Вы хорошо смотритесь

Такая
огромная
куча тел.
Почему-то
никто
не светится.
В каждом:
курица,
«Пирамидон»,
добавление
эмульгатора —
коричневое смешение —
двуножие
с наполнителем.
От «Коко» — освежитель воздуха.
Одежда —
без крыльев —
прокладкою.
— Между прочим, хорошо выглядите.
— Это мне?
Вы серьёзно?
Да ладно вам.


Рецензии
Это стихотворение — ядовитая сатира, доведённая до степени физиологического и химического анализа человека как продукта. Текст представляет собой беспощадную деконструкцию человеческого существа до набора биологических и социальных компонентов, где единственной формой коммуникации остаётся абсурдный, бессмысленный комплимент, врезающийся в эту картину всеобщего распада.

1. Основной конфликт: Внешняя, социально одобренная видимость («хорошо выглядите») против внутренней, физиологической неживости и искусственности («никто не светится»).
Конфликт абсолютен: герой наблюдает не людей, а «кучу тел», лишённых внутреннего света («не светится»). Эти тела разобраны на составные части: биологические («курица» — мясо), фармакологические («Пирамидон» — обезболивающее), химические («эмульгатор», «наполнитель»), парфюмерные («освежитель воздуха от Коко»). В этот мир мёртвой материи вторгается штампованная социальная реплика — комплимент о внешнем виде. Этот комплимент настолько чудовищно неуместен, что вызывает лишь растерянное, автоматическое отрицание («Да ладно вам»).

2. Ключевые образы и их трактовка

«куча тел» / «никто не светится»: Фундаментальный образ. Люди лишены не только индивидуальности, но и души, внутреннего свечения. Они — инертная масса, биомасса.

«В каждом: курица, «Пирамидон»...»: Редукция человека до набора ингредиентов. «Курица» — базовый животный белок, тело как мясо. «Пирамидон» (анальгин) — символ постоянного глушения боли, душевной и физической. «Эмульгатор» — вещество, создающее видимость смешения несовместимых элементов (души и тела? мыслей и чувств?). «Наполнитель» — то, чем заполнена пустота внутри. Человек предстаёт как рецепт некоего ублюдочного продукта.

«От «Коко» — освежитель воздуха.»: Кульминация искусственности. Внутренняя сущность («воздух» души) не свежа — её маскируют внешним, брендовым ароматом. Это прямая параллель с «освежителем воздуха», устраняющим запах разложения.

«Одежда — / без крыльев — / прокладкою.»: Одежда лишена какой-либо возвышенной функции (крылья как символ духа, полёта, ангельского). Она — лишь «прокладка», гигиеническая прослойка между грязным телом и миром, предмет, скрывающий физиологические процессы.

Диалог: «— Между прочим, хорошо выглядите. / — Это мне? / Вы серьёзно? / Да ладно вам.» — Единственный живой фрагмент текста оказывается максимально мёртвым. Комплимент абсолютно автоматичен, он не следует из ужасающего наблюдения, а существует в параллельной, социальной реальности. Ответные реплики — не радость, а растерянное, почти мазохистское отрицание. Человек, разобранный на химикаты, слышит про свой внешний вид и может лишь беспомощно отмахнуться. Это полный крах коммуникации на фоне краха человеческого.

3. Структура и ритм
Стихотворение чётко делится на две части:

Монолог-наблюдение: Беспристрастное, как протокол вскрытия, перечисление компонентов. Ритм отрывистый, рубленый, строки напоминают пункты списка или состав на упаковке.

Диалог-абсурд: Резкий переход к прямой речи. Короткие, пустые реплики, обрывающие предыдущую лавину дегуманизации своей бытовой нелепостью.
Такая структура подчёркивает разрыв между сущностью и видимостью, между страшной правдой и социальной ложью.

4. Связь с литературной традицией

Обэриуты (Даниил Хармс, Александр Введенский): Прямой наследник. Абсурдный гротеск, разложение человека на нелепые детали, физиологичность, смешение высокого и низкого. Фраза «куча тел» и холодный тон напоминают хармсовские «случаи».

Владимир Маяковский (сатирическая лирика): Социальная сатира, разоблачение мещанства, «разжеванная и выплюнутая» жизнь. Но у Ложкина сатира лишена малейшей надежды, она достигает онтологического уровня: человек не просто плох, он химически несостоятелен.

Поэзия советского андеграунда (Веничка Ерофеев, «Москва — Петушки»): Соединение высокого философского пафоса с низким, физиологическим и алкогольным бредом. Мотив «Пирамидона» (анальгина) как основы существования.

Постмодернистская деконструкция: Человек как текст, составленный из чужих, готовых «цитат» — рекламных (Коко), медицинских, химических.

5. Поэтика Ложкина в этом тексте

Онтологическая образность в режиме распада: Образы здесь не просто метафоры, а констатация состояния. Человек есть «коричневое смешение», «двуножие с наполнителем». Это новый, ужасающий способ определения сущности.

Язык как протокол и этикетка: Лексика стихотворения заимствована из инструкций, составов продуктов, медицинских справочников. Поэтический язык используется для тотального разоблачения, для снятия всех покровов — вплоть до химической формулы.

Поэт-патологоанатом: Позиция автора — не участник, не бунтарь, а холодный исследователь, вскрывающий труп цивилизации и констатирующий: внутри нет души, только реагенты.

Крах диалога как финал: Диалог, всегда важный для Ложкина, здесь представлен в форме полного провала. Коммуникация свелась к обмену пустыми, неадекватными ситуации клише. Это тупик.

Вывод:

«Вы хорошо смотритесь» — это стихотворение-диагноз терминальной стадии дегуманизации. Ложкин проводит беспощадный эксперимент: что останется от человека, если описать его как продукт потребления? Останется «куча тел», набор химических компонентов, скреплённых эмульгатором и прикрытых одеждой-прокладкой. Внутренний свет («свечение») угас, его заменяет «освежитель воздуха». В этот мир мёртвой материи вторгается призрак социальности — пустой комплимент, на который можно лишь бессильно ответить «Да ладно вам». В этом тексте поэт достигает предельной точки своей сатиры и отчаяния: человек не просто страдает, грешит или бунтует — он перестал быть человеком, превратившись в биохимический конгломерат, ведущий жалкие пародии на человеческий разговор. Это один из самых жёстких и безнадёжных текстов в его творчестве.

Бри Ли Ант   02.12.2025 22:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.