15 строк о ней

Ходила по рукам доверчиво,
К любому льнула - только кликни;
Была и ветреной, и вЕрченой,
В руках сгибалась гуттаперчево,
Стальным одаривая бликом

Бездомная, слегка продрогшая -
Да только стоит прикоснуться
Ладоней, что не помнят пошлое,
Ладоней, так закрывших прошлое,
Что - ни забыться, ни проснуться

И суку эту - одиночество -
Так, ненароком, приголубишь,
Глядишь - и отпускать не хочется,
И кажется - мгновенье кончится -
Еще немного - и полюбишь


Рецензии
/от лица вашей героини, или вашей героине посвящается/

Имяреку, тебе, — потому что не станет за труд
из-под камня тебя раздобыть, — от меня, анонима,
как по тем же делам: потому что и с камня сотрут,
так и в силу того, что я сверху и, камня помимо,
чересчур далеко, чтоб тебе различать голоса —
на эзоповой фене в отечестве белых головок,
где на ощупь и слух наколол ты свои полюса
в мокром космосе злых корольков и визгливых сиповок;
имяреку, тебе, сыну вдовой кондукторши от
то ли Духа Святого, то ль поднятой пыли дворовой,
похитителю книг, сочинителю лучшей из од
на паденье А. С. в кружева и к ногам Гончаровой,
слововержцу, лжецу, пожирателю мелкой слезы,
обожателю Энгра, трамвайных звонков, асфоделей,
белозубой змее в колоннаде жандармской кирзы,
одинокому сердцу и телу бессчетных постелей —
да лежится тебе, как в большом оренбургском платке,
в нашей бурой земле, местных труб проходимцу и дыма,
понимавшему жизнь, как пчела на горячем цветке,
и замерзшему насмерть в параднике Третьего Рима.
Может, лучшей и нету на свете калитки в Ничто.
Человек мостовой, ты сказал бы, что лучшей не надо,
вниз по темной реке уплывая в бесцветном пальто,
чьи застежки одни и спасали тебя от распада.
Тщетно драхму во рту твоем ищет угрюмый Харон,
тщетно некто трубит наверху в свою дудку протяжно.
Посылаю тебе безымянный прощальный поклон
с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно.

И.Бродский

*
Зимним вечером на сеновале

Снег сено запорошил
сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
и встретился с мотыльком.
Мотылек, мотылек.
От смерти себя сберег,
забравшись на сеновал.
Выжил, зазимовал.

Выбрался и глядит,
как «летучая мышь» чадит,
как ярко освещена
бревенчатая стена.
Приблизив его к лицу,
я вижу его пыльцу
отчетливей, чем огонь,
чем собственную ладонь.

Среди вечерней мглы
мы тут совсем одни.
И пальцы мои теплы,
как июльские дни.

И.Бродский

Агата Кристи Ак   10.01.2014 19:02     Заявить о нарушении
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.

Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

И.Бродский

Агата Кристи Ак   10.01.2014 19:04   Заявить о нарушении
Ога, я тоже иногда страдаю шизофазией. Только не так длинно, что ниасилить...

Чернаков-Тьмищев   10.01.2014 21:32   Заявить о нарушении
Я не знаю, что такое шизофазия.

Я имела в виду, что это не просто дома не осталось, грустно, одиноко, холодно, и все эти впечатления полностью вымотали любое желание драться. А, вроде бы, это за какаие-то ценности мощные... романтические... какая-то яростная борьба. Не совсем понятно, за какие такие ценности с кем борьба, но ясно чувствуется, что и ценности, и борьба, и романтика... где-то в пространстве присутствуют.

