Словарь поэтических штампов и банальностей

П и л о т н а я статья

У нас случилась "небольшая" накладка. Не выходит на связь эксперт майского цикла Егор Трубников. И пока Главная редакция спешно ищет замену, я решил развлечь читателей небольшой статейкой.

Я не знаю, будет ли у этого материала продолжение? Подзаголовок "пилотная статья" ни к чему не обязывает: появится продолжение – прекрасно, не появится ничего – можно считать, пилот погиб смертью храбрых при невыясненных обстоятельствах.

Что бы где ни говорилось и писалось в прошлом, штампы я люблю, а ещё люблю трафареты, кальки, копирки и многажды оговоренные условности. Жизнь с ними только на первый взгляд скучна. На самом же деле, они, якобы лишая нас разнообразия, многовкусия и изобилия цветов,  вселяют в наши души уверенность в себе и окружающем мире. Так славно, просыпаясь по утрам, ощущать вокруг себя одно и то же, чувствовать повторяющиеся изо дня в день запахи, слышать одинаковые речи и видеть знакомые лица. Таким образом, штампы - это привычный для нас мир, банальности – то, что происходит с нами каждый день. Выход за их рамки не всегда опасен, но всегда непредсказуем. Поскольку речь пойдёт о штампах в поэзии, то я ставлю для себя целью доказать, что поэзия – главная кузница штампов и пользуются ими все, от новичков до классиков. Поэтому нападки критиков, записывающих очередную жертву в автора штампов, безосновательны. Достаточно только провести небольшое окололитературное исследование.

Для эксперимента я выбрал первое попавшееся слово на А, которое по счастливой случайности оказалось весьма распространённым в стихотворных текстах. И это неудивительно, стремясь воздействовать на наши чувства, поэзия, как вид искусства, использует весь их спектр – от осязания до обоняния. Поэтому мой случайный выбор  пришёлся как нельзя кстати…

АРОМАТ

I. Душистый, приятный запах. 
2. перен., чего. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-н. (книжн.).


Как всё просто со словарями, но насколько просто обстоит дело со стихами? Поглядим…
Сейчас удивитесь, но, прежде всего, А. в поэзии появляется у духов (с ударением на второй слог). А. обладают и духи с ударением на первый слог, но это по сценарию выяснится ниже, а пока есть смысл насладиться А. всевозможных"шанелей" и "живанши"  - нежным, терпким, густым, тонким, дурманящим, сводящим с ума и лишь изредка отталкивающим (видимо, речь идёт о духах времён военного коммунизма)…
 
Что А. есть у еды и питья, спорить не приходится, даже когда речь идёт о такой нематериальной сфере, как поэзия, где, как и в жизни, встречаются А. мяса (котлеты, ростбифа, шашлыка, сациви…), А. ягод, фруктов, цитрусовых, овощей и чёрт знает чего (апельсиновый, яблочный, банановый, клубничный, луковый, грибной...), А. рыбы и морепродуктов, включая водоросли, А. вина, коньяка, самогона, лимонада... Всякие вторичные продукты, вроде А. сгоревшего тоста или подсолнуховой шелухи (а вы что подумали?) тоже в стихах можно найти.

Дальше – сложнее.
Иногда автор подразумевает именно то, что и написал, аромат суфле и ничего личного, но чаще всего А. заполнена вся окружающая среда: лес, поле, луг, река, море, океан, степь,  пустыня, горы, травы, деревья, цветы, земля (иногда свежевспаханная, а чаще – нехоженая целина).

 Если углубиться в природу и её катаклизмы, то А. мы найдём у дождя (росы, инея, снега...), ветра (грозы, бури, урагана, шторма, цунами...), костра (мангала, зарева, пожара, северного сияния...),  до бесконечности продолжать не стану, направление понятно, да?

