по просьбе Музы в Её Честь
Ты ли, шоколадная,
Сладкая,
Сладчайшая,
Лирные звучания
Производишь,
Балуясь?
Может быть, поэтому
Назвали Тебя Музою,
Что всегда с поэтами —
Справа ли,
Слева ли,
В ухо им —
Говоришь Ты музыкой?
Шоко-шало-вливая,
Тающая тайною,
Та ли Ты?…
Страсти пыл...
Ты — лучший
Напиток,
Спасающий от
Пыток
Густеющих в сердце.
Какао-королевская…
Принцесса —
Шоколадная.
Зубы белые.
Нуби-Чаночка!
Чем Ты занята,
Когда нет Тебя
В моей близости?
Изменяешь мне?
Та ли Ты?
Свидетельство о публикации №113070602250
1. Основной конфликт: Страстная зависимость vs. Тревога отсутствия
Герой находится в состоянии любовной одержимости своей Музой. Конфликт — между упоением от её присутствия («спасающий от пыток») и мучительной неуверенностью в её верности, страхом её ухода («Чем Ты занята, / Когда нет Тебя… Изменяешь мне?»). Муза не небесная покровительница, а земная, почти роковая возлюбленная, отношения с которой полны страсти и невроза.
2. Ключевые образы и их трактовка
Муза как шоколад: Это центральная, развитая метафора.
«Шоколадная, Сладкая, Сладчайшая» — Муза является как чувственное наслаждение, предмет вкуса, почти лакомство. Это снижение высокого до уровня телесного, что делает вдохновение невероятно желанным и зависимым.
«Шоко-шало-вливая, / Тающая тайною» — гениальный неологизм. Он соединяет «шоколад», «шалость» и «вливание», передавая процесс вдохновения как игривое, тайное проникновение чего-то сладкого и тающего в сознание поэта.
«Напиток, / Спасающий от / Пыток / Густеющих в сердце» — здесь шоколад-Муза становится жизненным эликсиром, лекарством от внутренней боли, которая описывается физически — как нечто «густеющее», то есть ведущее к окаменению, смерти чувств.
«Какао-королевская… Принцесса — / Шоколадная. Зубы белые.» — Муза обретает статус и плоть. Это уже не абстракция, а девушка королевских кровей с конкретной, контрастной внешностью (тёмная шоколадная кожа — белые зубы). «Нуби-Чаночка!» — неологизм-гибрид, где «Нуби» отсылает к нубийской (африканской) красоте, а «Чаночка» — к испанскому «chocolate» и русскому уменьшительно-ласкательному суффиксу. Муза — экзотическая, чужеземная, соблазнительная.
Музыка и речь: Муза говорит не словами, а «музыкой», которую она «вливает» в ухо поэту. Это прямое указание на иррациональную, звуковую природу вдохновения, предшествующего слову. «Лирные звучания» (от «лира») — архаичное прилагательное, связывающее этот чувственный образ с древней традицией поэзии.
Ревность и вопрошание: Вопросы пронизывают всё стихотворение («Ты ли?», «Та ли Ты?», «Чем Ты занята?», «Изменяешь мне?»). Они выдают крайнюю степень зависимости. Поэт не владеет Музой, она — независимая, своевольная сила, которая посещает его, когда пожелает. Его тревога — это тревога любого влюблённого и любого творца: а придёт ли вдохновение завтра?
3. Структура и звукопись: тающая форма
Стихотворение написано короткими, «тающими» строчками, имитирующими капли или кусочки шоколада. Рифма прихотлива и нерегулярна, часто основана на ассонансах и звуковых повторах («шоколадная — звучания», «тайною — пыл»). Пространство текста организовано как волнующееся поле, где вопросы и восклицания сменяют друг друга. Это не строгая ода, а поток ощущений.
4. Связь с традицией и уникальность Ложкина
Александр Пушкин / «Муза»: Традиция личного диалога с Музой. Но если у Пушкина Муза — «дева», «подруга», вдохновительница, то у Ложкина она — соблазнительница, почти демоническая любовница.
Серебряный век (особенно Игорь-Северянин): Эстетизация изысканного, «шоколадного» мира, игра в сладости, неологизмы («шоко-шало-вливая»). Однако у Ложкина нет чистой эстетской игры, за ней стоит боль («пытки густеющие»).
Велимир Хлебников: Языковое экспериментирование, создание новых слов для выражения новых сущностей.
Уникальность Ложкина: Он совершает сенсуализацию метафизики. Абстрактная категория (вдохновение) становится чем-то, что можно вкусить, выпить, ощутить на языке. Это предельно телесная поэзия о самом нематериальном — о творческом импульсе. Его Муза — не прекрасная дама, а наркотик, без которого поэт задыхается. В этом есть и дерзость, и исповедальность. Ложкин говорит об отношениях с искусством как о страстном, мучительном, сладком романе, где поэт всегда в положении влюблённого, жаждущего и ревнующего слуги.
Вывод:
«по просьбе Музы в Её Честь» — это стихотворение-флирт и стихотворение-признание в болезненной зависимости. Ложкин развенчивает романтический ореол Музы, чтобы показать её истинную, пугающую и манящую природу: это тёмная, сладкая, изменчивая стихия, без которой творчество невозможно, но с которой невозможно быть спокойным. Это гимн не возвышенному идеалу, а тому конкретному, почти физиологическому состоянию восторга и томления, из которого рождается стих. Поэт здесь — не жрец, а гурман и раб собственного вдохновения, которое приходит в образе нубийской принцессы с вкусом какао.
Бри Ли Ант 05.12.2025 17:40 Заявить о нарушении