Итоги июня. Владимир Штокман

Когда несколько лет назад я обнаружил в сети сообщение о том, что на портале Стихи.ру проводится Большой Литературный Конкурс, моя рука сама потянулась к пистолету клавиатуре и на свет появился следующий текст:

МОНОТОННОЕ БРЮЗЖАНИЕ ПО ПОВОДУ СЕТЕВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСОВ

Правды нет в силлаботонике и в верлибрах правды нет.
Мир сидит на подоконнике, кувыркнется и – привет!
 
Ну а тут – то кросс, то классики, то лапта, то бег в мешках...
То прижизненные классики состязаются в стишках.

Кто же против конкуренции? Знамо дело: жизнь – борьба.
Ну а у интеллигенции что ни карма – то судьба.

Каждый сам себе взыскательный литсовет и худнадзор.
Ведь на то мы и «пейсатели», чтоб терпеть любой позор.

Самотека реки бурные смыли, кажется, уже
Берега литературные на Стихире и в ЖЖ.

Гениев вблизи не видно нам, – может их и вовсе нет...
Кроме Лесина и Фридмана, кто в сети еще поэт?

Тут, конечно, дело случая: глядь и выплеснет поток
То Некрасова, то Тютчева, то Есениных пяток.

Не журись, жюри болезное, с горя горькую не пей!
Ваше дело бесполезное вам зачтется, ясен пень.

Эту табель поименную вы взлелеяли не зря!
Пусть для будущих времен ее сохраняют сервера.

И потомки наши дальние, терабайты раскопав,
Скажут: «Вот ведь гениальные строки предок накропал!»

Известно, что «нам не дано предугадать», зато порой дано накликать. Сам того не осознавая, этим текстом я, видимо, пошевелил какие-то невидимые колесики неведомого механизма судьбы и не успел оглянуться, как оказался в числе «экспертов» этого самого конкурса :).

Прежде чем предъявить десяток выбранных мной текстов, я хотел бы привести некоторые соображения общего порядка.

Не то чтобы я не верю, что «Стихиры» кучу разгребая совсем уж нельзя найти ничего толкового. Многие известные поэты там пиарятся, да и сам я, признаюсь, грешен :). Что же касается неизвестных, то так называемый литературный процесс дело тонкое, в нем возможны всякие неожиданности, особенно в эпоху массовой переработки информации с помощью компьютерных технологий. Но не следует забывать, что литература, в особенности поэзия — это не только совокупность текстов, но и личности авторов и их, говоря пафосно, судьбы. А особую судьбу (как прижизненную, так и посмертную) стихотворцу не гарантируют ни сотни тысяч читателей, ни победы в литературных конкурсах, ни тома хвалебных рецензий. Однако, исходя из соображений фрактальности культуры, следует предположить, что в любой произвольной выборке текстов можно обнаружить закономерности, свойственные «большой литературе». Так что, наверное, по большому счету подобные конкурсы дело полезное и энтропию все-таки уменьшают, а не увеличивают. Поэтому я без особых колебаний, а даже с некоторым интересом взялся за это дело. Да и себя в роли «эксперта» проверить захотелось: а не нагорожу ли чуши, не проявлю ли чудовищное безвкусие и ущербность эстетических критериев :).

Длинный список текстов очередного этапа БЛК меня не удивил, но и не разочаровал. Безоговорочных шедевров я в нем не обнаружил, но и особых трудностей в отборе десяти лучших текстов тоже не испытал. К сожалению, никаких открытий не произошло, меня даже несколько удивило наличие в столь маленькой подборке текстов очень похожих друг на друга, словно они написаны одним человеком, в то же время все попытки «оригинальности стиля» или формального «новаторства» меня не впечатлили, а в некоторых случаях даже вызвали чувство неловкости, поэтому в мою десятку вошли тексты преимущественно «традиционные» по форме и элегические или сюжетные по содержанию. Я не стану подвергать строгому анализу не вошедшие в десятку тексты, скажу только, что некоторые из них мне показались многословными демонстрациями умения говорить рифмованными ямбами, иные, при прочих равных условиях все же царапнули ухо каким-то дефектом поэтической дикции, сводящим на нет все старания автора. Основным критерием выбора стала внятность высказывания и версификационная состоятельность текста. Я не отрицаю, что среди отброшенных мной текстов кто-то иной усмотрит небывалые «приращения смысла» и полеты творческой фантазии, но хотя я честно пытался и усмотреть, и прочувствоваться, мой выбор все же пал в основном на те тексты, которые и при самом первом прочтении обратили на себя мое внимание.

