Одиссей и Три Богатыря Вечность Игоря Царева -31

ОДИССЕЙ  И ТРИ БОГАТЫРЯ    ВЕЧНОСТЬ ИГОРЯ ЦАРЕВА -31

http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева


Эпоха Возрождения начиналась с возвращения античных мифов. Вероятно, в древних сказаниях есть не только дивная прелесть, но и невероятная магическая сила. Так уж вышло, что  мы погружаемся в античные мифы и находим там те страсти, те радости и горести, которых не хватает в реальности: война богов,  путешествие Аргонавтов, подвиги Геракла, Тезея и Персея, Троянская война- так или иначе эти события отражаются  в творчестве больших поэтов любой другой эпохи, тяга к эпосу всегда отличает талант от обычного сочинителя.

Наверное,  каждый поэт хочет сотворить свой эпос, основанный на преданиях и мифах прошлого. Случайно ли чуть ли не каждый год появляются и не только в Великобритании  новые повествования о Короле Артуре и рыцарях круглого стола. И  люди  снова обращаются к давним  событиям и героям, о которых, казалось бы, все давно известно, трудно сказать что-то новое..

Но создаются новые творения и   любимые герои оживают снова.
Наши поэты и писатели достаточно редко замахиваются на эпохальные творения. Что тут можно припомнить? Только грандиозную, так и не осуществившуюся идею сотрудничества В. Жуковского и юного А. Пушкина, которым и был заказан в свое время славянский эпос. И учитель стал писать поэму «Двенадцать спящих дев», от которой остались только какие-то отрывки, наброски сюжета, а ученик «Руслана и Людмилу».
 
Сегодня каждый  ребенок помнит гениальный пролог «У Лукоморья дуб зеленый», дух захватывает от того, что могло бы написаться, но потом в самой поэме  у нас возникает неожиданно Скандинавская сага о волшебниках и  чудовищах. Только у главных героев остаются славянские имена, да двор князя Владимира  описан в первой главе. Почему так получилось, отдельная история, поэма замечательная, ученик превзошел учителя, но славянского эпоса мы так и не получили.

И вот  в августе 2003 года, почти 10 лет назад,  у трех поэтов появилась идея поработать вместе и сотворить современный эпос –« Трое о Трое», где еще раз мы вернемся  на поля сражений под Троей вместе с  тремя былинными   богатырями. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович по воле авторов отправятся на эту  войну…
 
Эпопея открывалась таким  предисловием:
Недавно при попытке прорыть прямой переход
с Арбатско-Покровской на Калужско-Рижскую
линию метро московские диггеры откопали
несколько дощечек, исписанных грамотой,
получившей у историков название "черты
и резы". Предлагаем читателю первый перевод
уникального документа эпохи Гомера,
проливающий свет на культурные связи
Древней Греции и Древней Руси.
Неизвестный автор (вещий Боян?)
воспроизводит моменты общения героев этого эпоса.

Перевод и литературная обработка:

Игорь Царев,
Евгений Дейк,
Михей Студеный

Вот так, не больше, не меньше, о том, как на самом деле творился эпос, есть документальное свидетельство  у Михея Студёного, за что ему благодарность от всех, кому дорого не только творчество Игоря Царева, но и наша многострадальная современная литература
http://stihi.ru/2013/04/25/7692

У меня задача несколько иная,  посмотреть, как это получилось, и может быть впервые  заглянуть в творческую мастерскую  трех великолепных поэтов, познакомившихся  здесь на сайте и нашедших возможность поработать вместе, что само по себе огромное достижение для нашего сайта.

Соавторство – не такой уж простой вид творчества, обычно заканчивается все это  внезапно, и  авторы не могут потом договориться, поделить творение, потому данный опыт крайне интересен. Но если собираются люди близкие по духу, и они могут договориться, почувствовать друг друга, то все получается великолепно.