Чтобы покончить с географией, напомню, что А. есть  северный и западный, но в особенности южный и восточный, дальних путешествий и экзотических стран, невиданных растений и опасных хищников, даже у параллелей и меридианов, не говоря о городах, портах, деревнях, хуторах и кладбищах, есть свои А. 
В городах А. встречается практически в каждом дворе (вместе с А. ностальгии и первого свидания)…
Что автоматически заставляет нас окунуться в чисто человеческие отношения, где можно найти столь понятный А. настроения (радости, счастья, любви, печали, скуки, меланхолии, ипохондрии, ненависти...) или всяких славных и менее славных качеств - А. благородства (смелости, доброты, щедрости, зависти, жлобства, равнодушия...). Там, где витает А. любви, там крутится и А. поцелуя, страсти, желания, истомы, разомкнутых объятий и жарких чресел.

Боже, а как же аромат самой поэзии? Сонетов? Мадригалов? Куплетов… Гм, вот А. куплетов не встречал. И то правда, какой у них может быть А.? Так, запашок…

Нельзя забывать, что А. бывают волшебными, воздушными, волнующими, неуловимыми, фантастическими, потаёнными, они могут восхищать, тревожить, возбуждать, вызывать тревогу, головокружение, страсть или страх…
Короче, из этого необременительного рассказа становится  понятно, что с А. может быть связано всё, что угодно. Поэтому практически всегда А. в поэзии – штамп.

А что об этом думают классики? 

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.

(Афанасий Фет)

"Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!"

(Константин Бальмонт)

Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...

(Александр Блок)

И ещё раз Блок, весь в штампах, как в заплатках:

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

и его вечный оппонент:

Аромат сжигаемых растений
Открывал пространства без границ,
Где носились сумрачные тени,
То на рыб похожи, то на птиц.

(Николай Гумилёв)

Неужели и нобелевский лауреат? Да и он:

Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте".

(Иосиф Бродский)

и такая тонкая-претонкая Белла:

Куда там! Норов розы не покладист.
Вдруг аромат – отлет ее души?
Восьмой ей день. Она свежа покамест.
Как свежи, Боже мой, как хороши

(Белла Ахмадулина)


Наши современники, стремясь обойти мины-штампы, подложенные предшественниками, пишут, конечно же, иначе:

Даже запах имеет  освященный традицией дом,
теремок с пирамидкой-крышей и золотым флажком,
скрыт аромат  от хищных, раздувающихся ноздрей,
которыми за версту чует беду  еврей.

(Борис Херсонский http://berkovich-zametki.com/Nomer28/Hersonsky1.htm)

Перчатки теребя, пройдетесь под лианой
В искусственных цветах и все ж благоуханной,
Вдохнете сладостный с мороза аромат
Живых цветов, тепло, камина легкий чад.

(Игорь Булатовский http://magazines.russ.ru/zvezda/2001/8/cvet.html)

Что, обошли современнички? Ой ли?!

Чай, стихирские любители ароматов круче?

Сегодня праздник. Сдвинуты скамьи,
и ждут столы, уже почти накрыты,
когда отцы вернутся – и свои
сдадут трофеи – скоро, скоро воздух
взорвется пряным ароматом яств –
мясных и рыбных; вкусом травок острых,-
ну, словом, всем, что есть - и что подаст
Тот, кто сегодня сядет рядом с ними
по случаю рожденья своего
за все столы, неслышно и незримо…
Взойдет звезда. Начнется Рождество.

(Александр Спарбер http://www.stihi.ru/2007/12/12/2912)

Баюкает мамаша малыша.
И воздух переполнен ароматом
Печали, поцелуев и томатов,
И хочется подольше им дышать.

(Павел Самсонов http://www.stihi.ru/2003/09/25-08)

Не верю, не верю, что нельзя обойти навязшие на зубах штампы. Вот же, вот же…

Невоплотившихся идей
Невозвратившихся людей
Витают в небе ароматы,
И круглосуточный музей
Невозвратившихся друзей
Приобретает экспонаты.

(Кукурме http://www.stihi.ru/2002/12/23-567)

Какие ароматы помним мы?
Ты вспоминаешь лес перед грозою,
Я – скользкий и сырой продОл* тюрьмы,
Насквозь пропахший матом и кирзою,

Перловкой, потом, дымом и мочой,
Сукном казённым, плесенью и краской,
Холодной сталью, влажным кирпичом –
Неистребимой зэковской закваской.

