О Евгении Евтушенко

     Вчера весь вечер смотрел по телевизору юбилейные передачи о Евгении Евтушенко. Он великолепный, неподражаемый чтец-декламатор, но именно это его достоинство испортило его поэзию. А ещё он признался:
     «Мне хотелось быть понятным всем и каждому: и рабочим, и крестьянам, и интеллигентам, и профессорам, и спортсменам. Но именно это стремленье лишило мою поэзию недоговорённостей…» Добавлю от себя: «Прелесть в поэзии творится именно недосказанностью…»
     Подумалось: «Наконец, он всё-таки понял… Но не поздно ли?..»
     А всё очень просто. Нельзя сочинить хорошие стихи для скандирования их с эстрады. И тем паче – для ора на стадионе…
     Лирика изначально не имеет никакой практической цели, кроме интимного познанья автором самого себя. В отличие, например, от романов, которые помогают с пользой скрасить досуг. Стихи, написанные с меркантильно-практической целью, никогда не будут истинной лирикой…
     А вообще, литература – это средство познания. Метод литературы – мысленный эксперимент.
     Но почему же тогда лирику читают? По той важной причине, что процесс интуитивного познанья автором самого себя посредством лирических стихов способствует познанью читателем общечеловеческой сущности.
     Люди, которым безразлична человеческая сущность, лирику не читают…
     Стихи Евтушенко не отражают процесс интуитивного самопознанья, и не являются они чередой мысленных интимных экспериментов над самим собой, и поэтому большинство его пространных текстов с неточными рифмами и дёргаными размерами нельзя считать лирической поэзией…
     Публичное не является истинным.
     А Евтушенко всегда был насквозь публичен и безмерно суетлив. 

   


Рецензии
Пытался навскидку вспомнить сколько же песен на стихи Евтушенко знаю, сбился со счета, и звучат они не только с эстрады но и многие полюбившиеся нам кинофильмы как раз без стихов Евтушенко приобретут недосказанность, а то и незавершенность. Трудно не согласиться, что публичность наложила отпечаток на его творчество, некоторые вещи написанные так называемым вольным стихом как-то больше смахивают на прозу. Но надо отдать должное поэту, в одном из перестроечных интервью он без обиняков признался, что без сожаления расстался бы с третью всего написаного. Многие ли из нас тут готовы выкинуть в урну треть своих шедевров? Ну а за "Строфы века" надо сказать ему большое спасибо. Как-то на "ютубе" видел как Кедров юля, с какой-то непонятной ухмылкой, читал
в том числе и сидящему в зале Е.А. свое стихотворение парафраз из евтушенковских строчек:"Поэт в России больше чем поэт..." С горечью подумалось, а ведь Евтушенко не совсем прав: Поэт России больше чем поэт. Но все равно спасибо Поэту за то что он есть.

Андрей Шалашников   14.08.2013 00:56     Заявить о нарушении
Я же не писал, что Евтешенко - бездарность. Его талант было бы глупо отрицать. Но вот в чём дело. Если Вы читали то, что осталось от второго тома "Мёртвых душ", то Вы, несомненно, поняли, почему Гоголь его сжёг. По сравнению с первым томом - чрезмерно слабо. А вот Евтушенко ничего не уничтожил, и всё по прежнему втискивает в свои тома собрания сочинений. Чувствуете разницу в требовательности к себе...

А песни?.. Но песни - не совсем поэзия... Или вернее - особый её жанр... Охотно признаю, что у Евтушенко есть замечательные песенные тексты...

Николай Серый   14.08.2013 05:31   Заявить о нарушении
Евтушенко многое уже поздно уничтожать, тогда надо было думать, перед первыми публикациями. Сейчас многое срослось с реальностью, с историей страны, выкинуть что-то значит зачеркнуть некоторые страницы своей жизни. Зачем? Кому от этого станет лучше?
Гоголь. Мертвые души. Мне кажется и первый том безрадостная книга, зачем нужна еще одна без малейшего призрака надежды? Правильно сделал, что сжег. Правда, масса филологов осталась без средств к существованию, без капитальных трудов, монографий, званий, регалий, премий. Бедныя….
Вспоминается. У Василия Васильевича Розанова была очень набожная жена, сам маститый литературный критик и религиозный мыслитель, он тем не менее к ней прислушивался и мнение ее уважал. Однажды вечером он предложил вслух почитать гоголевского «Ревизора», она отказалась. Но почему? Смешно ведь! А что смешного в описании проходимцев, дураков и жуликов?
В самом деле, что смешного? Спросим и мы, глядя на нашу не веселую реальность.

Андрей Шалашников   14.08.2013 12:50   Заявить о нарушении
Песня, как известно, и строить и жить помогала. Кому помогают современные "пестни"? Вон Туганов почитай каждый день пишет на одного песенника пародии. Песенник то ли исписался, то ли вознесся.

Андрей Шалашников   14.08.2013 13:02   Заявить о нарушении
Интересны не сами дураки, проходимцы и жулики, но их восприятие Гоголем. Если автору удаётся создать произведение, которое побуждает читателя смотреть на реальность сквозь личность самого автора, то такого автора можно назвать гением. Поймите, отображать реальность и проповедовать, - а именно этим и занимался всю жизнь Евтушенко, - и заставить читателя, образно выражаясь, смотреть сквозь автора - это сугубо разные вещи.

