Итоги июня. Ксения Дьяконова

Несколько слов о пяти стихотворениях, понравившихся больше всего.

   Мой фаворит - "Семя иваново". Эти стихи меня потрясли. Во-первых, своей чеканностью, простотой и мощью. Во-вторых, своей безошибочной музыкальностью, тем подлинным звучанием, которое еще до того, как успеваешь осмыслить слова, убеждает в их точности и правоте. В-третьих, необыкновенной концентрацией пронзительного, настоящего смысла и реального ужаса жизни, заключенного в каждой строке. В-четвертых, удивительной объективностью, отстранненым взглядом и голосом автора, полностью исчезнувшего за кадром. И в-пятых - самобытностью: эти стихи создают такое ощущение, как будто ни до, ни после них ничего не было, и они существуют отдельно, на какой-то своей, недоступной планете.

АЛЕНА РЫЧКОВА «семя иваново»
http://www.stihi.ru/2013/05/26/9664 отборочный тур для резидентов (квота Александры Герасимовой)

Они в её стучатся  дом
И говорят: «Роди нас заново.
Мы - семя скорбное иваново,
Снесённое за окоём.
Нам   несть числа,  бесславный ветер
Нас  катит, катит по земле».
Она зовёт их – дети, дети…
Она их носит в подоле.
Кладёт на лавки, словно овощи,
Лущит, лущит их без конца.
И множатся ряды непомнящих
И осыпаются с крыльца…


   Еще мне очень понравилось "Как если бы". Легкая, непринужденная повествовательность; набросанный короткими, меткими штрихами персонаж; живой, энергичный, гибкий ритм; нерв, пронизывающий все стихотворение от начала до конца, и наконец яркая, неожиданная концовка, придающая и веса, и остроты всему предыдущему, и одновременно как будто приоткрывающая дверь в ближайшее будущее - редкие и очень ценные достоинства. А еще интересно то, что описан только один персонаж, а другой только подразумевается, но автор умело, и в то же время как бы невзначай, дает почувствовать его присутствие.

ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР "Как если бы"
http://www.stihi.ru/2012/01/28/1127 номинатор Сергей Кириллов

Как если бы купал своё дитя
и локтем воду пробовал: тепла ли,
и из кувшина подливал… Хотя
не воду из кувшина подливали,

а красное прекрасное вино.
Тому виной был вязкий ветер с моря,
принесший нам грозу. Но всё равно,
пьянея, хохоча и тараторя

о глупостях, – как если бы купал
своё дитя – был бесконечно нежен.
И полотенцем под ноги упал,
и ночничок зажёг. И реже, реже

болтал, а чаще припадал к вину
любимых губ и грозового неба.
Как если бы замаливал вину,
в которой виноват пока что не был.


 "Неуязвимость" привлекает своей интуитивной логикой, какой-то странной, экспрессионистической выразительностью, и даже если смысл этих стихов не всегда мне понятен, я почему-то верю им на слово, верю их звуку и расположению на бумаге. Особенно сильными я считаю последние две строки, в которых то ли удивительная мудрость, то ли удивительная наивность, то ли и то, и другое. Но это не важно: главное - их очарование и убедительность.

ИГОРЬ ГОНЧАРОВ "Неуязвимость"
http://stihi.ru/2013/06/01/5229 номинатор Егор Мирный

Лавки с клёнами. В пруду караси, язи.
Здесь выходят из образа люди из санатория,
Узнавая, какие они вблизи.
Тот, кого опыты не устроили,
Уходит в историю,
Он для художника неуязвим.

Осень – время выдоха и простирания.
Выдыхая в осеннее бездорожье,
Видишь ночь, какое-то возгорание
В мастерской, женщину у окошка...
И шёпот – ты чудовище, а не художник,
Ты... но пруд распылит внимание.

Когда ты прощаешь людей заранее,
Предать тебя невозможно.