Поскольку выбранные стихотворения являются лучшими лишь по сравнению с другими текстами конкурсной подборки, я, уподобившись справедливому критику, кроме  достоинств в отдельных случаях позволил себе указать и на некоторые недостатки, дабы не быть осужденным за предвзятость и отсутствие поэтического слуха.

А вот, собственно, и мои победители:

ИГОРЬ ГРИГОРОВ "На берегу"
http://www.stihi.ru/2013/05/12/5613 отборочный тур  (квота Светланы Чернышовой)

Это – берег твоей реки. Обветшалый лед
Старым платьем трещит и ползет по швам,
Ты впервые с осени видишь – река течет,
А лоскутные льдины уходят по рукавам

И протокам реки туда, где горит закат,
Но река заливает жар – без ее воды
Небо выгорело б дотла много лет назад,
Так же вечером. Зеленоватый дым

Лег на кроны деревьев, зыбкий, как этот мрак,
Что с трудом скрывает вешние небеса,
И растет тишина, сквозь которую слышишь, как
Прорастают травы, и кажется, что ты сам

Прорастаешь корнями в суглинок речных террас,
Неподвижен и нем, забывая, что есть слова,
Наблюдаешь, как время движется мимо нас,
И лоскутные льдины уходят по рукавам.

Развернутая древняя метафора —  «река времени». Но сделано добротно, интонация стиха живая, огромный плюс — третий план, проекция образа реки на лирического героя, причем опосредованное — через уподобление процесса прорастания процессу протекания. Удачная кольцевая композиция, замыкающая «время» в последнем катрене на «реку» из первого.

СИМА РАДЧЕНКО "Невидимка"
http://www.stihi.ru/2011/11/10/149 номинатор Игорь Михайлов

Внезапно в доме отключили свет. Нет света - и заняться тоже нечем...
Родители устроили совет. В конце концов нашлись на полке свечи.
Огонь пробился слабеньким ростком сквозь толщу ночи, невесом и тонок.
И в темноте тягучей и густой вдруг оказалось: в доме есть ребенок.
Он, оказалось, был уже давно, и говорил неплохо, и о многом,
но как-то было все не до него - "уйди и не мешайся, ради бога".
Но в этот вечер, в хрупкой тишине не смог уткнуться папа в телевизор.
И сказочные тени по стене взбегали и гуляли по карнизам.
И мама не стояла у плиты, и не велела убирать игрушки.
И сказочные феи и коты кружились по дивану и подушкам,
не разжимая крепких лап и рук, - и в вальсе, и галопом, и вприпрыжку!
И мама с папой превратились вдруг в бесхитростных девчонку и мальчишку...
Он рассказал им все, и никогда они еще не слышали такого.
О том, как бродят пестрые стада по покрывалу зарева ночного,
о том, что у соседей есть малыш, который плачет, если сны плохие,
о том, что если вслушаться, то с крыш поскачут капли-воины лихие,
о том, что вечерами у планет укрыты спинки сумеречной дымкой...

А утром... утром снова дали свет.
И снова стал ребенок невидимкой.

Стихотворение «с изюминкой», отличная идея — «ребенок-невидимка». Очень легко такую находку испортить, перегрузив многословностью, ненужной риторикой или назидательностью. Автору удалось этого избежать. Психологически убедительный сюжет и пуэнта, как и положено, неожиданная, но подчиненная логике жизни и стиха. Несмотря на отсутствие «хеппи энда», доброе, эмоционально теплое стихотворение.

ВЕНИК КАМЕНСКИЙ "Про мужиков"
http://www.stihi.ru/2013/03/24/8654 номинатор Турунтай

На иконе в кухне копоть,
Кипяток в стакане крут.
Дед Петрович ноги пропил,
А в больничку не берут.

Парит дедова старуха
Лист березовый в ведре:
"Дай-ко ноги, бляха-муха,
Враз пойдешь плясать кадрель."

"Да каки уж мне кадрели,
Разве водка и бинты.
Глянь-ко, ноги посинели -
Значит, старому кранты.

Шибко, Маня, ночью режет,
Даже белый свет немил..."
Вроде жил, а вроде не жил.
Пил да робил. Снова пил.

Вербы прутики сухие,
От беленой печки жар.
Со стены глядит София -
Что, Ротару, деда жаль?

Подоконник, шторка, блюдце.
Огороды вдоль реки.
Девки, бабы остаются,
Помирают мужики.

