Пошли ему, Бог, второго. Вечерние стихи 19 июня

ПОШЛИ ЕМУ, БОГ, ВТОРОГО
ОБИДЕТЬ, САМОУТВЕРДИТЬСЯ, ПОМОЧЬ? ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ 19 июня

Передача закончилась в  2 часа ночи по местному времени, беседы в чате в 3 часа, но этот тот случай, когда времени совсем не жаль и летит оно молниеносно.

Если в прошлый раз было интересно и не скучно, кто же спорит, но лично я ни одного из тех поэтов в Избранные не внесла, то на этот раз снова пожалела о  том, что нет кнопки «За всех».  На моей памяти таких передач было 3 или 4, когда действительно  была команда поэтов, а не просто случайных попутчиков, а  с ними  команда экспертов. Очень понравились «новенькие» и Борис Прахов, и Алекс Рудов. Хотя  понятие «новеньких», конечно, условно, но  напомнили они о тех старых добрых временах, когда за столом сидел Евгений Туганов и А.Спарбер, потому что  шел  разговор именно о поэзии, о поэтах… Соскучились мы о таких разговорах.  Ведь выслушивать,  к счастью,  бывшего члена худсовета о том, кто ему и что сказал и как к нему относится, да угрозы сплошные, не самое приятное в полночь занятие, хотя возможно, для Игоря Борисовича как режиссера в этом есть нечто привлекательное, драматургия, а для слушателя  - это кошмар. Но в данном случае мы услышали четырех поэтов, каждый из которых хорош по-своему…

Что греха таить Владимира Сергеева  я ждала, как жду и Лешека, и А.Поминова, как высший дар небес. Встреча с поэтами круга И.Царева - лучшее, что может сделать для своих зрителей передача, пока мы все еще живы.

Владимир Олегович на экране  оказался  еще лучше, чем в  визуальном общении, потому что  мы вернулись во времена Д. Самойлова, Б. Слуцкого, Ю. Левитанского, М. Дудина, когда поэт действительно был значительно больше, чем поэт. Как же давно это было, мне казалось, что больше никогда такого не случится. Но благодаря Марине Шапиро (теперь мы знаем, кто  вернул нас в юность, в поэтический бум) и тому, что сам Владимир Олегович согласился участвовать в передаче – это произошло.
Я наслаждалась его хитроватой мудростью, когда он все-таки смог поставить в тупик наших критиков,  умело их  запутав с аллюзиями, иллюзиями, реминисценциями – смотреть на это было забавно. И они проявились каждая со своей стороны, если Ольга Воронина была мила, и искренне недоумевала, то Женя не скрывала иронии, переходящей в сарказм. Только в это время они не могли видеть глаза Владимира Олеговича, и хорошо, что не видели.  Он играл с ними обеими, как кошка играет с  мышами, то отпуская, то подгребая лапой назад. И не было никакого смысла ему грубить, обижаться, возмущаться на обидные, несправедливые их слова. Так ведут себя мудрецы, и всегда побеждают, так волхв подчинил себе сурового князя Олега и заставил плясать под свою дудку. У нас был такой же профессор  логики и философии В.Н. Типухин в свое время, все видевший насквозь, и умевший шутить и над собой тоже. Он  читал условие очередной логической задачи, например, и повторял:

- Девушка любит прекрасного  молодого человека, а ее решили отдать замуж за старика, такого, как я, например…

И когда мы смотрели на него, то не сразу могли решить, особенно логически, кого же из двух женихов выбрать той самой  условной девушке… Вот и сейчас я вспомнила того самого обаятельного  профессора и вернулась в пору своего студенчества, за что и благодарю Владимира Олеговича. А вот стихотворение выбрала   памяти Игоря Царева – с них началось наше знакомство, они стали для меня, да и не для меня одной,  знаковыми, а строчки о том, что «о Бродском лучше Бродского писал» и вовсе определяющими, ключом к пониманию многих текстов Мастера.  Из-за них с поэтом познакомилась и Марина Шапиро

На смерть Игоря Царева
Владимир О.Сергеев
                «И тебе дан шанс – в небеса лицом –
                Не спеша, в подробностях, помолиться,
                Ведь, когда распутица, под Ельцом
                Бог куда доступнее, чем столица.»
                Игорь Царев


Нет слов, а только горькая печаль
Свершившейся отчаянной неправды…
Разбита благородная скрижаль  –
С не высеченной строчкой – жизни равной.