   «Докторское, О-Быч-Но-Е» - по-своему завораживающие стихи. Даже то, что они написаны в строчку - не случайно: так они идут сплошным потоком и незаметно становятся плотнее, гуще, увереннее. Что делает их живыми, ненадуманными? Реальный - или кажущийся реальным - опыт, стоящий за ними; разговорный, но не развязный тон и ненавязчивая ирония; быстро сменяющиеся образы, не позволяющие словам стать вязкими или предсказуемыми. Правда, самый конец представляется мне неудачным: хотелось бы чего-то большего, чем сравнение снега с белым халатом.

САН-ТОРАС "Докторское, обычное"
http://www.stihi.ru/2012/10/01/2484 номинатор Андрей Моисеев

Дождит ноябрь – осенний перебор... Темнеют в бурых грудах листопада деревья и церковная ограда – поток листвы – плотИновый затор. Зато всю ночь – хоть даром отдавай, пекут хлеба. Вдыхая дух пекарни, луна, затеяв в небе сыроварню, – сама как в полотенце каравай... Лежит... а рядом, ливнями промыты, сверкают звёзд грибы и сталактиты. Бери плетёнку, палку – собирай до самого последнего карата, пока заря не бросит через край в ночное небо зёрнами граната… А ты ей: погоди, не наступай! Тут у меня свое земное дело: вот осень – дай ей бог! – недоглядела, оставив мне нежданный урожай. Осеннюю перебирая мзду,  вкатилось утро, размывая дёготь, и напоследок круглый лунный коготь  утащит прочь зевнувшую звезду... Откроется безлюдное метро, Господь с небес перевернёт ведро набухшей тучи в сонный листопад. Повылезают снулые уродцы – нырнут в метро туннельные колодцы и смирно в ожиданье станут в ряд. Примчится монстр, он отворит уста, и все рванутся занимать места – на службу, в офис с кондиционером. Включить экран – духовности оплот, а то как я – под госпитальный свод, под лампы с резко бьющим галогеном.. Спасать. Ловить над пропастью во ржи, таскать носилок плоские баржи, халат в крови – пока не уморят… Пока к земле не засутулит плечи, колокола в мозгу не загудят: Вам, доктор, чаю? – нет, еще не вечер. – Еще не вечер! – бодро говорят. А он уже идет, заиндевелый. А я не перевёл ни дух, ни взгляд, и снег за ним ложится белый-белый, такой крахмальный и стерильно белый.... мой утренний, наглаженный халат.


   В "Случайном холоде" есть что-то восточное, какая-то непривычная для русских стихов простота, прозрачность и искренность, и создается поразительное впечатление, что на свете нет ничего, кроме автора, его чувств и как будто замершей, выжидающей природы. Кажется, что в прошлом воплощении эти стихи были японским хокку, и это делает их особенными. Даже в названии есть что-то нездешнее, как будто оно написано на другом, лучшем языке.

ВЛАДИМИР ЦЮПИН "Случайный холод"
http://www.stihi.ru/2006/05/28-2019 отборочный тур

Случайный холод ранней весны
я угадать не смог.
Смеёмся и плачем - быть может, и мы
от счастья на волосок?...

Но стынут лужи, резвится снег,
такой нечаянный гость.
Я исповедь слышал свою во сне,
да слов разобрать не пришлось...


Рецензии
Редко случаются обзоры, после которых хочется читать стихи.

Алену Рычкову перечитал раз десять, и даже один раз переписал, как водиться - неудачно.

Саша, спасибо за рекомендацию.

Алена, то, что вы написали - это что-то надмирное.
Спасибо вам!

Борис Бельский   20.07.2013 21:20     Заявить о нарушении
Борис, благодарю Вас.

Алёна Рычкова-Закаблуковская   20.07.2013 21:26   Заявить о нарушении
Да, Алёна, я тоже перечитываю, и мне представляется, что это не о людях, уехавших за рубеж. "что-то надмирное" - согласна с Борисом. Даже не хочется этот смысл облекать в слова, чтобы не принизить его.
Вам удалось...!

Татьяна Шардина   21.07.2013 11:53   Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо. Вы правы, об эмигрантах я точно не думала.

Алёна Рычкова-Закаблуковская   21.07.2013 12:55   Заявить о нарушении
А зря))) Автор должен быть уверен в том, что сказал именно то, что хотел))))

Гоша Спектор   23.07.2013 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.