В утробе Богатяновской тюрьмы
Ты не вздохнёшь, земеля, полной грудью…
Какие ароматы помним мы?
Важнее то, каких мы не забудем.

(Фима Жиганец http://www.stihi.ru/2004/06/03-213)

Как зайдешь в Валенкомат
чуешь стойкий аромат:
пахнет подвигом суровым,
валенком и крепким словом,

(Ниушта Уока http://www.stihi.ru/2002/12/10-622)

Беда лишь в том, что только-только найденный образ в считанные минуты становится затасканным штампом. И что остаётся? Любить его.


П.Самсонов



 


Рецензии
Не совсем согласен. Штампом и банальность зависит от присущей автору лексики. Это так же показывает способ мышления. И, как всегда, очень важно - а действительно ли то, что написал автор, это то, что он хотел сказать. Допустим в данном тексте Саши Сидорова данная сентенция об аромате это упрощение, после которого текст становится плоским, теряет глубину, скатываясь только в плоскость обоняния. Плюс - подспудная тавтология,поскольку на протяжении трех строф повторяется одно и тоже, но в разных вариациях.
Так вот, штамп и банальность в тексте это мышление,и присущая лексика и не более того.

Гоша Спектор   30.06.2013 13:53     Заявить о нарушении
Согласна. (Гоша, наконец-то вы тут, без вас было скучно:)
Некоторые люди целыми днями на протяжении жизни разговаривают штампами, общаются с другими этими самыми штампами, шутки штампованные повторяют как попугаи, замечания делают - со скуки умрёшь. Меня всегда интересовал вопрос: почему их не волнует, что с ними скучно? Почему они даже не озадачиваются проблемой хоть как-то разнообразить самовыражение?
Способ мышления определяет лексику. Вот поэтому я часто "нахожу" для себя поэтов по их постам.)

Елена Наильевна   30.06.2013 14:20   Заявить о нарушении
Ещё подумалось, что заштампованность - это понятие условное и определяется каждым для себя по степени , на его взгляд, частых повторений. Ведь все мы повторяем, без штампов и клише никто не обходится. Но для кого-то кто-то - новизна, а для кого-то - штамп.)

Елена Наильевна   30.06.2013 14:26   Заявить о нарушении
Конечно же))Это условность. Как и условность то, когда мы говорим о "бедной рифме" практически забывая, что у нее есть другое название - "базовая". Так и любое клише есть базовая точка отсчета. Весь вопрос в том, насколько достаточно "базовости"? Для подражания, при желании быть похожим, стать на одну ступень - наверное достаточно. Но мы ведь не всегда подвергаем сомнению, вдумываемся в то как мы общаемся в быту. Покойный постмодернизм был абсолютно прав, утверждая, что все состоит из цитат(правда там забыли упомянуть, что относится это к бытовой речи). Но ведь это же так удобно - многослойная картинка без всяких усилий.
Конечно, при "штампованном" общении скучно. Но что делать, если люди не то, что не знают, а не заинтересованы в том языке, на котором они говорят. Банальность сродни пошлости. А ведь не зря когда-то Белла Ахатовна написала: "О пошлость, ты не подлость, а лишь уют ума...." А человек такое животное, которое стремиться создать себе комфорт существования всегда и везде, но границы этого комфорта определяются лишь широтой фантазии.
Мне тут вот подумалось, что большинство клише есть тест на уровень общения. Вот например спроси я вас: "А вот скажите, ваши стихи хороши?" И если бы вы ответили: "Бывают неплохи", то я бы общался с вами на одном уровне. А если бы ответили:"Чудовишны", то я бы продолжил с улыбкой:"Никогда не пишите больше..." и уровень общения уже был бы другим))))))