Хоть «по жизни» я и не любитель подобных текстов (от их прямолинейности слегка заносит соцреализмом эпохи развитого застоя), но в нынешние времена и в контексте данной конкурсной подборки звучит на удивление органично. Даже частушечный хорей вполне уместен для такой темы и такого жанра. Так что придраться ни к чему не смог, посему с чистой совестью помещаю в десятку.

ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА «музыка»
http://stihi.ru/2012/05/18/4471 квота Главной редакции

по прихоти мамы кроху назвали музыкой.
по прихоти господа она родилась немой.
в свидетельстве о рождении стоит – русская,
папа был немец, стыдился, скрывал, сколько мог.
девочка выросла в травах, в поверьях, в кружеве.
чаплина обожала, считала, что мир – кино.
внешне – углы да трапеции – неуклюжая,
только внутри клокотал кипяток из нот.

жил по соседству парнишка, слегка застенчивый.
тайком наблюдая, как бездонно она молчит,
как смешны рядом с нею кричащие женщины,
мечтал познакомиться и предложить свой щит.
слух потерял в двадцать шесть. утешало главное,
которого не лишиться – воздух-огонь-вода.
взяв руку музыки, выдохнул людвиг: славная,
я тебя слышал и слышу... всегда-всегда.

Я всегда был большим любителем постмодернистской игры в «остранение» культурных стереотипов, типа «Лев Толстой очень любил детей» или, как в данном случае, «глухой Людвиг возлюбил Музыку». Автор, конечно, балансирует на грани кича, но в целом ему удалось создать целостный текст, который может быть воспринят и любителями Эдуарда Асадова и поклонниками творчества Дмитрия Александровича Пригова.

КУЛИКОВ «Октеты клеста»
http://www.stihi.ru/2013/06/05/1394 отборочный тур для резидентов
I

Душа моя пуста, как мартовская роща,
где облака стоят, как в бухте корабли,
где вечер от куста к кусту бредет на ощупь
на огонек клеста, мелькнувшего вдали.
Ах, этот рыжий клест, фонарик рощи мглистой,
собрат далеких звезд и сосен кровный брат,
встающий в полный рост в кустарнике тернистом
голштинского полка отставленный солдат.

II

И что же нам теперь скитаться бесконечно,
чтоб на закате дня, а, может, дней, как знать,
как в запертую дверь случайной чебуречной,
в твердыню скорлупы стучать, стучать, стучать?
Пока не повезет (почти уже некстати).
И так из года в год, кедровою смолой
пропитываясь, как подлесок на закате
тягучей, будто мед, янтарной полумглой.

III

О сумерки души! Хруст веток под ногами,
размытые стволы, и вдруг один из них, –
отчетливо ребрист, как барабан в нагане, –
у самого лица, и нет уже других,
и где она, тропа? и нет ее в помине,
а если и была, ушла, петляя, в лог,
и вечер, как смола, застыл на ветках синих,
и был ли он, клеста мелькнувший огонек?

Сразу понравилось диковинное название: я уж почти забыл, что существует на свете такая птица — клест, а еще и в сочетании с октетами... А под  ним — текст фонетически почти безупречный, смачно катающийся на кончике языка аллитерациями. Почти, потому что пару раз споткнулся на двух стечениях согласной «к»: «к кусту» и «огонек клеста». А в  целом — мастерски сделанная элегия, в лучших традициях, и не исчерпывается однократным прочтением.

СЕРЁГИНА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА «Ночной Питер»
http://www.stihi.ru/2013/06/08/5616 номинатор Владислав Сергеев

Придавай значение мелочам.
Не случайна изморось – это фон.
Что творится в Питере по ночам?
Кто мелькнул за окнами – не грифон?
Хохотнёшь: «Скажи ещё, попугай!
Вот ведь не обходишься без затей…
Ты меня грифонами не пугай,
Что мне эти сказочки для детей?»
Но когда внимание на мосты
(Чтоб успеть на Троицкий – сбились с ног!),
Сфинкс (тот самый, каменный, у воды),
Скрёб за ухом лапою, как щенок.
Веяло опасностью от Невы,
Несмотря на яркие огоньки,
И недаром рядышком сели львы –
Львы всё время селятся у реки.
А когда рассветышка задрожал,
Прямо за мгновение до утра,
Чижик-Пыжик молнией пробежал –
А не то досталось бы от Петра!
И мурашки бегают по плечам,
Кофе бы с корицею – да в тепло.
На душе как в Питере по ночам –
Всё неясным образом ожило.

