Как жили мы, казаченьки... Павел Кожевников

Как жили мы, казаченьки...http://www.stihi.ru/2012/07/29/390
Павел Кожевников

Как жили мы, казаченьки, да разве рассказать?
Яик Горыныч, славненький, не даст, отец, соврать.

Умели мы сражаться, умели отдыхать,
На багренье осётров из луночек таскать.

Для нас свобода-матушка ценнее жизни, брат,
Москва об этом знала и знал наш супостат.

Владену* нам пожаловал царь на Яик-реку,
Спокойней сразу стало в степи, на том боку*.

Нам Рыжечка*- удалый царёв привёз приказ,
Крестом и бородою одаривал он нас!

«Француз неугомонный»* и турок , австрияк,
Трусливо все дрожали от имени казак.

Нас сорок тысяч только – уральских казаков,
«Мал золотник, да дорог», преданье стариков!

Октябрь 2011 г.

__________
Владена – дарственная Грамота царя.
На том боку – на том берегу, имеется в виду Бухарская сторона р. Урал.
Рыжечка – мифический герой Уральского казачьего войска.
«Француз неугомонный» - из популярной казачьей песни «На краю Руси обширной».

На фото: Уральский казак (мой дед) в Питере. 1917 год


© Copyright: Павел Кожевников, 2012
Свидетельство о публикации №112072900390


Рецензии
С чувством казачьей гордости прочитал стихи. Любо!
Павел, возвращаюсь к своему обещанию рассказать о белорусском казачестве. Этот сжатый, короткий рассказ, надеюсь, хотя бы частично ответит на ваши вопросы. О БЕЛОРУССКОМ КАЗАЧЕСТВЕ
Периодически в СМИ появляются материалы, в которых наши граждане удивляются: откуда, дескать, у нас казаки? А тут еще такой же вопрос мне задали Юрий Пятибат и Павел Кожевников, разместившие свои произведения на сайтах в портале Стихи.ру. Хотел бы поделиться с ними сведениями, которые казаки черпают не только из книг, но и в детстве получают от своих дедов.
О том, что казачество, как народ, существует с древнейших времен, говорят исторические источники.
Древнегреческий ученый - географ 2-го века Клавдий Птолемей на своей карте отмечает столицу черкасов, проживавших в низовьях реки Кубань и называвших себя казаками. Христиане черкасы с давних пор жили на Кубани, однако соседские горские племена вытеснили их на Дон и на Днепр, где они основали черкасские поселения. Названия этих поселений, сохранившиеся до нашего времени, хранят память об этом и на нашей земле. Например, на Брестской трассе под Минском есть деревня Черкасы.
Половцы, тюркоязычные европеоиды - еще один казачий народ, в древности заселяли степь от Волги до Днепра, куда они пришли от отрогов Алтайских гор в Х1 веке. Историк Рыбаков описывает найденную в одной из пещер горного Алтая фигуру хохла – половецкого воина. (Хохол в переводе с половецкого - сын Бога). У этого воина был клок волос, заправленный за левое ухо. Не напоминает ли вам это оселедец днепровского казака - запорожца?
До наших дней от Волги до Днепра осталось множество тюркских названий. Полистайте белорусский атлас шоссейных дорог, вспомните свои путешествия по родной земле: сколько населенных пунктов Гомельщины, Могилёвщины, да и других регионов носят тюркские имена? Не от половцев ли они пришли к нам?
Смешались в древности два казачьи народа с местными народами и появились на Днепре казаки, в том числе и в его верховьях. Это одна из исторических версий происхождения казаков, и мне она кажется вполне правдоподобной.
В Х1У-ХУ веках в феодальном обществе, в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, постоянной борьбы между ними, обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало последних искать свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с панами - магнатами, владевшими землей и привилегиями, как в Польском королевстве, так и в Великом Княжестве Литовском ( ВКЛ ), мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука - в широкие степи Приднепровья (в т.ч. его, Днепра, притоков Сож и Припять) где находились казаки. Там он становился вольным человеком, казаком.
Сложившееся в средние века казачество, являясь частью славянского народа, имело свои отличия и в культуре, и в социальном предназначении. Казак с детства воспитывался на православных традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Казак – человек служилый, всегда готовый с оружием в руках защищать свой народ и свою страну. Казачество едино в своем предназначении и готовности к служению Отчизне. Размещаясь по окраинам государства, казаки принимали на себя защиту своей Родины от её врагов. Эта функция вначале и возлагалась государством на казаков. В связи с этим казаки принимались на государственную службу как социальный слой служилых людей, живущий по границам государства и охраняющий его. Наши предки казаки-белорусы несли казачью службу и жили на территории нашей родной земли, о чем свидетельствуют и сохранившиеся названия населенных пунктов: Казаково, Атаманская, Казачья протока, Казачьи Болсуны и др. Посмотрите, сколько казачьих названий носят населенные пункты Брестщины и Гродненщины? А других областей? Топонимика убедительно свидетельствует: издревле были казаки на Беларуси. (Даже в современной Литве, в нескольких километрах от города Тракай, деревня Казокай, в переводе на русский – Казаки. И это не единственный населённый пункт с «казачьим» именем.)