Мог ли Евтушенко заставить смотреть на мир сквозь себя? Несомненно, ибо талант у него был. Но из суетности он отказался от этого... Если бы он такого таланта не имел от природы, то к нему никто бы не предъявлял никаких претензий. На нет и суда нет... Но талант у него был, а это - другой коленкор...

Николай Серый   14.08.2013 13:08   Заявить о нарушении
Туганова я очень уважаю и мне весьма нравятся его лирические стихи и переводы, но зачем он занимается пародиями, разрази меня гром, не пойму. Он пишет, что ему это нравится. Да мало ли что нам в жизни нравится!.. Впрочем, это уже его дело, но я всё равно не понимаю...

Николай Серый   14.08.2013 13:14   Заявить о нарушении
Я не знаю как должен был поступить Евтушенко, писать в стол что ли? А потом раз и опубликовать лучшее в конце жизни? А может у него лежит что-то такое заготовенное для посмертной публикации, где есть то самое чего Вы жаждете? Вообще, наверное, лучше поэта на этот вопрос не ответит никто, помните "Стеклянного господина" мне, кстати очень нравится эта вещь в исполнении Никитиных:
Стеклянный господин
Жил-был одинокий господин.
Был он очень странный
тем, что был стеклянный.
Динь... динь... динь...
Он в звон,
как в доспехи, был одет.
Счастлив или мрачен,
был он весь прозрачен -
был поэт.

"Он - трус!" -
так над ним смеялась шваль,
но просто жаль об эту шваль
Разбить хрусталь.
Матюгами, утюгами
и смазными сапогами
всё швыряли и орали,
и раздался вдруг печальный
хруст серебряный, прощальный,
умирающий, хрустальный
хруст, хруст, хруст.

Где тот
одинокий господин?
В гробе деревянном,
вовсе не стеклянном,
Он один.
Он звон
Спрятал там, где нет ни зги.
Лучше быть убитым, чем людьми разбитым
Вдребезги.

Тот, кто с хрустальной душой,
Тот наказан расплатой большой.
Остаются лишь крошки стекла -
Жизнь прошла.
Нет, есть другой ответ:
Будет много лет
Жить душа хрустальная…"
Шепчет хрустальная даль,
Повторяет разбитый хрусталь,
Повторяет звенящая синь:
Динь...
Динь...
Динь...
Мне кажется тут и ответ есть, выбрал человек жизнь, диалог с современниками, не всякий ведь способен к моментальной импровизации, получалась иногда и халтура, что ж так строго судить его. Пойдет кто-то следом и будет он прозрачным, хрустальным, нежным, но может вместе с тем тверже и смелее?

Андрей Шалашников   14.08.2013 13:41   Заявить о нарушении
Дураки и проходимцы. Да талантливо изображенные они вызываю массу чувств и мыслей у читателя, но ведь и соблазн тоже! Где гарантия, что после книги Гоголя никто не воспользовался таким "заработком" изобретенным Чичиковым?
Году так в 90ом, помню, сам умирал со смеху над стайкой лохов возле наперсточника, как же, как и 100 лет назад персонаж Энди Таккера жив, виват О Генри! Чуть позже "Энди" чуть не задушил на месте мою жену,за то что она пыталась оттянуть несчастную женщину за рукав от этого "персонажа"..

Андрей Шалашников   14.08.2013 13:57   Заявить о нарушении
Туганов один из тех здесь кто имеет образование, самобытность и талант, но видимо, и огромный неподъемный груз жизненных разочарований. Вы что-то писали о том, что талант мстит владельцу за свою нереализованность, не тот ли это случай?

Андрей Шалашников   14.08.2013 14:18   Заявить о нарушении
О Туганове я бы, пожалуй, так не сказал, ибо его лирика на весьма высоком уровне. А жуликами делают вовсе не книги. Убийц всё-таки единицы, а детективы читают все.

Николай Серый   14.08.2013 14:26   Заявить о нарушении
Да, лирика Туганова очень теплая, но ее все-таки мало, о переводах судить не берусь по не знанию языков, досадно, что он расходует себя на пародии и не займется более интересными вещами. В данном случае пародии это и мнимое оправдание таланта, но и какая-то садистская месть самому себе что ли, вроде не способен на большее долбай "валевских и гуськовых" - несолидно.

Андрей Шалашников   14.08.2013 14:43   Заявить о нарушении
Да жуликами делают не книги, но либо их отсутствие, либо отсутствие интереса к их чтению, и как следствие отсутствие в современниках вообще какой-либо самокритики. Страшно ведь жить рядом с "Энди Таккером" это у Генри он добродушный и благородный...

Андрей Шалашников   14.08.2013 14:57   Заявить о нарушении
Да, многие авторы любят своих персонажей. А Гоголь особенно любил Собакевича...

Николай Серый   14.08.2013 15:38   Заявить о нарушении
По "Мертвым душам", вспомнилось, сняты даже два мультфильма, что довольно редко бывает с классикой. Два эпизода (причем кукольных!):"Похождения Чичикова. Манилов." "Похождения Чичикова. Ноздрев". Хм, в "Ноздреве" Чичиков как раз едет к Собакевичу.

Андрей Шалашников   14.08.2013 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.