Мишкино детство

Коза!

       Мишка научился читать в четыре года, самостоятельно, с помощью кубиков «азбука». Сейчас в этом нет ничего особенного, а тогда, в первые послевоенные годы, в маленьком городке, случалось крайне редко. Мишка сразу начал читать много и всё подряд.  С книгами проблем не было, так как Мишкин отец, инвалид войны, был большой любитель чтения, да ещё и работал в областной библиотеке.  Всё прочитанное возникало в Мишкином воображении и требовало практического применения. И Мишка начал действовать, на радость соседским ребятам и на горе взрослым соседям. Пацаны и сами были всегда готовы на любые пакости и проделки. Мишка привносил смысл в их поступки и создавал аналогию с реальными людьми и событиями.
     Однажды Мишка прочитал роман «Белый Вождь» Майн Рида и пересказал его содержание товарищам. «Да, интересная история» - сказал соседский Валерка: «А какой конь у него был хороший». «Покататься бы на таком» - добавил Вовка. «Давай попросимся у Сени или Зямы посидеть верхом на их лошадях» - загорелся Мишка. Во дворе проживало двое извозчиков. «Ни за что не разрешат» - сказал Вовка. «А давайте пойдём за сарай» - Мишка никак не хотел расстаться со своей идеей: «Там козы пасутся, покатаемся».  «Пошли за сарай» - резюмировал Валерка. Он был самый старший по возрасту и старался выражаться солидно и решительно.
       За сараем был небольшой участок земли, покрытой травой. Сиреневые цветы клевера, белая кашка, одуванчики, жёлтые и лысые, с уже отлетевшим пухом – всё это напоминало  вышивки, которыми  увлекалась двоюродная сестра Мишки.  На участке паслись две козы: большая белая – соседки Хевы и чёрная, поменьше – соседки Дуни.  «Ты говорил у Карлоса (героя романа «Белый Вождь») был вороной конь» - заметил Вовка. Однако чёрная коза выглядела нервной и злой. Белая была спокойней, выглядела добродушной, и у неё были большие красивые глаза. Эстетика победила реализм и белая коза  была выбрана на роль кавалерийской лошади. «Чур я первый» - закричал Мишка.  Ребята приблизились к козе. Увидев приближающихся ребят коза забеспокоилась и уже не выглядела спокойной и добродушной. «Держите её за рога, а я влезу» - почему-то прошептал Мишка. Валерка и Вовка с двух сторон схватили козу за рога. Коза заблеяла и начала брыкаться и вырываться. Мишка с трудом влез ей на спину и тоже схватился за рога. «Отпускайте» - закричал он. Ребята отпрыгнули от козы. Коза взбрыкнула, и Мишка очутился на земле.  «Да» - сказал он почёсываясь. «Надо бы её оттащить подальше от крапивы».  «Ладно, давай ещё раз».
       «А что это вы делаете, хулиганы» - вдруг раздался крик. К ребятам, размахивая хворостиной бежала Хева. Ребята бросились в рассыпную.
      Вечером к Мишкиным родителям пришла Хева. «Из-за вашего сына у моей козы пропало молоко» - пожаловалась она. Отец у Мишки был строгий. Неотвратимое наказание приближалось.


Забор.