Нельзя забывать, что у Игоря Царева был опыт соавторства с женой  Ириной.  Она подробно расскажет в своей книге, как это происходило, я же могу пока только отметить, что работали они дружно, разделив обязанности, и каждый занимался своим делом, а потом смотрели то, что получилось и монтировали это в книгу, редактировали, и приходили к согласию о том, как это должно быть.

Но даже такой труд под крышей дома своего уникален, а если люди могут общаться только в сети – и вовсе  невероятный опыт. И все-таки в августе 2003 года появилась идея написать повествование о трех богатырях ( на три голоса), которые отправились по приглашению Одиссея на Троянскую войну, и что же с ними там происходило, какие подвиги они там совершали, вот об этом и предстояло рассказать в  Троянской эпопее.
Идея сама по себе дерзкая и необычная имела  великолепное воплощение, приведу только один из отзывов о том, что получилось в итоге:

05.06.2004 01:54
Дейк
Не могу не поделиться. Из частного письма:

"Опупея Троянская - шедевр! Вы действительно здорово поработали все втроем, я читала дважды - первый раз взахлеб, второй пристально и пристрастно, пыталась разделить на составляющие - кто что из вас писал. Вещь получилась цельная, неподдельная, вам удалось - всем троим - почти невозможное - слиться в "экстазе стихотворчества".
Могу подписаться под каждым словом неизвестного автора этого высказывания…

Но как же это случилось - получилось? Как удалось нашим автором такое эпохальное творение.

Идея путешествия богатырей в чужие земли, для того, чтобы там сражаться, что-то завоевать, не нова, наверное, все началось еще со знаменитых походов князя Рюрика на Русь в Новгород, а князя Олега в Византию, чтобы щит прибить к вратам Царьграда. Правда, историки спорят, Олег или Игорь, его племянник это был, но в том, что такие походы были, сомнения не вызывает,  даже княгиня Ольга была в Византии, правда, с мирными  целями, но тоже отметилась в вечном граде.

Наши герои – русские богатыри, должны сражаться, чтобы принести "князю славу, почести себе", и прославиться им суждено на самой известной войне древности. Эпопея состоит из 6 частей:

КАРТИНА 1 (вступление)КАРТИНА 2. Волга. КАРТИНА 3  КАРТИНА 4. Проливы. КАРТИНА 5. Под стенами Трои. КАРТИНА 6. Деревянный конь

Сразу видно, что  собственно война будет в последних двух частях, а первых четырех это повествование о путешествии, борьбе с чудовищами, преодоление  преград, потому тут соседствуют два жанра повествования, что несомненно усложняет задачу для творцов.

Каждая из частей начинается с  пролога, в котором Боян рассказывает о том, что должно  происходит с героями на этом отрезке повествования.

Наверное, каждый из нас помнит хотя бы первые строчки «Илиады»

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным.

Наши авторы немного урезают знаменитый гекзаметр, который достаточно тяжел для  чтения и декламации. И вместо грозной античной богини появляется  бог весны и страсти Ярила, с которым и ведет беседу летописец Боян

Вот как все начинается в первой части
Гнев свой умерь, о могучий и грозный Ярила!
Дай летописцу достойно дорезать табличку -
Вон уже сколько дощечек хороших испортил,
Будет ругаться жена - мол, дрова переводишь...

Глупая баба! А мне ради подвигов славных
Даже соседских поленниц ни щепки не жалко!
Давеча старый Илья снова вспомнил о Трое,
Надо рассказы его занести на скрижали.

Байки бойцов престарелых - опора плохая,
Но ведь источник живой - не считать же Гомера!
Этот слепец до того исказил всю картину,
Что для ребят ни гекзаметра в ней не осталось!

Помнит ли кто, почему именуется «Троей»
Греческий город, а битва прослыла «троянской»?
Знайте, что так их назвали в честь русских героев,
Троица коих там ратный бедлам учинила!

Силу мне дай, о могучий и грозный Ярила!
Я без утайки сейчас пропою, как всё было:
Сказ свой начну же с того, как к Илье на рассвете
Прибыл гонец от пирата-царя Одиссея...