Вроде бы сплошные расхожие образы и стереотипы питерские, а цепляет, то ли из-за ностальгии по любимому городу, то ли из-за правильно выбранной автором интонации — синкопированный логаэдический ритм, словно и впрямь пробежался вприпрыжку по улицам ночного Питера... Одним словом, живое, слегка ироничное стихотворение. Единственное замечание — к графическому оформлению стиха. Я бы разбил его на строфы, чтобы подчеркнуть логические цезуры в тексте. Иначе тяжеловато воспринимается, как проза без разбивки на абзацы.

ГАННА ШЕВЧЕНКО «Мой холодильник Дима»
http://www.stihi.ru/2013/06/01/3935  номинатор Светлана Чернышова

Это невыносимо,
неопытен, годовал,
мой холодильник Дима
Катей меня назвал.

В окнах творится осень,
плавают облака,
видимо, губы просят
капельку кипятка.

Может быть, в магазине,
где он приобретен,
пластик или резина
были со всех сторон.

Да и сейчас не лучше —
вспорот живот тунца,
в камере сбились в кучу
бройлерные сердца.

Дима, держись, я тоже
маюсь своей зимой,
как мы с тобой похожи,
господи, боже мой.

Вполне плодотворный «закос» под абсурд и детскую наивность, чтобы упрятать под ними недетские проблемы. Все сделано аккуратно, без нарушений правил избранной игры. Особенно замечательны «вспоротый живот тунца» и «бройлерные сердца» в камере. Короче говоря, тема «одиночества и отчуждения человека в современном мире» раскрыта. Вдруг вспомнилось: «Я не то чтоб чокнутый какой, но лучше с чертом, чем с самим собой»...


ДОМ АСТРЕЛИ «Жатва»
http://www.stihi.ru/2013/04/19/8803 отборочный тур для резидентов

июльский день на блюде отчеканен
средь виноградин, липких от жары,
и косточки безумными зрачками
глядят сквозь перепонку кожуры.

и кажется, в медовых переливах,
тягучей, напряжённой тишины,
я слышу шёпот, шёпот торопливый,
из тех, что засыпающим слышны.

он кружится настойчивый и жёлтый,
осиное упрятав остриё,
и яблоко неведомого сорта,
оставшись не надкушенным, гниёт.

и лаковые бисеринки пота
на коже чертят призрачный узор
и облетает наземь позолота
с дрожащих пальцев плачущей Хатор.

всё сжалось от предчувствия чужого,
под бронзовое лезвие серпа
ложится плод - созревший и тяжёлый -
не знающий, что он уже упал.

Зримые, безупречные образы, строчкам  «косточки безумными зрачками // глядят сквозь перепонку кожуры» я аж просто позавидовал. Все здесь, пожалуй, к месту — и сюрреалистические метафоры («назойливый шепот, подобный желтой осе с острым жалом»), и древнеегипетская мифология, и мрачноватый финал, навевающий мысли о костлявой, срезающей гроздья человеческих жизней своей косой. Неоклассицизм, ни дать ни взять...


АЛЕКСАНДР РА 2  «игра»
http://www.stihi.ru/2013/06/04/3981 отборочный тур для резидентов (квота Елены Наильевны)

сидим играем в дурака
на диком пляже
в моих немеющих руках
как пух лебяжий
неощутимо и светло
живёт мгновенье
ещё свободное от слов
прикосновений
и только взгляды иногда
звенят столкнувшись
и невозможная вода
бежит по суше
бежит по нам как будто мы
на солнце таем
и на две трети семь восьмых
необитаем
наш молчаливый островок
на этом пляже
но всё зависит от того
как карта ляжет

Вот что здесь хорошо, в этой незамысловатой зарисовке, так это то, что автор не ограничился одной лишь неназванной впрямую «любовной игрой», являющейся непосредственной темой данного текста, закамуфлированной под игру в карты, но и применил игру словесную, дав стихотворению двусмысленное название, а самое главное — заставил финальный фразеологизм «как карта ляжет» мерцать одновременно своим переносным и непосредственным значением. Так что здесь как минимум три «игры», которые играют друг с другом и с читателем в затейливую игру — четвертую ;).