Гоша Спектор   30.06.2013 17:23   Заявить о нарушении
"Конечно, при "штампованном" общении скучно. Но что делать, если люди не то, что не знают, а не заинтересованы в том языке, на котором они говорят."
Не уверена, в заинтересованности в языке ли тут дело. Может, мы при взгляде на людей опираемся на разные точки опоры, поэтому и сами обращаем внимание лишь на те же точки и в себе. К примеру, я никогда не стану при ежедневном общении даже по работе или в быту говорить одно и то же одними и теми же словами, просто потому что мне самой это скучно, и потом, людям будет скучно со мной - а это беда.) Для меня - беда, когда человек даже не удосуживается порыться в голове, чтобы нарыть для меня (читай - для себя самого) сегодня что-то новенькое вместо привычного "приветкакдела" (грубо говоря). Для меня это настолько ясная цепочка связей, что я предполагаю, что коль он заштампован в этом, такой же, без фантазии и жизнерадостности он будет во всём остальном - в работе, в общении, в стихах (если он ещё и поэт), в любви, в постели, наконец.

"Банальность сродни пошлости."
О да!
Вот такая "базовость" в людях тоже есть. Он может быть надёжным и хорошим человеком ("базовым " таким)), но почему меня порой мутит от банальности как от пошлости? Может быть, всё-таки стоит различать постоянную и переменную "базовость"? :-)

Если б вы меня спросили, хороши ль мои стихи, я б ответила : "Конечно. Не стану же я заниматься плохими вещами." :)
Может, и это тоже клише. (Даже, скорее всего, так и есть.) Но во всяком случае, мне от него весело. ) Хоть так.)

Елена Наильевна   30.06.2013 18:07   Заявить о нарушении
Гоша, мне полезно с вами общаться, у меня от ваших мыслей упорядочиваются свои собственные. Мозги со скрипом начинают думать более-менее логично, и я понимаю, в каком направлении мне следует вести мысль.) Это не так уж и просто: причесать скачущие мысли и ещё заставить их принять какую-то форму.)
А ещё интересно осознавать, что при написании стихов тебе не хватает словарного запаса, а при беседах - этого самого не-банального уровня.) Осознавать-то осознаёшь, а сделать ничё не можешь. Ну, на данный момент.)

Елена Наильевна   30.06.2013 18:20   Заявить о нарушении
Вот именно - "на данный момент". На самом деле это большая роскошь - уподобляться собеседнику. И еще, для творческого человека это опасно, поскольку присущая всем творческим людям мимикрия, может прирасти как маска. И потом ее будет трудно содрать. ))
Я тут заметил, что общаясь с абсолютно разными людьми, точнее - разнополярными по вкусам, ощущениям, etc. - как только начинаешь уподобляться собеседнику, т.е. не быть собой, то собеседник как раз и переходит в плоскость банальности и пошлости, поскольку начинает играть по тем правилам, которые установил ты, а не он. И наоборот, когда тебе претит прилагать усилия для упрощения диалога, то и собеседник начинает разговаривать твоим языком. Представьте себе, что я несколько лет проработал на заводе, с обычными работягами, но ни разу в общении со мной не слышал от них ни слова мата. И это лишь потому, что сам я не матерюсь))) Правила общения нужно устанавливать самому. И тогда и слова появятся и все остальное.
Я не первый и даже не десятый раз слышу о дефиците словарного запаса. Сам на это сетовал лет десять назад. Это происходит у всех, кто занимается литературой. Осознание этого напрямую ведет к тому, что лексика начнет меняться(помяните мое слово). Конечно не завтра, и не послезавтра))) Но начнет.
Постоянная и переменная "базовость"?. Нет. Одно из этих понятий - игра, уподобление, этюд "я в предполагаемых обстоятельствах". Шелуха потом уйдет сама)))
Вы знаете, когда меня лет в 17 спросили какие люди мне не нравятся больше всего, то я ответил:"Те, что ленятся думать",. Поскольку тех кто умет думать и не умеет думать я понимаю)))

Гоша Спектор   30.06.2013 21:43   Заявить о нарушении
Игорь, есои я перестану предлагать спорные тезисы, о чём мы будем спорить? ))

Павел Самсонов   30.06.2013 23:24   Заявить о нарушении
"я в предполагаемых обстоятельствах" - это всегда очень натянуто.
ничего искреннего, насколько я смог заметить, ни у кого не получается.