Молитва есть, как есть, свечой во мгле…
Но почему не дать по той причине –
Свечой гореть подольше на Земле
«В подробностях» молившемуся сыну?!

О чём молился он в своей строке,
Не много говоривший, много знавший,
На самом главном в чувствах языке
О Бродском лучше Бродского писавший?..

И как бы ни нелепо, но пока
Смерть Игоря Царева не приемлю!
Поэта - ч е л о в е к а, на века
Собой облагородившего Землю.
http://stihi.ru/2013/04/06/2632

Не устану повторять, что  Владимир Сергеев устроил для нас настоящий праздник Поэзии и сделал это тонко, мудро и красиво, такового события не забыть. Но помогли ему в этом и другие участники передачи - самое главное, что сразу возникла гармония – две Прекрасные дамы и два  очень ярких мужчины-поэта – такого не было давненько, и вот случилось.
Правда, сразу хочется отметить наши с Мариной ( Муано) разногласия, которые были озвучены даже в эфире обаятельным и  любимым нашим ведущим маэстро Помидоровым. А разногласия вечные, как только начинают говорить о поэзии, что она собственно такое – опыт ли многих поколений, как-то переплавленный в стихотворения современного поэта, или это уникальный индивидуальный совершенно голос,  в предполагаемых обстоятельствах. Должен он звучать так, словно   до самого поэта никого и ничего не было, он выбрался первым на берег из пены морской и начал вещать нам о том, что он там видит и слышит.

Я лично всегда была за первое – за традиции, за переклички, за фундамент, на котором твердо стоит  поэт, то сооружение, которое он пытается построить, и тем, как правило, и интересен. Второй вопрос, что он там на этом фундаменте строит,  и как это у него получается.

 Второй вариант – это никакого фундамента нет и в помине. Мы строим дом, в каком угодно месте, где душе угодно и сразу этажей на 20, что с этим домом случится в самое ближайшее время представить не трудно. Кстати, такие оригиналы возникали все время, каждый может назвать полдюжины имен, которые возникли и исчезли так же внезапно, увы, по-другому случается редко. Но мы все время их ищем, сокрушаемся о том, что они погибли, что все пропало без следа, словно бы могло быть по-другому..

Так вот у этих поэтов фундамент был мощнейший, что меня лично и порадовало очень. Не буду возвращаться к М.Цветаевой, сколько ее поминали и на передаче и в чате. Скажу только, что слышать поэта такой мощи было приятно лично мне, смею надеяться, что и М.Цветаевой тоже. Потому что только вот в таком  контексте, а не при наших ахах и вздохах она живет в современном мире. И  поддерживаю Ольгу Воронину в том, что это слушается и смотрится органично. Но для этого нам просто нужно ближе познакомиться с самой  Татьяной, постараться понять, прежде  чем клеймить и возмущаться.Кстати, она о Цветаевой пишет если не лучше, то и не хуже, чем сама Цветаева, а это на мой субъективный взгляд дорого стоит.

 Но я сегодня о Пушкине, о его героях. Думаю, чуткие люди услышат,  как хороша Татьяна и в этом контексте:

Гадание

Татьяна Аксёнова-Бернар
Мне карты не врут. В Сочельник
Вожу кругами расклад.
Вокруг - темнота да ельник,
Пушистый сосновый хлад...

Луна, отражаясь в снеге,
Горой самоцветов ждёт:
Когда же придёт Онегин?
Не вОвремя он придёт...

Круги колдовских инверсий:
Снимаю с правой руки
Свой маятник - верный перстень,
Созвездиям вопреки...

А то - за подъездом брошу
Сапог и свечу зажгу:
Смотреть на тебя, прохожий:
Что скажешь по сапогу?