ЕКАТЕРИНА ЧУХОНЦЕВА "Сино-птическое"
http://www.stihi.ru/2012/01/23/7030 номинатор Анна Асеева

когда по свету ходится с трудом - не то хандра, не то противный вирус -
я вспоминаю про картонный дом в писчебумажной лавочке "Папирус".
им хочется внезапно завладеть, а после жить - размеренно и просто.
осталось на немножко похудеть и как-нибудь решить проблему роста.
позвать тебя. придешь? разворошим поленья в нарисованном камине.
озябший опыт прошлых наших зим перед теплом сегодняшним бессилен.
вино из одуванчиков? глинтвейн? подснежники, колье из белых хлопьев,
проснувшийся до срока соловей, осипший в эйфории филантропьей.
одно окно выходит в летний сад, в другом же - бесподобный вид на море,
а в третьем - листопад и снегопад схлестнулись в живописном многоборье.
на коврике - собака, в кресле - кот, на столике в шкатулке - рукоделье,
и слышно, как звенит небесный свод, заполненный растерянной метелью.
полёт шмеля и па-де-де стрекоз отложим до июльского затишья.
забавно наблюдать кошачий нос, разбуженный бесцеремонной мышью.
о том, что выбор труден, жребий слеп, не будем спорить с атмосферным фронтом,
а просто нарисуем step-by-step пунктир следов от дома к горизонту.

Несмотря на то, что данное стихотворение напоминает сразу три других текста (во-первых, стихотворение «Невидимка»  - стихотворным размером и строфикой; во-вторых, стихотворение «Музыка» - отсутствием заглавных букв при наличии знаков препинания; в-третьих, песню Андрея Макаревича «Три окна», сами понимаете чем), что несомненно несколько снижает его достоинства как самостоятельного художественного произведения, я все же включил его в десятку лучших, поскольку никаких других серьезных содержательных и формальных недостатков я в нем не обнаружил, в отличие от остальных текстов, в десятку не вошедших.


Рецензии
«Теперь позвольте пару слов без протокола», как говорится, не в перебив, а в дополнение.

Вот Илья Ильф на радио уповал, Виктор Шкловский — на телевидение, не знаю, кто уповал на интернет, но вот он есть, а счастья как не было, так и нет :).

Я по мере возможности очень внимательно следил за дискуссией, развернувшейся под моим отчетом. К сожалению, реагировать на каждую реплику, при всем моем желании, не имею достаточного количества досуга, поэтому отвечу всем «оптом», да не обидятся на меня впечатлительные дамы и гордые джентльмены.

И вот что меня в очередной раз озадачило: зачем такое количество эрудированных, чертовски начитанных людей, отличающих «прилагаки» от прочей не заслуживающей внимания хрени и в совершенстве овладевших «копипастом» нагуглённого Гумилева, участвует в подобных мероприятиях, как сей виртуальный Большой Литературный Конкурс? Что делают они в презренных пространствах интернета, превратившихся, как утверждают злые языки, в мировую свалку интеллектуальных отходов и «слагалище никчемного креатива»? Почему мы не видим имен этих достопочтенных стихотворцев среди лауреатов нобелевской или, на худой конец, премии имени какого-либо «Знаменитого Русского Поэта»? Почему полки книжных магазинов не ломятся от томов их сочинений, а толстые журналы не бьются за право напечатать хоть одну их строчку? Неужто опять виноваты, эти, как их там?... Иудеи и лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией?

Еще меня немного озадачило то, что уважаемая Ксения Дьяконова в свой шорт-лист включила тексты, совпавшие с моим выбором с точностью до наоборот. Впрочем, вы, уважаемая публика, были уже свидетелями и более «кровавых» разногласий экспертов. Я понимаю, что в одно жюри или в одну редколлегию, если угодно, не можно впрячь сивого мерина и трепетную лань. Не стану лукавить, все тексты, выбранные Ксенией, рассматривались мной в качестве претендентов, но не прошли по причинам, о которых я вскользь упомянул в своем отчете. Но такое «совпадение» заставило меня задуматься. Впрочем, нет голоса еще одного эксперта. Может быть он развеет сомнения и прольет бальзам на раны всем, кто в этом нуждается.

