Непридуманные истории 17 века

     Большинство деревень нашего района имеют более чем четырёхсотлетнюю историю.  А вот подробными рассказами повседневной жизни и быте их жителей 17 века, наш читатель не избалован – слишком мало источников дошло до наших дней с того времени. Тем ценнее житейские истории того времени.
 До 1917 года в России было повсеместно распространено паломничество к разного рода святыням. Традиция, ведущая своё начало из глубины веков, поддерживалась и в волостях, составивших в 1924 году Верхнетоемский район. На указанной территории в 17 в. существовало несколько обителей.  Краеведы района и области в «Заре» не раз освещали их историю, но не лишним будет ещё раз сделать краткий их обзор.  Сефтренский (Шидровский) Спасо-Преображенский мужской монастырь упоминается в Писцовой книге 1620-1621 гг.. Время основания неизвестно. Был расположен на р. Шидровка – правом притоке р. Северная Двина (в настоящее время д. Бутырская). В монастыре находились два деревянных храма: Никольский (летний) (1717 г.) и Преображенский (зимний)  с тремя приделами (сгорел в 1809 г.). Монастырю принадлежала часовня (1691 г.), построенная на его средства на р. Нозе, и деревня (там же). В документах упоминаются имена его настоятелей-игуменов: Ефрем (1612 год), Антоний (1624-1630), Рафаил (1633); Герасим (1646), Филарет (1647); настоятелей-строителей: Иона (1651-1652), Боголеп (1659), Измаил (келарь) (апрель 1662), Адриан (келарь) (май 1670), Корнилий (1684), Никодим (1686-1690), Исайя (1692-1694), Феодосий (1704-1707), Симеон (игумен) (1727), Игнатий (игумен) (1763-1764). Упразднён в 1764 г.. На его месте образован Сефтренский Преображенский приход.
  Благовещенский Нижнетоемский монастырь находился вблизи д. Тенетиловская в устье р. Нижней Тоймы на правом её берегу. Упоминается в «Приправочной книге Степана Жданова и подъячего Богдана Возницына 1665-1666 гг.»: «…против Нижнетоемского погосту на устье реки Тоймы на другой стороне на городище погост, что был монастырёк Благовещенской, а на погосте храм Благовещению Пресвятые Богородицы стоит пуст…». Монастырь закрыт по указанию архимандрита Крестного монастыря Герасима. Земельные владения перешли к соседнему, Сефтренскому Преображенскому монастырю.
В.-Тоемская Успенская Шоромская мужская пустынь располагалась на р. Шорме – правом притоке р. Северная Двина, в 12 верстах от Верхнетоемского погоста. Основана не позднее середины 16 в. Впервые упоминается в документах 1615 г.. Описание её содержится в «Писцовой книге на Верхнетоемскую волость 1620-1621 гг.». В то время в пустыни было два деревянных одноэтажных храма: Успенский и Зосимы, Савватия Соловецких чудотворцев, кельи и мельница. В 1620-1650-х гг. пустынь обзавелась земельными владениями, поступившими ей от вкладчиков-крестьян. Братию составляли 5-6 иноков. Монастырь стал возглавлять игумен. Ветхая Успенская церковь была разобрана и вместо неё построена новая (1649 г.). По грамоте Патриарха Московского и Всея Руси Иосафа 22 марта 1670 года пустынь была передана Антониево-Сийскому мон. Церковь Зосимы и Савватия сгорела в 1672 г.. Вновь построена в 1673 г.. В 1681 г. в пустыни было два храма: Успенский, летний, «верх клинчатой» и Зосимы и Савватия, зимний, «с трапезою тёплою»; колокольня на столбах, три кельи, три двора трудников, пашни и сенокосы. По переписи 1745 г. во владении пустыни были 22 души мужского пола. Документы донесли до нас имена настоятелей-строителей этого монастыря: Манасия (1668), Филарет (1671), Ипполит (1697). В 1764 г. пустынь упразднена, храмы приписаны к Ерогодскому Покровскому приходу.
  Усть-Илешская мужская пустынь Малопинежской вол. Упоминается в исследованиях П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви» (Издание Археографической комиссии. СПб.1877) и В.В. Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» (СПб, 1892-1897. Т.1-3). Время основания не известно. Находилась в 15 верстах от Малопинежского Преображенского погоста на р. Илеше – правом притоке р. Пинеги, на левом  берегу р. Пинеги недалеко от устья р. Илеши. Исследователь И. Томский записал во время его верхнепинежской экспедиции в 1921 году: «Рассказывают, что по р. Илеше в 1 версте от ея устья, на лугах крестьян д. Ручья и Изеверы, заметны межи бывших когда-то на этом месте полей, на противоположном левом берегу р. Илеши сохранились фундаменты домов и церкви. Колокол от этой церкви, будто, висит на колокольне Малопинежской церкви. В 3 верстах от Илеши находится местечко Городище». Упразднена в 17 в.
  Троицкая Соезерская мужская пустынь Ягрышской вол. Основана в 1639 г. иеромонахом Кириллом по грамоте патриарха Иоасафа. За 125 лет существования в ней сменилось 15 настоятелей: Нифонт (1650-1672), Моисей (февраль – март 1876), Нил (1680), Симеон (1684), Нифонт (1687), Тарасий (1688), Михаил (1691), Нифонт (1697), Иоасаф (1703), Иосиф (март 1704), Афанасий (1709), Михаил (1721-1732), Парфений (1761), Андроник (Седякин) (до 1764, затем переведён в Посольский монастырь Иркутской епархии). Расположена на берегу Соозера, в месте выпадения из него р. Сойги, левого притока р. Северной Двины, в 35 км от Ягрышского погоста. Из писцовых книг 1678 г. известно, что пустынь имела во владении  8 крестьянских дворов, а по переписи 1722 – 117 крепостных крестьян и 48 четвертей пашни. В пустыни располагались три храма: тёплый Троицкий (с трапезной и келарской); холодные: Благовещенский и во имя Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина (перевезён из местечка Завал в 17 в.) и колокольня в отдельном корпусе. В 1703 г. братия (настоятель-«строитель», казначей и восемь монахов) жила в шести кельях. Кроме того, в пустыни проживали ещё 20 чел. – трудников и вкладчиков. Содержание иноков и трудников пустыни   часто было скудное и они почти ежегодно вынуждены были просить милостыню. Упразднена в 1764 г.. До настоящего времени сохранились Троицкий храм (1748 г.) и колокольня (17 в.) – памятники деревянного зодчества федерального значения.
Троицкая Кодимская мужская пустынь Важского уезда. Находилась в 45 верстах к юго-востоку от Шенкурска в верховьях р. Кодимы. Основана 1590 г. В документах 17 в. упоминаются её настоятели-строители: Иона (определён настоятелем 16 июля 1634 года) и Иов (1659 -1660). В 1727 году в пустыни проживали 2 иеромонаха, крылошанин, 4 монаха и 3 служителя. В 1764г. обращена в приход.
  В документах 17 в. упоминаются также пустыни: Ягрышская  (существовала в пределах Ягрышской вол. Устюжского у.) и Липовская (располагалась на ручье Липовец между Пучугой и Сельцом).