И вроде бы-торжественно звучит вступление, но мы уже понимаем, что герои наши  затейники, забавники, и сами скучать не будут и другим не дадут  в этом главная задача  богатырского эпоса.

Три поэта должны были создать три совершенно разных характера, отталкиваясь от былинных, всем прекрасно известных  образов, но конечно, они не могли не добавить  каждому из персонажей какие-то индивидуальные черты, а главное -  осовременить  героев, ввести их в наше время, оживить..

Первоначально образы были намечены так:

Илья не очень умён, но зато может выполнять грубую физическую работу. Добрыня специалист по дипломатии, если с кем договориться надо. Алёша же в основном просто всех веселит, но может и выполнить что-нибудь такое, что наотрез откажутся выполнять Илья с Добрыней..."

Вот от этих характеристик  авторы  отталкивались, пускаясь в плаванье не только к стенам  Трое, но и в творческое плаванье по бескрайним просторам наших мифов.

Вероятно, как и в других случаях, Игорь Царев был генератором всех основах идея, своеобразным режиссером- постановщиком, который с момента замысла видит всю картину целиком, потому что он писал о сюжете повествования:

Смысл в том, что Хитромудрый Одиссей пригласил трех наших здоровяков и они то, собственно, всех греков там и сделали. Вместе с их конем. И Циклопа самогоном споили, и Сцилле с Харибдой пасть порвали с похмелья, и т.д. А греки из самолюбия роль наших орлов умолчали. А мы раскрываем правду. Там отступления должны быть, а между ними беседы троицы. Ну, типа Моцарта и Сальери в бане.
<Человек Слова 18.09.2003 17:45>

Почему  именно Одиссея из всех греков выбрал Игорь четвертым героем?

 Вероятно, он был ближе Игорю т.к. считается одним из первых мореплавателей - морских бродяг – родственная и понятная душа, герой, совершивший крутой поворот в той самой войне. Без него  царю Агамемнону грозило поражение по предсказанию Оракула, потому все конечно сошлось на Одиссее, тем более  что и Гомер пишет в первую очередь о нем, а наши поэты собрались несколько исправить  Гомера – внести справедливость  в древний эпос

Байки бойцов престарелых - опора плохая,
Но ведь источник живой - не считать же Гомера!
Этот слепец до того исказил всю картину,
Что для ребят ни гекзаметра в ней не осталось!
 
 - вот вам и объяснение всего, что будет твориться, почему  нужно написать новый эпос.

Правда от гекзаметра, который урезан еще во вступлении, а дальше от него  не останется и следа, потому что все повествование  будет строиться на   диалогах и монологах главных героев. А если учесть, что опираются они на Филатовский размер «Сказки про Федота Стрельца», то повествование легкое, яркое и очень образное, за дело- то взялись настоящие  Мастера

Композиция строится  по принципу романа –путешествия, перетекающего в военный роман- шутки, прибаутки, веселые пирушки, трудные испытания, которые становятся забавой для хитроумных и могучих богатырей – вот что нам предстоит узнать.

Муромец объявляет собратьям о необходимости покинуть пределы любимой родины и идти воевать заморских злодеев, похитивших Елену. Мол, Одиссей слезно просит, мол, без русской удали им там хана. А мы с Поповичем будем вяло отругиваться, мол, с какого рожна нам за чужую Елену ратиться, когда у нас тут своих Елен пруд пруди

Здесь вспоминаются еще и творения В.Высоцкого, в частности «Про дикого вепря»:

А стрелок: - Да это что за награда?
Мне бы выкатить портвейна бадью!
А принцессу мне и даром не надо -
Чуду-юду я и так победю.

А король: - Возьмешь принцессу - и точка!
А не то тебя - раз-два! - и в тюрьму!
Это все же королевская дочка! -
А стрелок: - Ну хоть убей - не возьму!