Олег Калиненков   01.07.2013 01:18   Заявить о нарушении
"Я тут заметил, что общаясь с абсолютно разными людьми, точнее - разнополярными по вкусам, ощущениям, etc. - как только начинаешь уподобляться собеседнику, т.е. не быть собой, то собеседник как раз и переходит в плоскость банальности и пошлости, поскольку начинает играть по тем правилам, которые установил ты, а не он. И наоборот, когда тебе претит прилагать усилия для упрощения диалога, то и собеседник начинает разговаривать твоим языком."

По-моему, это зависит от того, кто больше заинтересован в данной беседе и насколько этот "кто" может "разговаривать твоим языком". Люди обычно мимикрируют под собеседника, в ком заинтересованы. Но, опять же, полная мимикрия убьёт этот самый интерес к тебе, поэтому ты сначала немного мимикрируешь, прощупывая почву, а потом выводишь общение на баланс. )

Как всегда, у меня не обошлось без идеализма. )

Елена Наильевна   01.07.2013 10:54   Заявить о нарушении
Про "ленятся думать".
Думать - это труд, и он, как любой труд, должен быть достаточно резонен для своего свершения.
Пожалуй, не заленишься думать, оказавшись в определённых, требующих этого, обстоятельствах.
А в остальных - можно и профилонить иногда. )

Елена Наильевна   01.07.2013 11:05   Заявить о нарушении
Паш, да конечно))) Просто до истины, рождающейся в споре, дорожка ох как далека)))

Гоша Спектор   01.07.2013 11:14   Заявить о нарушении
штамп или банальность напрямую зависит от контекста. в ином ряду штамп и банальность могут в мгновенье стать вселенским откровением.

итого - в поэзии нет штампов и банальностей. есть поверхностные стихи, в которых самые изощренные глубокомыслия выглядят банально, а самая сверх оригинальная находка - штампом.

Борис Бельский   01.07.2013 18:03   Заявить о нарушении
О, Борис! Здравствуй! Я рада.)

Елена Наильевна   01.07.2013 18:43   Заявить о нарушении
Лена, привет!
как дискуссия? есть шанс достичь?;)

Борис Бельский   01.07.2013 21:11   Заявить о нарушении
Шанс есть, желания нет, Борь.)
У меня цели, наверное, другие. Мне интересно не истин достигать, а людей узнавать, думать над словами и действиями.
А истинных истин всё равно нет.)
*Кстати, я о тебе только вчера подумала, что пора бы тебе выйти из сумрака - и вот ты на сцене. )

Елена Наильевна   01.07.2013 21:34   Заявить о нарушении
не, на сцену сейчас никак. дела - хозяйство, коровы, дойка, забор, там, подлатать, кремом для загара испачкаться, подъем с птицами и вечная зевота ;) лето, однако...

Борис Бельский   01.07.2013 22:37   Заявить о нарушении
Как велика в поэтах сила штампа!
Березки, храмы, аромат хлебов,
Свеча в ночи, у изголовья лампа,
Проспекты современных городов,

Любовь-морковь, любила, разлюбила,
Я без тебя, я вновь одна в ночи,
Я позабыл, а я не позабыла,
Душа пуста, ты только не молчи...

И мало кто отважится за словом
Идти туда, где слова вовсе нет,
Где знанием тревожащим и новым
Рождается на боль души ответ.

Лишь через них приходит людям Слово,
Которым Волю проявляет Дух,
В котором сокровенная основа
Всего что есть, чего не знает слух.

Но знает тот, кто выше слов и мысли -
Источник и начало Бытия,
Кто не отделен и не многочислен,
В ком тонут вечно ноющие Я.

Михаил Викторович Крылов   27.02.2017 23:48   Заявить о нарушении
Так можно много слов отнести к штампам...статья расплывчата...то есть великим поэтам можно использовать штампы, а другим ни в коем разе..неразрешившийся спор!

Светочка Ушакова   08.07.2018 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.