Пройдёшь, чертыхаясь, мимо?
Возьмёшь ли, повертишь: "Да...
Подмётка моей любимой,
Некстати, совсем худа!

И - вот: каблуки сносила.
Знать, грызла железный хлеб..."
Дарует слепая сила
Прозренье тому, кто слеп!

"Татьяна!" - Онегин молвит...
Последний замкнётся круг.
Зигзагами звёздных молний
Обнимемся поутру...

                04.01.2013г.
http://stihi.ru/2013/01/04/5376

Вот так понимать Пушкина, его роман, его героев – это дорогого стоит, слышала все, что сказали бы  наши защитники самобытности и первозданности, а самому Пушкину, думаю,  бы понравилось, особенно в контексте песни Высоцкого на стихи Вознесенского «Пошли мне, Господь, второго», а поэтам виднее , нужен ли им второй или не нужен, даже Высоцкому был нужен,  может быть вот эти их желания и исполняются?
Марина Цветаева всю жизнь пыталась найти его в Ахматовой, а нашла в нашей современнице, ну как не повторить О.Мандельштаму, что их песни, «минуя внуков к правнукам  уйдут». Кстати, это его стихотворение  как нельзя актуальнее в контексте нашей вчерашней передачи

Я не слыхал рассказов Оссиана,
Не пробовал старинного вина;
Зачем же мне мерещится поляна,
Шотландии кровавая луна?
И перекличка ворона и арфы
Мне чудится в зловещей тишине;
И ветром развеваемые шарфы
Дружинников мелькают при луне!
Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет;
И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.
1914

Сразу вопрос к Муано – Мандельштам тоже заблуждался, считая, что  все в мире взаимосвязано, наша поэзия – перепевы чужих песен, и не на пустом месте она творится? Или как нам быть с  бедным нашим Мандельштамом, в поэзии которого отразилась вся мировая культура, а не только литература и поэзия…Уберите из нее чужую музыку, живопись, архитектурные формы, и что останется?

И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.

Как-то так и происходит в творчестве, хотим мы того или нет, и  в этом отношении Татьяна часто достигает совершенства.

Очень хорош Георгий Бойко, который нас и в историческую даль увел так искусно и  показал еще раз незаслуженно забытых уникальных поэтов старшего поколения. Увы, молодежь (  те, кому 30 и меньше), не то что цитирования там не услышит и не почувствует, но и  мощнейшие имена для них –пустой звук.
 
Специально посмотрела – все сборники этих поэтов датированы прошлым веком, их никто не переиздавал, совсем, ни разу, и остались мы Иванами, не помнящими родства не только  по собственной воле.
Георгий – наш Вергилий, наш проводник в тот мир. Кто-то упрекал его за то, что он искажает историю, ну ребята, у нас ее историки так исказили, что  поэтические искажения кажутся детскими забавами, и они очень симпатичны в таком варианте. А вот стихотворение хотелось бы привести об Игоре Северянине, потому что только что закончила статью о нем в контексте творчества  Игоря Царева, каким же замечательным он остается, особенно, когда затерялась где-то дурная слава и корона короля поэтов

Скандальная слава
Георгий Бойко

Был невостребован вчера,
И вот звезда твоя в зените.
Ты от судьбы не ждал добра,
Как вдруг проснулся знаменитым.

Пусть злобных критиков кагал
За край берётся непочатый!
Ты пропечатан, припечатан...
Всё дело в том, КТО обругал!

В оценках беспощаден граф,
И ты напрасно оскандален:
Будь критик трижды гениален,
Он тоже может быть не прав.

Тот факт, что на тебе печать,
Подогревает интересы.
Реклама - двигатель прогресса, -
Тебя уже не замолчать!
...............................
Торговлишка идёт ни к чёрту,
И в кассе покати шаром...
- Его спросил уже четвёртый!
Прибыток ощути нутром!

- Не беспокойтесь, господа!
Закон коммерции железный, -
Что вам приятно -  нам полезно!
- Узнать где издан и когда!