Правда, наши герои все-таки прихватят с собой и Кассандру и Елену ( В русских сказках не случайно появлялась и Елена Прекрасная, часто   ее происхождение вели именно от античной Елены, а вот как она у нас появилась, нам наконец богатыри тайну и раскроют.

Героев  в путешествие набирается четверо, к ним присоединяется жена Ильи Муромца, переодетая в воина, да еще Илья прихватил с собой своего старого врага Соловья Разбойника, с которым они расстанутся на берегу Черного моря, тот и станет в итоге Черномором, так мы узнаем о рождении еще одного мифического персонажа. Вот сколько тайн предстоит открыть в этом дивном творении.

Но если  роли и других богатырей были более – менее традиционны –сила и мужество Ильи, хитрость Алеши Поповича, этакого славянского  Одиссея, то как раз для князя Добрыни Игорь придумал образ этакого мудреца и поэта, который может и рассудить, и помирить, и дельный совет даль.

Он опять же исходит из образа волхва – наиболее близкий и для него приятный, и органичный. Но перед нами только речевые характеристики героев, потому творцы все должны были вместить именно в диалоги и монологи, что достаточно сложно, но увлекательно.

Вот как он отвечает на призыв отозваться на призыв Одиссея, и отправиться в Трою:

Вам бы только воевать!
Силы некуда девать?
Лучше б в баньку завалиться,
Али в Нюркину кровать...
Али, если по уму,
Можно погулять в Крыму -
И с татарами сразиться,
И покушать бастурму.
Нет, опять их манит, мля,
Закордонная земля.
Патриоты, елы-палы,
Лишь бы дальше от Кремля...

Из этого монолога Добрыни, сразу виден и настрой повествования, и  тот язык, и конечно современные детали происходящего. Если вспомнить, что богатыри у нас были в Киевской Руси, а не Московской, то  никакого там Кремля, конечно, не было, но такие допущения, переводы на совершенный язык вполне реальны и эпичны, они  очень интересны, потому что перед нами рождение нового  мифа, а не исторической поэмы. И он очень отличается от былинного контекста. Зато какая легкость повествования.

 Читала в первый раз в апреле, после ухода Игоря уже весь эпос, и тогда трудно было сдержать улыбку, так все они хороши, забавны.

Мы узнаем и о том, что у Ильи старыми знакомыми оказывается не только Одиссей, но и царь Язон, а потому они не столько воевать собрались, сколько отдыхать и развлекаться, и должны были все сделать для того, чтобы поменьше войны, побольше забав, а для этого требовалась хитрость и смекалка.

Вот диалог между Добрыней и Ильей
Добрыня Никитич (задумчиво-мечтательно):

Экий ты, Илья, плейбой!
Ладно, ладно, Бог с тобой!
Возражать - себе дороже,
Будет басурманам бой.
Ты, Алеша, шлем протри
И снаружи и снутри...
Да, мы трое эту Трою
Обломаем дня за три!

Илья Муромец:

За три дня – какой резон?
Там же бархатный сезон.
Ныне властвует в Иолке
Мой приятель – царь Язон.
Сокрушался сколько раз –
Что, Илья, не кажешь глаз?
Приезжай, подебоширим –
Здесь никто нам не указ.
 
А каким интересным  в первых  частях оказался монолог Алеши Поповича, когда он рассуждает о Соловье Разбойнике, которого прихватил с собой Илья в это путешествие.

Алеша Попович:

Ты зачалил Соловья?!
Круто! С этого ворья
Будет хоть какая польза -
Не кормить же урку зря!
Пусть же этот анархист,
Паразит и яйцеглист,
Нынче явит в мирных целях
Свой художественный свист.
Главно дело, ты, алло! -
Глянь, чтоб вбок не увело!
А не то в горах Кавказа
Не одно слетит село.
 