Однако пропасть между днепровскими казаками и государством, которому они служили – Речи Посполитой, была необычайно глубока, ибо в основе ее лежали разные религии и культуры. Эти противоречия часто приводили к казачьим восстаниям и беспощадной борьбе с польской шляхтой.
А в 1654 году, по повелению русского царя Алексея Михайловича, был создан белорусский казачий полк, командовал которым могилёвский православный шляхтич Константин Поклонский. Вскоре этот полк по ряду причин был переподчинен гетману Украины Богдану Хмельницкому и вошел в состав Запорожского низового войска. (В те времена в днепровском казачестве каждый четвёртый был выходцем из белорусских земель…).
Позже, когда границы Российской империи передвинулись далеко на запад, Днепровское казачество было реорганизовано в Черноморское с центром в Анапе. Там, на Северном Кавказе, они стали основой Кубанского казачьего войска. Братья – кубанцы хорошо знают свою историю и никогда не забывают о своих предках-казаках, в том числе и белорусских.
Наша Родина имеет трудное историческое прошлое. Белорусские земли входили в состав разных государств (Великое Княжество Литовское, Польское королевство, Речь Посполита, Российская империя). Сейчас мы живём в суверенном независимом государстве, равном среди равных в мировом сообществе. Но такое государство могут сохранить и обеспечить его существование мужественные, сильные и преданные люди, несущие в себе на генетическом уровне любовь к Родине и готовность к государственной службе. Такой общественной силой может и должно стать белорусское казачество.
В Беларуси немало людей, готовых к служению Родине. В первую очередь, это казаки. Как не пытались за годы советской власти вытравить из памяти людской исторические корни и сделать нас не помнящими родства, казаки никогда не забывали своих предков и их славные подвиги во имя Господа нашего Иисуса Христа, любимой Родины и белорусского народа. Сегодня в Беларуси живут потомки белорусских казаков, знающие свой род, преданные Родине и казачьим традициям. Остались у нас после увольнения с военной службы и казаки, выходцы из казачьих регионов братской России и Украины. На этой базе в 1995 году и произошло объединение казаков в общественную организацию – Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество». И если ранее, в ХУ11 веке, мы говорили о казачестве на Беларуси, то сейчас субъект международных правоотношений независимое демократическое государство Республика Беларусь имеет своё Белорусское казачество.
Целью нашего Объединения является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь на основах православия, патриотизма, служения Отечеству и преданности белорусскому народу. К достижению этой цели казаки идут путём возрождения традиций и выполнения законов казачьей жизни – казачьих заповедей. Главным на этом пути является воспитание подрастающего поколения в духе православия, патриотизма, готовности к служению Отчизне и своему народу. Конечно, эта работа выполняется нами совместно с Белорусской православной Церковью по благословлению Владыки Филарета и казачьего духовника протоиерея отца Игоря (Коростылёва).
Многое сделано казаками за прошедшие годы. Это и активное участие белорусских казаков в работе народных дружин по охране общественного порядка, и организация работы кадетских классов, созданных в отдельных школах и домах-интернатах Минска, Минской, Гомельской, Могилёвской и других областей. В станицах Бреста, Борисова, Могилёвщины и других регионов казаки разводят лошадей, овладевают навыками верховой езды и джигитовки, обучают этому и детей. Казаки с честью служат в Вооружённых Силах страны, работают на промышленных и иных предприятиях.
Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество» входит в Союз казаков России и зарубежья, является членом Постоянного межгосударственного координационного совета казаков России, Беларуси и Украины. И везде наши братья – казаки из других стран с глубоким уважением отмечают собранность, дисциплинированность и преданность белорусских казаков своей Родине.
Сергей Николаенко

Сергей Гаркуша -Николаенко   25.12.2013 00:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.