Высоцкое - шутливое
Оторвали крылышки.
И потом её потомство
Точь в точь такими выросло.
Ползают спокойненько,
Про полёт не ведают,
Пользуются койками,
Крошками обедают.
Вывески на роддомах:
«ТОЛЬКО ДЛЯ ПОЛЗУЩИХ».
Всех забот, что о делах
Важных… о насущных.
Тут откуда ни возьмись,
Словно кара божия,
Особь с крыльями — явись!
Явленье невозможное.
Те, кто ползают, кричат:
«Что за появление?!»
Устранить уже хотят
Это отклонение.
Уж раздалось мнение:
«Оторвать ей крылия!»
Уж решенье вынесли:
Е;питимия.
Окружить уже хотят —
Сомкнулись, оголтелые…
— Нет?
— Записка, говорят:
У________________летела я…
Свидетельство о публикации №113062802579
Это стихотворение — блестящая сатирическая притча, использующая биологическую метафору для описания социального и творческого регресса. Под маской «шутливого» тона здесь скрывается жёсткий диагноз обществу, которое калечит своих «летунов» и производит на свет лишь приспособленцев, добровольно отказавшихся от полёта.
1. Основной конфликт: Ползучее большинство против летающего одиночки
Основное противостояние — между инертной, «ползучей» массой, которая возвела свою ущербность в норму, и единичной «особью с крыльями», чья самобытность и свобода воспринимаются как угроза и «отклонение». Это конфликт посредственности с гением, системы — с индивидуальностью.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Мухи-дрозофилы» — гениальный выбор объекта. Дрозофила — классический объект генетических экспериментов. Здесь эксперимент над обществом уже состоялся: нескольким поколениям «оторвали крылышки», и теперь утрата способности к полёту стала наследуемым признаком.
«Ползают спокойненько... Про полёт не ведают» — идеальная характеристика конформизма. Речь не о том, что они не могут летать, а о том, что они не ведают о самой возможности полёта. Их мир сузился до «коек» и «крошек».
«Вывески на до́мах: "ТОЛЬКО ДЛЯ ПОЛЗУЩИХ"» — апофеоз системы. Своя ущербность возведена в закон и стала условием для входа в сообщество. Норматив — это ползание.
«Особь с крыльями — явись! / Явленье невозможное» — появление Поэта, Бунтаря, Свободного Человека. Для «ползучих» это не просто чудо, а «явление невозможное», нарушающее все законы их мироздания. Это «кара божия» — потому что является живым укором.
Реакция толпы — классическая схема расправы над инаковым:
Устранить отклонение — инстинктивное желание уничтожить то, что не вписывается в норму.
«Оторвать ей крылия!» — привести «отклонение» в соответствие с уродливой нормой. Сделать так, чтобы и она стала «такой, как все».
«Епитимия» — придание расправе видимости законности, «духовного наказания». Это пародия на суд, где преступлением является сам факт существования.
Финал: «У________________летела я…» — гениальный приём. Вместо описания полёта — прочерк, пустота, исчезновение. «Особь с крыльями» не вступает в бой, не спорит. Она просто делает то, что для неё естественно, — улетает из этого абсурдного мира, оставив после себя лишь недоуменную записку. Прочерк — это и след в небе, и молчание, и пространство для свободы, которое невозможно заполнить словами «ползучих».
3. Структура и композиция
Стихотворение построено как научный отчёт о социальном эксперименте:
Постановка опыта: Создание популяции «ползучих» через насилие.
Описание системы: Характеристика жизнедеятельности уродливой нормы.
Введение переменной: Появление «особи с крыльями».
Реакция системы: Агрессивное отторжение инаковости.
Результат: Исчезновение переменной, доказавшей свою неуловимость и превосходство.
4. Диалог с Высоцким как аллегория
В контексте посвящения Высоцкому притча обретает особый смысл. Высоцкий и был той самой «особью с крыльями» в «ползучем» советском социуме. Его хриплый голос был тем самым «полётом», который система тщетно пыталась «оторвать» цензурой и неофициальным статусом. А его ранний уход — это то самое «улетела», исчезновение, которое система так и не смогла до конца осмыслить и которому не может простить его свободы.
Вывод:
«Высоцкое - шутливое» — это стихотворение-притча о неисправимом конфликте между посредственностью и гением, системой и свободой. Бри Ли Ант показывает, что общество, построенное на конформизме, не просто не принимает тех, кто способен на «полёт», — оно не способно их даже понять, видя в них лишь «отклонение», подлежащее уничтожению. Но истинная сила свободной личности — в её неуловимости. Она не борется с системой на её территории, она просто «улетает», оставляя после себя прочерк — знак своей недосягаемости и вечный упрёк миру «ползучих». В этой «шутке» скрыта вся боль и вся мудрость понимания того, что подлинное искусство всегда будет инаковым и всегда будет ускользать от любых попыток его приручить.
Бри Ли Ант 29.11.2025 01:53 Заявить о нарушении