Докричаться до небес

                   посвящается Еврейской автономной области

Докричаться б до небес... с полуслова,
достучаться б до души... без посыла...
Жало бранности чужой — не основа
и не сеча у стены Измаила*.

Сотни стрел, но без меча, на пороге,
у подножия огня в злой юдоли, —
это солнце заточили в остроге,
это сердце умирает от боли.

Докричаться б до небес... Эхо, где ты?
Небо пухнет бесконечностью влаги...
Не родятся без воды... первоцветы,
как без Родины в душе** нет отваги.

____________________________________________________

*       данный топоним не связан с темой моего произведения
(топоним и географически относился к другой части СССР),
но упомянут косвенно (или аллегорически) в связи с острой
дискуссией 1990 г. о статусе существования ЕАО. Какой-либо
прямой аналогии в моем тексте нет, хотя (что важно сказать)
жители ЕАО участвовали в реальных боевых действиях в годы
Второй мировой войны (1945 г.) в крупнейшей Маньчжурской
наступательной операции. См. сопутствующий веб-источник:
http://kulturaeao.ru/uchastie-zhitelej-eao

«жало бранности чужой не основа и не сеча у стены Измаила»
— речь идет о том, что навязанная кем-то извне вражда будет
всегда стоять камнем преткновения на пути к общему миру и
согласию в обществе, и это не будет святой битвой за истину.
Великая битва у стен крепости Измаил была упомянута мной 
как пример доблести. Штурм Измаила был осуществлен армией
Российской Империи под командованием А. В. Суворова в ходе
русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов. См. также материал:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Штурм_Измаила

Стихотворение написано в 2013 г. в память о событиях 1990 г.
В произведении отражено впечатление от событий, связанных
с широкой дискуссией о статусе Еврейской автономной области,
развернувшейся в 1990 г., т. е. за год до ликвидации СССР, когда
власти РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным объявили суверенитет
от СССР, что вызвало в стране беспредел и анархию, «положив
начало фактическому двоевластию в стране и "войне законов"»,
как утверждается в статье Википедии в разделе: «Декларация о
государственном суверенитете РСФСР». Сама же политическая
дискуссия была поднята представителями амурского казачества
и еще некоторыми активистами, ориентированными на политику
Израиля, что вызвало мое личное негодование, как выросшей в
Биробиджане, т. к. всё это могло привести к упразднению ЕАО
в России. Собственно, это послужило дополнительным поводом
для меня к выезду в Израиль в 1990 г. в качестве репатриантки с
целью организации протеста против поднятия вопроса о статусе
существования ЕАО. Общими усилиями всего прогрессивного
еврейства под давлением международной общественности эту
дискуссию о статусе ЕАО все-таки удалось остановить, а саму
Еврейскую автономную область как крепость отстоять. Вот что
об этом говорится (по Электронной еврейской энциклопедии):

            «Впервые дискуссия о статусе области развернулась в
1990–1992 годах, когда представители амурского казачества и
некоторые ориентированные на Израиль активисты еврейских
еврейских организаций высказались против сохранения самой
автономии на Дальнем Востоке России. Масштабная миграция
евреев из ЕАО в Израиль привела к появлению мнений о крахе
ЕАО как проекта еврейской автономии на Дальнем Востоке...
[…] В настоящее время ЕАО формально является еврейской
автономией, а по сути представляет собой полиэтнический
субъект РФ, а еврейское влияние ограничено малочисленным
местным еврейским населением.» Википедия, см. источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейская_автономная_область
http://wiki-org.ru/wiki/Еврейская_автономная_область

Несмотря на различные проблемы и искусственно созданное
ложное мнение о крахе ЕАО, этот край усиленно развивается,
куда постепенно возвращаются евреи: «Это истинная правда.
В 2008 г. в Биробиджан из Израиля вернулись 77 чел., а уехали
туда на ПМЖ – 40. В правительстве ЕАО заявляют, что процесс
массового оттока из региона остановлен. Более того, последние
пять лет число возвратившихся […] в ЕАО […] существенно
превышает число отбывающих в Израиль. Отчасти еще и по
той причине, что далеко не всем удается вписаться в тамошние
[…] условия. Деньги там даются тяжелее, чем в России. “Тут, –
рассказывают биробиджанские возвращенцы, – мы делаем то,
что умеем или хотим. А там то, что предложит рынок труда.
Без языка — это в основном тяжелые физические работы...»
Из беседы Л. Ф. Лебедкиной со спецкором В. Чуприным. См.
издание «Московский комсомолец» (16.12.2009 г.), источник:
https://mk.ru/social/article/2009/12/16/400816.html

**      Историческая Родина (Израиль) никогда не заменит нам
Родины настоящей, на которой мы рождены. Моя Родина —
Советский Союз, советская земля, а именно советская Россия.
Я родилась в РСФСР, где когда-то появилась ЕАО (Еврейская
автономная область), основы коей были заложены еще в 20-х
годах XX-го века и коя официально была образована в 1934 г.
в СССР за 14 лет до воссоздания государства Израиль в 1948 г.
на Ближнем Востоке. И я горда, что мои предки из Испании,
баскские евреи-сефарды, участвовали в 20-е годы XX века в
почетном строительстве столицы ЕАО, города Биробиджан,
наряду с другими евреями, как из СССР, так из других стран.
О евреях, переселившихся на эти земли в 20-е годы XX века
говорится в труде раввина И. Телушкина «Еврейский мир»:

         «Тысячи советских евреев переселились в Биробиджан.
Более удивительно, также поступили и около 1400 еврейских
коммунистов из Соединенных Штатов и других западных
стран.» рав. И. Телушкин, «Еврейский мир», Часть девятая:
«Советские евреи», гл. 228, «Биробиджан». См. источники:
http://jhist.org/teacher/09_228.htm
https://mir-knig.com/read_239178-98
___________________________________________________

рисунок к тексту: картина художника Wojtek Siudmak
http://mtdata.ru/u16/photo0B45/20635409562-0/original.jpg


Рецензии
Сильные, пропитанные духом глубокой боли, строки, Ирина. Я думаю, что сама жизнь пишет их через тебя. Полагаю, что большое сердце всегда докричится до справедливости мира, исходящего с высоты небес. Я, как советский поляк, восхищаюсь теми, кто отстоял Еврейскую автономную область, когда ультраправые элементы пытались добиться ее упразднения после предательского суверенитета Федерации от СССР, провозглашенного без согласия народа ее прозападными властями в 1990 году, что привело к ликвидации СССР годом позже. Я рад, что хоть что-то от великой страны удалось отстоять. Верю, что ЕАО будет жить и евреи, и не только евреи, вернутся на свою вотчину.

Валентин Валевский   02.10.2017 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Валентин. Для меня она очень важна,
но не потому, что мне отрадно всё, что ты делаешь для меня,
а потому что твоя помощь всегда действенна и ты подкрепляешь
свои слова делами в отличие от тех, кто занимается пустой болтовней.
Мое сердце всегда будет для тебя открыто. С ответной любовью.

Ирина Леви   02.10.2017 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.