Кроме того, меня изрядно повеселили некоторые реакции на мой отчет. Я еще понимаю «случайных прохожих»: ну, заглянул(а) на страницу, ну, не сдержал(а) эмоций и написал(а), что думал(а)... Но вот старожилы и завсегдатаи (я бы даже сказал — долгожители, судя по очаровательному светскому флуду развернувшемуся под некоторыми комментами), да и сами участники конкурса... Я, конечно, могу оправдать их «фиолетовость» — наверное, они сами в конкурс не просились, их, видимо, без их ведома номинировали. Дык есть же простой способ — написать заявление, так мол и так, я в эти игры не играю и нетленку мою, прошу грязными руками не трогать, я тут напрямую с богами общаюсь и вообще, сначала разберитесь, кто тут судьи, ну и так далее, в лучших традициях русской литературы. А иначе, чего ожидать? Того, что, как сказал многоуважаемый Павел Самсонов, всех срочно обзовут гениями и отправят в «сад»?

Любой редактор и «эксперт», несмотря на все свои критерии и категориальный аппарат, сам порой толком не в состоянии объяснить, почему один текст ему кажется лучше другого. Ну не «прилагаки» же, в самом деле, считать :) Слух, вкус и опыт формируется годами, и его нелегко бывает свести к однозначным формулам. Как сказал Карл Густав Юнг коллегам-психиатрам в своих тэвистокских лекциях, для того, чтобы понять меня и самим убедиться в правоте моих слов, вам следовало бы повторить десятилетия моих исследований, размышлений и прочесть все прочитанные мной книги, поэтому за неимением времени вам придется поверить мне на слово ;). Прошу не понять меня превратно, я вовсе не уселся в позу лотоса и не корчу из себя великого посвященного, и никого не собираюсь учить, а уж ни в коей мере - поучать. Тем более, что в мире тотальной демократии сегодня я вас, а завтра вы меня ;) Поэтому вопрос «какими же должны быть стихи, чтобы а) выделялись из толпы клонированных; б) торкали экспертов?» совсем не ко мне. Как и вопрос «для чего проводился этот конкурс?». Ну а уж на вопрос «куда двигаться дальше?», я думаю, автору никто не ответит, кроме него самого (если он, конечно, понимает, зачем он вообще куда-либо движется). Меня пригласили и я пришел, задачу выполнил как сумел, если кого задел за живое, прошу не обессудить.

Ну и наконец, я абсолютно согласен с Любовью Ушаковой. Немедленно отобрать (посмертно) у всех поэтов-лауреатов незаконно полученные нобелевские премии по ЛИТЕРАТУРЕ!

Владимир Штокман   22.07.2013 02:26     Заявить о нарушении
Доброго времени, Владимир!
Не грузитесь Вы по поводу конкурсов. В большей степени народ ходит сюда развлечься, дабы отдохнуть от трудов праведных (или неправедных). Здесь можно испытать некий эмоциональный подъём, ну как от просмотра футбола или там хоккея, куда ходят менее искушённые индивиды. Да и сами стихи всего лишь сублимация сексуального влечения, которое ищет выход либо в питиё водки, либо мордобитие, либо, как в нашем случае, творческие порывы с уклоном в садо-мазо. По поводу всяких там лауреатов, премий и прочей ерунды, так при жизни это определяется связями, а после смерти кому как повезёт.:)
Что до мнений экспертов, читателей и т.д., так это зависит от степени развития комплекса неполноценности, ибо тщеславия опирается своими корнями именно на него, что давно доказано психологами.
Так что всё ладно в Датском королевстве.

Аська Васина   22.07.2013 07:39   Заявить о нарушении
ну почему же...
Нобелевская премия - по литературе вообще и за поэзию в частности

так что премию поэтам сдавать нет никакой необходимости

а БЛК - конкурс поэтический, а не литературный вообще, поэтому его название не соответствует содержанию

Степ   22.07.2013 12:50   Заявить о нарушении
Слава, посмотри, наверху странички что написано? Как называется сайт? Правильно, "стихи.ру"! И конкурс наш литературен - в рамках ограничений, обусловленных направленностью сайта. Не вижу ни противоречий, ни оснований для претензий.

Владислав Сергеев   22.07.2013 21:15   Заявить о нарушении
Владимир, извините, забыл сразу сказать: вы замечательно выполнили поставленную задачу, спасибо!
А если кто задет за живое, так ему (ей) и надо! Не все лекарства сладкие )))

Владислав Сергеев   22.07.2013 21:19   Заявить о нарушении
А я в пылу полемики забыл поблагодарить всех, кто так или иначе был причастен этому туру БЛК - организаторов, редакторов, участников, комментаторов и болельщиков. Особоое спасибо всем, кто благожелательно отнесся к моему дебюту в качестве "эксперта" и тем, кто заставил меня призадуматься. Все было замечательно!