Так вот одним махом характеризует Алеша  того самого Соловья, который  по былинам был  сыном или внуком самого Стрибога –властелина ветров, и отличался  силой внушительной,  но для богатырей это не помеха, как черт в «Ночи перед Рождеством» у Гоголя, здесь он ведет себя достаточно мирно и подчиняется герою,  его покорившему..

Кстати, Соловей прокладывает им своим свистом дорогу к морю, и вот такой диалог показательный между Ильей и Соловьем происходит:
Муромец (прочищая уши мизинцем):

Что ты делаешь, свистун!
Все ж оглохли за версту!
У Добрыни даже уши
Завернулись в бересту!
Это ж сколько децибилл
Ты, дебил, употребил?
Ты ж всю рыбу в нашей Волге
На века поистребил!

Соловей (обиженно):

Сам дебил! Ну, оглушил,
Но дорожку ж проложил?
Без понтов до Геллеспонта
Удружил, чтоб я так жил!
 
Беседа такая дружественная и забавная,   и все трудности преодолеваются  с русским размахом, ничего, что вся  рыба истреблена на века, зато у нас путь в греки проложен – богатыри вышли в чисто поле погулять. Те, былинные забавы кажутся детскими шалостями по сравнению с этими.

Кстати, сам царь Агамемнон поступает не менее жестоко, когда, чтобы задобрить Артемиду, у которой он убил любимую лань и двинуться в путь, он приносит в жертву дочь Ифигению, потому и в том и в другом случае дорога на войну связанна с большими жертвами, но все цари бессильны перед нашими богатырями.

Героям приходится сражаться с чудовищами, довольно оригинальным способом – они их спаивают, доводят до невменяемого состояния, будь то чудовищная Сцилла или одноглазый Циклоп, от которого самому Одиссею удалось выбраться, только  привязавшись к барану, у наших героев безотказно действует то водка, то дешевый портвейн, тогда  чудовища теряют свою силу и мощь.  Под стенами Трои Добрыня сталкивается с Ахиллом и вот что из этого вышло:

Добрыня (жалуется, потирая
фингал под глазом):

Лех! А мне какой-то жлоб
Засандалил пяткой в лоб.
Дык, ушиб, наверно, ногу,
Потому как – хлоп, и в гроб.

Одиссей:

То ж бессмертный Ахиллес…
Сгинул бес?!! Уже прогресс!

Таким вот забавным скорее оказался поединок, и любой из нас понимает, что все их Ахиллы рядом с нашими богатырями просто слабаки. А то, что для  русича забава, то для грека смерть, даже если это сам могучий, закаленный в водах Стикса  Ахилл. И никто теперь  не сомневается в том, что деревянного коня заставили сделать Одиссея тоже они, чтобы поскорее развязаться с войной,  да и отдохнуть  в бархатный сезон.

В каждой из частей вступительная речь Бояна становится все короче по мере того, когда мы подходим к финалу повествования.  А последней части совсем  коротка его  речь:

Боян:

Слава Яриле! Пришел наконец час решающей битвы.
Трое героев готовы войти в неприступную крепость,
Ждут не дождутся, когда ж, наконец им откроет ворота
Царь Одиссей, что как тать притаился у мерина в чреве.
 
Все происходит, конечно же, после очередной попойки, авторы так и замечают :

(Дурные от портвейна греки, не обращая внимания на доносящиеся из Коня крики и ругань, начинают крушить стены крепости с двух сторон. К ним присоединяются тоже приложившиеся к бочкам боги и богини).
 
После победы, прихватив с собой Кассандру и Елену,  богатыри удаляются к себе, а Гомер, сочинявший «Илиаду», конечно умудрился забыть о них, не осталось им места в повествовании, эту страшную ошибку и требуется исправить героям.

Наши авторы восстанавливают мифологическую справедливость, и делают это и задорно и весело, и с таким мастерством, что остается только диву даваться.

Кстати, было  еще одно название у эпоса «ХОЖДЕНИЯ ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ ЗА ТРИ МОРЯ». И если мы  с восторгом восприняли тогда «Сказку про Федота Стрельца» Л.Филатова, то можно представить, сколько бы шуму наделала эта Троянская опупея, если бы она была издана  в свое время.
 