Лит.: Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892-1897. т. 1-3; Из истории монастырей и приходов Вологодской епархии // ВЕВ.1908. №19 С.433-436; Суворов Н. Соезерская Троицкая пустыня // ВЕВ.1888. №7.С.109-115; Тупицын С. Соезерская Троицкая Пустынь // Заря.1992.3 октября; ГААО. Ф.1009.Оп.3.Д.21; Тунгусов А. Село наше древнее // Заря. 1986. 30 декабря; Русская Историческая библиотека. Т.12  Акты Холмогорской и Устюжской епархий 1500-1699 гг. СПб.1890. С.1355-1365; Тупицын С. Часовни 17 века.//Заря. 1996.19 сентября; Лощилов М. На речке на Шорме…//Заря.1997.23 января, 25 января; Третьяков С.Г. Записки краеведа. В. Тойма.2008.С.19

Александр Русанов – председатель Верхнетоемского краеведческого общества.


Рецензии
Сергей, привет. Нужный материал. Между Пучугой и Сельцом была деревня Липовец. Про её жителей я со слов коренной жительницы Липовца написала про эту деревню. Книга уже готова, осталось только забрать.

Лилия Синцова1   14.07.2013 20:44     Заявить о нарушении
Здравствуй, Лилия ! Быстро работаешь, молодец. Без прошлого нет будущего. Заходи на Прозу, познакомься с выйским говором. Спасибо, за внимание!!!

Сергей Засухин Поздеев   14.07.2013 21:51   Заявить о нарушении
Я старалась, Сергей!

Лилия Синцова1   15.07.2013 19:13   Заявить о нарушении
Книгу сегодня получила - результатом довольна.

Лилия Синцова1   15.07.2013 19:14   Заявить о нарушении