Владимир Штокман   23.07.2013 01:12   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Владимир, и за обзор, и за дискуссии
И еще - я раннее детство провет в станице Скобелевской Гулькевического района, так что мы с Вами - земляки, можно сказать...

Степ   23.07.2013 11:50   Заявить о нарушении
Мне тут показалось, что ""нагугленный" Гумилев" это "камень" и в мой огород. Не хотелось бы разочаровывать, но тем не менее, очень давно, еще до первой публикации в "огоньке", я был счастливым обладателем книги Гумилева(кстати, и книги Розанова), что в тогдашнем СССР было экстроординарным. Посему, в студии, раз в неделю, я делал разбор одного из текстов Гумилева(а так же предлагал к размышлению какой либо отрывок из Розанова(в основном из "опавшие листья")) Поэтому "гуглить" мне просто ни к чему, амнезией пока не страдаю. Хотя, для того, чтобы не набивать текст вручную - можно открыть его и скопировать. В этом преимущество интернета))))))
А теперь позвольте мне ответит на несколько вопросов, которые в контексте комментария могли бы быть риторическими, но на самом деле требуют хотя бы краткого ответа.
"Что делают они в презренных пространствах интернета, превратившихся, как утверждают злые языки, в мировую свалку интеллектуальных отходов и «слагалище никчемного креатива»? Почему мы не видим имен этих достопочтенных стихотворцев среди лауреатов нобелевской или, на худой конец, премии имени какого-либо «Знаменитого Русского Поэта»? Почему полки книжных магазинов не ломятся от томов их сочинений, а толстые журналы не бьются за право напечатать хоть одну их строчку?"

1. Пространство литературного интернета предлагает одну неоспоримую вещь - быструю реализацию. Это соблазн для любого автора. Но качество реализации зависит от профессионального отношения к тексту. И если мы на секунду предположим, что из интернета уйдут "крепкие" авторы, то тогда как раз мы и получим огромное болото без единой вешки, ибо как раз тексты этих авторов являются некоей планкой, неким эталоном для подражания. И не станем забывать, что период подражания присущ каждому автору, без исключения. И является приметой творческого развития.

2. По поводу премий. Знаете Владимир, в конце 70х- в начале 80х мы с вами, возможно, и пересекались, например, в Танаисе. По этому поводу думается, а где премии Гены Жукова, Николая скребова, Ашота Гарнакерьяна? Есть такая авторская категория - провинциальный стихотворец. Это не значит, что они хуже столичной богемы. Просто любая "премия", любой конкурс, по сути своей, достаточно ангажированный процесс и сильно зависит от "раскрученности" имени. Но вот в чем проблема - поэт это личность самодостаточная. Ему не нужно подтверждения собственной исключительности)))) И наоборот - колеблющийся версификатор обязан переодически подтверждать собственную исключительность путем участия в различных соревнованиях. Многие из современных авторов уже не знают о той категории "литературных мальчиков" которые ошивались в редакциях литературных журналов 70х-80-х годов. Просто с развитием интернета эта категория плавно переместилась во всевозможные конкурсы.
Поэтому многих интересных имен и нет в "обоймах" всевозможных премий.

3. Почему не ломятся полки магазинов, и не печатают журналы? Просто потому что это коммерчески не выгодно. Поэзия в 21 веке это штука элитарная(я говорю о поэзии, а не о графомании), а у элитарного не может быть массового потребителя. Нынешние литературные журналы тоже элитарные издания с ограниченным объемом. А зачем предлагать в журнал то, что не прочтут, если в интернете аудитория значительно больше, и возможность быть услышанным тысячекратно выше?

4. Теперь о том, кто виноват?))))) Виновата русская поэтическая традиция вкупе с ответственностью за произнесенное слово. Ну не может настоящий автор пройти мимо откровенного поэтического бреда. Он должен его, хотя бы нивелировать. А значит главным становится не собственное творчество, а строительство плотин на пути литературной чуши. Беда, конечно, но по другому литературный сель не сдержать. Иначе русская литература просто благополучно захлебнется))))

Вот те несколько сентенций, что пришли в голову.

За сим остаюсь с ув.
Гоша Спектор

Гоша Спектор   23.07.2013 12:22   Заявить о нарушении
Золотые слова. И что главное - все правы, но каждый по-своему.

