О звучании тишины

Всем известно выражение "звенит тишина". Многие слышали этот тихий, высокий,
серебристый звук, но не все заметили, что высота его тона неизменна. Тишина
(или нечто в тишине) всегда звенит на одной и той же ноте, вблизи соль-бемоль
(Gb) не ниже 5-й октавы, с призвуками из более высоких октав, и напоминает
звучание флейты или гитарного флажолета.

Этот звук одинаково хорошо слышен и с открытыми, и с закрытыми ушами, на
Земле и в космосе. Космонавт Алексей Леонов упоминал об "оглушительной,
звенящей тишине" во время его выходов в открытый космос. Пение слога "Ом"
(обозначающего Абсолют) является имитацией этого "беззвучного звука", из
которого (по представлениям древних) соткан весь мир, включая химические
элементы материальной Вселенной.

Оставляя в стороне эстетическую и религиозную стороны вопроса, было бы очень
интересно исследовать его с позиций физики. Причем не только акустики, но
также оптики и радиоспектроскопии, поскольку природа этого звука и среда, в
которой он распространяется, пока неизвестны.

Речь идет не о субъективных слуховых ощущениях или галлюцинациях; не о шуме в
ушах, связанном с циркуляцией крови, работой внутренних органов или сбоями в
этой работе; а о специфическом музыкальном звуке, доступном восприятию любого
человека. То, что его можно использовать в качестве естественного КАМЕРТОНА
при настройке музыкальных инструментов, говорит о реальности его
существования. Возникает вопрос: каково его происхождение, если оно не
физиологическое?

Версию о резонировании черепной коробки следует исключить, поскольку для
такого резонанса необходим источник звука, работающий на той же или кратной
частоте, либо некоторый (не изолированный от резонатора) стационарный поток.
Однотонное резонирование кровеносных сосудов, вен и артерий, размеры которых
весьма различны, исключается.

Рассчитаем частоту звуковых колебаний ноты соль-бемоль 1-й октавы. Для этого
используем значение эталонной частоты 440 Гц для ноты ля 1-й октавы. Искомое
значение составит: 440/(2^(3/12))= 369,994... Гц, где 12 – число полутонов в
октаве, 2^(1/12) – множитель для определения частоты соседнего полутона, а 3
– интервал в полутонах между ля и соль-бемоль. Подобным образом легко
рассчитать точное значение частоты любого музыкального звука.

Перейдя ОКТАВНЫМИ ШАГАМИ из акустического диапазона в оптический
(октавный шаг равен удвоению частоты), и сделав 40 таких шагов по УНИСОНАМ,
мы установим (вслед за сэром Исааком Ньютоном) однозначное соответствие между
музыкальными звуками и цветовыми оттенками видимого диапазона.

Видимый диапазон занимает ЧУТЬ МЕНЬШЕ одной октавы и, условно говоря,
простирается от ноты соль 41-й октавы (красный) до ноты фа 42-й октавы
(фиолетовый). Любопытное совпадение: единственный звук, не имеющий цветового
унисона в видимом диапазоне (и окаймляющий его) – соль-бемоль (Gb)!

Цветовые оттенки соотносятся со звуками музыкального звукоряда следующим
образом (в скобках указана длина волны в микронах):
 
41-я октава:
Соль-бемоль - инфракрасный (0,737)
Соль - темно-красный (0,696)
Ля-бемоль - ярко-красный (0,657)
Ля - красно-оранжевый (0,620)
Си-бемоль - желтый (0,585)
Си - жёлто-зеленый (0,552)

42-я октава:
До - зеленый (0,521)
Ре-бемоль - зеленый (0,492)
Ре - зелено-синий (0,465)
Ми-бемоль - синий (0,438)
Ми - светло-фиолетовый (0,414)
Фа - темно-фиолетовый (0,391)
Соль-бемоль - ультрафиолетовый (0,369)

Высокая стабильность данного звука указывает на стационарность порождающего
его процесса. Это может быть "звучание", связанное с вращением Земли, Луны
или горением Солнца*. При этом в качестве резонаторов (цельных или полых)
могут выступать не только сами космические тела, но и окружающие их магнитные
поля. Наша Галактика, и даже вся Вселенная может быть тем резонатором,
звучание которого мы воспринимаем, как звон тишины.
______________
*Бенгальское слово shur [шур] (производное от санскритского "сурья" – солнце,
солнечное божество) означает I. Бог, божество, солнце; II. голос, тон, нота,
мелодия, мотив. Возможно, это подсказка.

(2004)


Рецензии