К сожалению, тогда этого  не случилось. Но просто необходимо восстановить справедливость и показать всему миру плоды творчества  троих авторов, двое из которых уже покинули этот мир. Это творение  несколько опередили мультфильмы о богатырях, явно проигрывающие этому шедевру. Хотя они все-таки сыграли свою определенную роль,наглядно узнали богатырские хроники наши зрители, с былинами не знакомые, или пропустившие их мимо ушей, кто же такие были Илья, Добрыня и Алеша.

 Хотя по тем странным сюжетам сориентироваться достаточно трудно.
Но вторым этапом в познании наших преданий  и должна стать опупея – задорная,  героическая и  неповторимая. Возможно, она поможет многим из нас дотянуться и до греческих мифов и для  славянских былин одновременно.

Без этого повествования представление о поэтическом творчестве Игоря Царева будет неполным, как и без энциклопедии о  Богах, духах и чудовищах, в свое время изданной, без его  книг о чудесных, невероятных явлениях в мире.

Вероятно, очень радовали создателей  богатырского эпоса вот такие отзывы читателей, когда творение, благодаря сети пошло в народ:


04.06.2004 18:02
Дмитрий Три
Ох и ржал я в автобусе вчера, домой, апосля встреч, своих, поздно вечером едучи...ажник народ от меня шарахался, думали обожрался мужик, до глюков, а я читал перечитывал вашу Троицу. А вечером соседи в стену стучали, я перечитывал, в час ночи, и по второму кругу...млин...чуть челюсть не вывернул))))))))))) Так, что там на третье?
Хозяин, хорош гостей мурыжить, давай свои запасы, погреба выворачивай...))))

Вот самый последний монолог Ильи Муромца:
Муромец:

Ой, он рухнул почему-то –
Видно, от моих речей.
Ленк, чем пыль косой мести –
Брыню б в чувство привести,
А чего там есть секретно –
Лёха примет из горсти…
Лёха! Белым стал, как мел,
Вслед за Брынею сомлел...
Может, это вредный вирус,
Неизвестный аж в кремле?
Поражает как-то вдруг…
Я вообще-то близорук…
Хэй! Вставайте, симулянты,
Нам давно пора на струг!

На этом повествование обрывается, но эпос останется жить, думаю, у этого  дивного творения все впереди, потому что такие рукописи точно не горят и не теряются, они дарят бессмертие их авторам.

Эпоха Возрождения начиналась с возврата к греческим мифам, начало 21 века ознаменовалось появлением  в 2003 году "Троянской опупеи"- случайное совпадение?

Но все творчество Игоря Царева - стремление к гармонии и возрождению в наши кошмарные времена, потому так пусто сегодня, так тревожно после его внезапного ухода.

Но как хорошо, что он у нас был и так много успел сотворить вместе со своими верными друзьями и соавторами. И снова звучит "мелодия эпохи Возрождения" , а нам остается только расслышать ее в этом шуме и яростном мире.


Рецензии
Люба, низкий поклон за такой великолепный труд приобщения нашего брата, читателя, к таким шедеврам, уже одобренный, как я успел заметить, и Михеем. Рискну показать тебе своё болевое, хоть и вскользь, прикасание к Трое: http://www.stihi.ru/2013/01/22/10155
С дружеским одобрямсовым теплом
Валерий

Лесовик 2   20.06.2013 22:16     Заявить о нарушении
Доброе утро, Валерий!!!
То, что они втроем творили тогда- уникальная работа, но она как-то прошла довольно незаметно, к сожалению, может быть еще не время было, но это лучшее, что было создано у нас в последние годы, а самое главное, что работали они втроем, как это трудно знаю прекрасно, даже когда один соавтор, а если два, но у Игоря все получалось
Люба

Любовь Сушко   21.06.2013 06:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.