   Большое впечатление на Мишку произвёл роман Джованьоли «Спартак». Все соседские ребята по Мишкиной инициативе изготовили себе луки со стрелами. Были  выломлены тяжёлые копья из ограды соседнего автопарка.  И содрогнулся старый вяз от могучих бросков дротиков. Из старых крышек от больших кастрюль, найденных на помойке, сделали щиты. Кто не нашёл крышку использовал большие куски фанеры из старых ящиков. С трезубцами тоже  не возникло проблем.  К длинной палке прибили короткую, в которую соответственно вбили три длинных гвоздя.  Проблемы возникли с самым главным – гладиаторскими мечами. Нужны были длинные и короткие мечи.  На их изготовление шли куски досок. Доски должны были быть не слишком тонкими, чтобы не сразу ломались, но и не слишком толстыми, чтобы их можно было обрабатывать перочинными ножами. Самые лучшие доски нашлись в заборе соседки, тёти Тани.  Забор был приговорён. После первого набега из досок забора изготовили пять длинных мечей и пять коротких. Но во время интенсивных гладиаторских сражений мечи очень быстро сломались.  Ребята уныло слушали как тётя Таня, обычно спокойная, добрая женщина, стоя на улице громко ругала «хулиганов и бандитов», которые поломали её забор. «Тётя Таня добрая, не надо бы трогать её забор» - задумчиво сказал Вовка №1 (на улице жили  три Вовки, в первые годы после войны это было самое распространённое имя в честь В.И.Ленина). Мишка был добрый мальчик. Ему очень не хотелось обижать «хорошую» тётю Таню. Но выбора небыло.  Другого такого подходящего забора не нашлось на всей улице. «Ладно» - решил Мишка. Ещё разик возьмём доски у тёти Тани. А если сломаются, будем вместо мечей использовать палки, или стебли от подсолнухов.  «Можно мечи обмотать тряпками, чтобы не ломались» - сказал Алик, обладавший техническим мышлением: «А к эфесу привязать шпагат».
      На последнюю операцию с забором отправились Мишка и Валерка. Мишка почти закончил выламывать свою доску, когда раздался предупреждающий свист. «Сейчас, сейчас, мне немного осталось» - пробормотал увлёкшийся работой Мишка, как вдруг почувствовал боль в ухе.  Подняв глаза он увидел, что над ним стоит сердитая тётя Таня и держит его за ухо. «Я больше не буду» - только и сказал Мишка. « Не будешь, не будешь, больше никогда не будешь» - пообещала тётя Таня.
      Вечером Мишка с тоской глядел из-за дерева, как тётя Таня что-то долго рассказывала его отцу. Отец хмурился, и это не предвещало ничего хорошего. Тётя Таня была права. Больше её забор никто не трогал.

   Граната.

 1953 год. Умер Сталин. Происходила непонятная возня в правительстве. 8 лет назад закончилась самая кровавая война в истории человечества,  но всё вокруг ещё напоминало о ней. О войне напоминали разрушенные и ещё неотстроенные дома, пьяные инвалиды на рынке, отцы, их раны, награды, расказы. В детских играх война тоже занимала значительное место.
    Мишка сочинил военную песню, а его приятель, Алик, сын музыканта и сам игравший на нескольких инструментах, задумался над музыкальным сопровождением к ней:
«Бьются солдаты, бросают гранаты, стреляют с пулемётов, пушек, миномётов.
 Бьются танкисты, бьют артиллеристы, мчатся, мчатся кавалеристы.
Все сражаются, все врагов бьют, а знаменоносцы знамя несут».
   Ребята вооружались как могли. Сосед Валерий на столярном верстаке делал ребятам деревянные гранаты и пистолеты. В разрушенных домах, в близлежащих лесах находили патроны. Из спичечных головок соскабливали серу, а со строек воровали карбид. Всё, что можно было взрывали.  Была и такая игра: один набирал полный рот керосина и сильно выплёвывал его, а другой бросал зажжённую спичку. Все эти игры часто заканчивались ожогами, а иногда приводили к серьёзным травмам.
   Однажды Мишка нашёл втулку от пивной бочки. Она была продолговатая и имела отверстие в рукоятке. Мишка решил, что это идеальная граната. Он заточил палку надел на неё «гранату», размахнулся и бросил. Граната полетела красиво и достаточно далеко. Мишке понравилось, он начал тренироваться и вскоре довольно метко попадал из своего устройства в нарисованную на дереве мишень. Мишка созвал соседских ребят, чтобы подемонстрировать свой гранатомёт.  С первого броска Мишка попал в мишень. Посмотреть на импровизированный гранатомёт подошли два подвыпивших соседа. Мишка повторил бросок. Однако на этот раз видимо граната была надета  недостаточно глубоко и сорвалась раньше времени. Раздался звон разбитого стекла и граната через форточку влетела в окно соседки Марии Ивановны. «Молодец» - сказал пьяный сосед: «В яблочко. Будет тебе дома разборка стрельбы». Он был не прав. Форточку соседке застеклили, но на Мишку отец почему-то не сердился. 