Если дальше продолжать поднятую Вами тему психиатрии, скажем так: люди упорно без конца борются, х... знает за что. Наверное, они чувствуют, столько поколений, о скольких поколениях дошла до нас информация: люди чувствуют, что есть что-то такое, с чем следует бороться. Но они не могут назвать теоретически, что это, и потому предлагают самые фантастические варианты. Вот хоть романтизм предлагал бороться.... в крайних своих вариантах, за то, что Поэт одинок на всю вселенную, и, будучи совершенно свободен, делает что угодно. Это так говорилось, но ведь это было не так. Против быта ещё боролись, вы эту борьбу теоретически в момент один разобьёте. Влюблялись в Смерть, как в Прекрасную Даму или Прекрасного Кавалера. Я здесь не беру анекдотические, пустые внутренне проявления и так уже убитой идеи. А крупные поэты... не хотели, что ли, ничего иметь общего с уродливой, мелочной жизнью... И влюблялись, вот, в Смерть. Свой собственный мир создавали опять же: Легенду: театр с яркими, мощными ролями. Ответ Бродского этой... борьбе... в рамках которой весь Серебряный век суициднулся /у Бродского этой борьбе два ответа: своим ответом-действием он в ад превратил собственную жизнь, следуя тут за своими любимыми поэтами-учителями/, а теоретический ответ у него следующий:

Старение! В теле все больше смертного.
То есть, не нужного жизни. С медного
лба исчезает сияние местного
света. И черный прожектор в полдень
мне заливает глазные впадины.
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.

Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это -- влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей -- основа статистики.
Так я учил, сидя в школьном садике.
Ой, отойдите, друзья-касатики!
Дайте выйти во чисто поле!

Я был как все. То есть жил похожею
жизнью. С цветами входил в прихожую.
Пил. Валял дурака под кожею.
Брал, что давали. Душа не зарилась
на не свое. Обладал опорою,
строил рычаг. И пространству впору я
звук извлекал, дуя в дудку полую.
Что бы такое сказать под занавес?!

Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради я
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
За каковое реченье-жречество
(сказано ж доктору: сам пусть лечится)
чаши лишившись в пиру Отечества,
нынче стою в незнакомой местности.

Ветрено. Сыро, темно. И ветрено.
Полночь швыряет листву и ветви на
кровлю. Можно сказать уверенно:
здесь и скончаю я дни, теряя
волосы, зубы, глаголы, суффиксы,
черпая кепкой, что шлемом суздальским,
из океана волну, чтоб сузился,
хрупая рыбу, пускай сырая.

И.Бродский

*
Далее продолжим психиатрию: есть два кризисных возраста: кризис среднего возраста и подростковый кризис. Оба эти кризиса связаны с тем, что старый этап жизни, привычный её ритм по инерции, кончился, новый ещё не начался. Человек начинает думать головой и что-то переоценивать. И как он начнёт, думать и переоценивать, тут ему кажется, что живут совсем неправильно и с чем-то надо бороться. Так происходит с каждым человеком считая из безразмерного числа людей; никто не помнит, н7ачиная с какого времени с каждым человеком так происходит.

Агата Кристи Ак   11.01.2014 17:29   Заявить о нарушении
Шизофазия, или речевая разорванность — симптом психических расстройств, выражающийся в нарушении структуры речи, при котором, в отличие от речевой бессвязности (потока несвязанных слов), фразы строятся правильно, однако не несут никакой смысловой нагрузки, а содержание речи соответствует содержанию бреда(википедия).
В поэзии оч.часто реализуется в верлибре,
белом и свободном стихе. Достоинство Бродского в том, что он умел шизофазию рифмовать, как в первом тексте.
Второй текст прямо-таки доставляет меня, как сельского жителя, в разделе возможности разморозить мотылька зимой на сеновале, где t - минусовая. (При этом у него же есть более интересное: "сказать, что ты жила - но ты жила лишь сутки - как много в этой шутке творца")
Третий, да и, с оговорками, четвертый - таки да.
По поводу кризисов, а точнее их исторического бытия: Какой, к чертям, кризис среднего возраста, при том, что средняя продолжительность жизни, за исключ. последних 2 - 6 веков - 37-39 лет?
Какой кризис переходного возраста, когда еще лет 200 назад в 14 - 16 лет человек имел семью?
Эти явления - генезиса очень недавнего.

Чернаков-Тьмищев   12.01.2014 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.