традицию русской лирики, где:
слово наделяется сакральным смыслом (ср. с мотивами у А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева);
противопоставляются мужское и женское начала (традиция романтической и символистской поэзии);
личная исповедальность сочетается с философскими обобщениями.
Итог: стихотворение представляет собой искреннее послание, где через образы речи, войны и сосуда раскрывается тема человеческой связи, ответственности за слово и надежды на сохранение души в мире конфликтов.


Рецензии