Лыжа

Мишка очень любил кататся на лыжах. На улице Зелёной, где проживала его бабушка и где сам Мишка жил до 7 лет, была горка, с которой зимой ребята любили съезжать на лыжах и самодельных санках, согнутых из трубы. Горка была невысокая, но на ней имелся небольшой трамплин, образованный остатками корней срубленного дерева. Мишка очень любил этот трамплин, но не всегда мог преодолеть его без падения.
Было прекрасное морозное, но ясное и солнечное, зимнее утро, какое часто бывало на севере Украины в середине 20 – го столетия.   Солнце ласкало замёрзшие деревья, которые как будто тянулись к нему голыми ветвями.  Было воскресенье. На тихой улице никого не было. И только изредка появлялись старушки, возвращавшиеся из рынка с закупленной нехитрой снедью.
Выпавший ночью снег лежал на горке чистый и нетронутый, как крем на пирожном, сияя под лучами зимнего солнца. Поэтическая натура Мишки восставала против разрушения хрустальной сверкающей красоты нетронутого снега, но жажда скорости и полёта победила. Разогнавшись, Мишка помчался по горке к трамплину. Прыжок ... и он благополучно приземляется под трамплином. Но, это вечной «но», эта «ложка дёгтя» из-за которой счастье так редко  бывает полным. Левыя лыжа срывается с Мишкиной ноги и летит со скоростью выпущенной стрелы. Возвращавшая с рынка старушка почувствовала опасность и обернулась. При виде мчавшейся лыжи она подпрыгнула и наступила на лыжу. Несколько метров она промчалась на одной лыже, как каскадёр в зимних шоу, затем ойкнула и упала. Из её авоськи полилось молоко, белое и чистое как снег. Старушка заплакала. Из дома выбежала Мишкина бабушка. Она обняла старушку и повела в дом, где компенсировала её материальный и моральный урон.
Зимний день уже не выглядел таким ослепительно красивым. На месте растаявшего под молоком снега появилось грязное пятно. Мишка подобрал лыжу. Кататься ему больше не хотелось.

Витрина.

Подросший Мишка был очень занятым человеком.  Он помогал родителям, у него было много друзей и он обожал книги и футбол. Зимой, в снежную погоду, он не слезал с лыж.  Летом на реке Десна по билетам спортивных обществ можно было взять на прокат лодку. У Мишки были такие билеты.  Единственно, на что у него не было времени (и желания), это уроки. Но учился он более менее неплохо благодаря способностям,логическому мышлению и прекрасной памяти. Кроме того Мишка много читал и то, что проходили на уроках, часто было ему уже известно.  В 12 лет Мишка пристрастился играть в шашки, и очень быстро добился успехов. Через год он уже был чемпион города среди взрослых и чемпион области среди юношей и по русским и по стоклеточным шашкам. Впоследствии он не раз добивался успехов на соревнованиях разного уровня и был мастером спорта СССР. Но больше всего ему запомнилась его первая победа на чемпионате города среди взрослых по стоклеточным шашкам.
Соревнования проходили летом в прекрасном парке им Коцюбинского, в живописном историческом уголке Чернигова. Этот парк – одно из самых красивых и удивительных мест Украины. Парк стоит на высоком холме, омываемом реками Десна и Стрижень.  Чтобы рассказать о всех исторических и культурных достопримечательностях парка потребуется отдельная книга. Кроме того там много цветов, деревьев, а летом поёт соловей у памятника Пушкину.
Торжественное закрытие чемпионата организовали в красном уголке парка. Собралось много людей, в том числе Мишкиных друзей и приятелей. Рассказывая о соревнованиях Мишка размахивал руками и случайно разбил стекло на стенде с какими-то достопримечательностями.  Увлёкшиеся рассказом присутствующие не придали этому большого значения, но не все. Когда Мишке вручали приз за победу в зал вошёл милиционер в сопровождении директора парка. Милиционер по своему поздравил победителя. «Пошли со мной» -сказал он и взял Мишку за руку. «В чём дело, вы срываете мне торжественное мероприятие» - закричал главный судья соревнований. Милиционер с помощью директора парка поволок упирающегося Мишку к выходу. Мишкины друзья подняли шум. К милиционеру подошёл Мишкин отец. «Пойдёмте поговорим» - сказал он милиционеру. «А он»- отец указал на Мишку: «никуда не убежит». «Не убежишь?» спрсил милиционер. «Ещё чего» грубо сказал Мишка. Мишкин отец вернулся через 10 минут один. Торжественное закрытие чемпионата продолжалось.
Стенд застеклили, но директор парка перестал здороваться с Мишкой и его отцом.  В парке и после этого проводились соревнования, но директор благополучно избегал присутствия на них, а затем он перешёл на другую работу.


Рецензии