Тут свезёт - ежли князь мира улыбнётся или наоборот - не заметит, а там - если Пётр калитку в Сад отворит. И вот куда бедной душонке податься? И ведь двум господам не услужишь. Тут уж выбирать каждому своё.
Сложная штука эта Поэзия. Вот Цветаева - это Поэзия высшего качества? А что с душой, на какие мытарства она обречена? И что тогда есть литературный сель?
Гоша/Игорь, Вы когда-то хороший вопрос задали, на который никто не ответил: мол, что отделяет фантазию от лжи? Как почувствовать эту грань? У каждого она разная. Хотя наука уже дала ответ, ширина парапоясной борозды в моске чела отделяет реальное от выдуманного, воображаемого. Речь идёт о микронах. Микроны какие-то и человек уже не может отделить ложь от фантазии. Я бы с большим удовольствием замерил бы эту борозду у некоторых представителей/обитателей тутошней тусовки. )))
Всё зыбко, всё шатко. И только Господь в микронах, а ангелы - на острие иглы. Вот эти микроны и доказывают нам существование Его; Его Следы и нужно искать в Поэзии, и бороться беспощадно с бредом/селем, мне так кажется (перекрестился).

Незнайка На Нибиру   23.07.2013 16:55   Заявить о нарушении
Ну... Незнайка... сказки же долго живут, потому что в них - правда, правда характеров
Хорошая фантастика - тоже
хорошо, когда обстоятельства вымышлены, а герои настоящие
ложь - когда наоборот...

Степ   23.07.2013 16:59   Заявить о нарушении
"По поводу всяких там лауреатов, премий и прочей ерунды, так при жизни это определяется связями, а после смерти кому как повезёт.:)" (с)

"Золотые слова, Юрий Венедиктович. Золотые. Не жалеете Вы себя для народа". (с) )))

Незнайка На Нибиру   23.07.2013 17:00   Заявить о нарушении
Не совсем, наверное, точно выразился. Борозда отвечает за распознанте лжи от фантазии. Человек с аномалией в моске путает ложь и фантазию. А это разные вещи, всё ж. Наверное. )))
Шизофреники тош хитры и изобретательны бывают. Сразу и не отличишь, бывает, шо за "Солярис" перед тобой.

Незнайка На Нибиру   23.07.2013 17:09   Заявить о нарушении
Ответ на самом деле прост - фантазия не предполагает выгод))))

Гоша Спектор   23.07.2013 18:34   Заявить о нарушении
И....да! Мытарства души определяют поэтический накал..... но только в совокупности, в совокупности с талантом, сопереживаением etc. И что еще интересно - мытарства души приводят или к богу, или в петлю)) А поэтика - промежуточная стадия, попытка защититься от внешнего мира.
Что есть сель? Бессмысленный словесный поток. Это тоже самое, как человек, не имеющий ни голоса ни слуха, возьмется исполнять вокализ. А если тысячи? А если одновременно?

Гоша Спектор   23.07.2013 18:42   Заявить о нарушении
Да и сами стихи всего лишь сублимация сексуального влечения (с)

Аська, можно с этого момента подробнее? я такого определения стихам еще не встречала...:)))

Ольга Оланд   23.07.2013 20:58   Заявить о нарушении
неправильно)
лгут тоже иной раз безвозмездно)
вот взять стишок из лонга "сквозь стекло".
автор думал, что фантазировал,
а получился лермонтовский парусник собранный в бутылке)

Олег Калиненков   24.07.2013 02:51   Заявить о нарушении
>> Да и сами стихи всего лишь сублимация сексуального влечения (с)

>> Аська, можно с этого момента подробнее? я такого определения стихам еще не встречала...:)))

Ольга, почитайте старикашку Фрейда :)

Евстасия   24.07.2013 11:15   Заявить о нарушении
Евстасия, не все живут по Фрейду ☺
с сублимацией сексуального влечения я не согласная, есть еще и психическое напряжение ☺

Ольга Оланд   24.07.2013 12:45   Заявить о нарушении
Ольга, конечно, не все. Просто Вы сказали, что не встречали такого определения, а я назвала фамилию автора.

P.S. Вообще умилили "свежие" мысли Аськи Васиной, изложенные к тому же плохим русским языком. Столь же унылое впечатление произвели и её ремарки о конкурсных стихах :)

Евстасия   24.07.2013 13:39   Заявить о нарушении
Ольга, конечно, не все. Просто Вы сказали, что не встречали такого определения, а я назвала фамилию автора. (с)

такого определения конкретно стихам у Фрейда я не встречала :), если говорить о творчестве в целом, то что подобное у Фрейда, конечно, найдется

Ольга Оланд   24.07.2013 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.