Осень
Вечер прохладой смывает тепло.
Стонут в бессонницах воспоминания.
Дождик оконное гладит стекло.
Память... Опять на просроченной прелости
Листьев осенних - слезятся ветра.
Осень не прячется в страхи от смелости
Выдать на суд мысли наших "ВЧЕРА".
Всё, что ушло - не вернётся. И, всё-таки,
Зная, мы грустью, однако, блажим.
Будто подхвачены памятью под руки,
В "прошлое" ходим к себе, как к чужим.
22.06.2010
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Размышления о осени как времени подведения итогов, о необратимости ушедшего и двойственном переживании прошлого: неизбежной утрате и притягательной силе воспоминаний.
2. Основная мысль (идея)
Прошлое не вернуть, но человек продолжает мысленно возвращаться к нему, переживая грусть и одновременно находя в памяти особую ценность. Осень становится метафорой внутреннего состояния — времени осмысления «вчера» и примирения с необратимостью времени.
3. Стиль речи
Художественный (поэтический). Текст насыщен образностью, эмоциональностью, использует нетривиальные метафоры и символику.
4. Тип речи
Рассуждение с элементами описания (пейзажные и психологические зарисовки).
5. Композиция
1;я строфа — пейзажный зачин: осень, ветер, дождь создают атмосферу утраты и тихого угасания.
2;я строфа — переход к внутреннему плану: память, «просроченная прелость» листьев как символ ушедшего, которое всё же заявляет о себе.
3;я строфа — философский вывод: признание необратимости прошлого и парадоксальной тяги к нему («в „прошлое“ ходим к себе, как к чужим»).
6. Средства связи предложений
лексические повторы («осень», «память», «прошлое»);
местоимения («их», «мы»);
синтаксический параллелизм и анафора («Всё, что ушло…», «Будто подхвачены…»);
семантические переклички («теряют ветра обещания» — «всё, что ушло — не вернётся»).
7. Средства выразительности
метафоры: «ветра теряют обещания», «вечер прохладой смывает тепло», «стонут воспоминания», «дождик оконное гладит стекло», «просроченная прелость листьев», «слезятся ветра», «выдать на суд мысли наших „ВЧЕРА“»;
олицетворения: ветер «стонет», дождик «гладит», осень «не прячется»;
эпитеты: «просроченная прелость», «шумная конференция» (в контексте образа);
антитеза: «всё, что ушло — не вернётся» vs. «мы грустью, однако, блажим»;
символика: осень — время итогов и прощания; листья — ушедшие мгновения; дождь и стекло — граница между внутренним и внешним;
кавычки в «ВЧЕРА» — графическое выделение как особого, уже отчуждённого пространства памяти;
инверсия и нестандартная лексика («блажим», «просроченная прелость») усиливают экспрессию и индивидуальность интонации.
8. Вывод
Стихотворение строится на контрастах: холод осени vs. тепло воспоминаний, необратимость утраты vs. притягательность прошлого. Образность и синтаксис передают состояние тихой, но настойчивой рефлексии. Осень здесь — не только время года, но и метафора внутреннего сезона, когда человек встречается со своим «вчера», осознавая его ценность и невозвратимость.
Свидетельство о публикации №113071101134