Во все издательства нагрянем,
Когда есть спрос без дураков.
- Какой-то Игорь Северянин!..
Скорей узнать кто есть таков!

И к славе стихотворца вящей
Есть "кубок" тот "громокипящий"!*


*/ "Громокипящий кубок" - название нашумевшего сборника стихов Игоря Северянина
 
http://stihi.ru/2012/09/15/9797

А здесь еще и о нашей современной и не современной критике так прекрасно все сказано, и о том, что останется, а что канет в Лету. А это значит лишь то, что  возвращенную литературу нам придется возвращать снова и снова,  вероятно,  не один раз. Это потерять ее было легко, а обретать, оказывается очень и очень трудно.

Ульяна Валерьевна заставила как-то стихнуть даже циников и пошляков чата, которые с регулярным постоянством вопят о том, что все мы толстые, старые и очень глупые. Не видели, не слышали, но знают точно. А вот в данном случае реплики были другими, что уже радует, по той простой причине, что может и у них еще что-то человеческое осталось. Надежда умирает последней, но все же… Ульяна – тот лучик солнца, который может осветить в Пекле, ими для себя устроенном, даже их темные умы и мертвые души. И это ей удалось в полной мере, потому что  ничего они не поняли в высокой поэзии, в тех самых контекстах и выли как им скучно, ну просто ужас, а тут вдруг встрепенулись, за что ей и спасибо.

И это просто его рука...
Ульяна Валерьевна
                Не бледней. Это улица. Это просто рука его.(с)


И это просто его рука...
Губы нежнее крылышек мотылька,
Теплее топленого молока
На шее и у виска.
И я в его руках
На его  руках
Беспечна улыбчива и легка,
И,  облака...
Пломбирные облака.
Вода морская не солона, а сладка
Цветущей липой  пахнет закат
Думаю, как так может быть?
Как!?
Не тают замки из /сахарного?/ песка.
А казалось бы просто рука,
Его рука...
http://stihi.ru/2013/06/11/759

 А чуть позднее мы убедились в том, насколько она поэтична, а не просто прекрасна, и на фоне остальных авторов не затерялась, не пропала, спасла особо впавших в уныние, что само по себе   подвиг хрупкой девушки, комплемент от Индоуткина получила, что тоже важно.  В общем, выступления были великолепные, но мощные эксперты на этот раз заставили еще и поговорить о критике и о поэзии.

Конечно, на Женю Коробкову  они накинулись дружно, но объяснимо – это была запоздалая реакция на прошлые передачи, когда было все с точностью до наоборот, в передаче с  Анной Бессмертной и остальными солировала в такой же примерно тональности Женя,  сегодня к ней вернулось все, что было  сказано экспертам тогда.  И вот здесь, заглянув в  дневник А.Рудова( он блестяще говорил и на программе о том же самом) мы должны определиться все только с одним, а что собственно хочет критика – обидеть, самоутвердиться или помочь автору.

Эти три составляющие у нас у всех, как только мы начинаем критиковать,  присутствуют, второй вопрос – в какой мере каждая  из них.

Ольга Воронина сводит первое и второе к нулю, к минимальной дозе, когда это становится лекарством,  а третье доминирует. У Жени очень часто, и совершенно искренне, не сомневаюсь, первое и второе бывает в таких дозах, когда лекарство превращается в яд. Так было и в случае с Татьяной, фраза «Ваши стишочки», ну очень зла и несправедлива, более чем обидна, перепалка с Мариной – наверное,  драматургична, но не совсем корректна.  К сожалению, такие вот выпады портят  ее  чаще всего удачную и яркую работу, если это касается именно текстов, а не отношений с авторами…Не случайно прозвучала фраза о том, что порой поэту (мы о поэтах все-таки говорим) хочется взять пистолет в руки, как это делал не раз и Пушкин, кстати, и стрелялся он не из-за неудачных строчек, конечно, а только когда это задевает лично человека, когда это его оскорбляет.

Умилило стремление Муано поддержать Женю на этот раз, наверное, когда нападают все вместе, надо это делать, согласна, но  ведь для этого были причины, и достаточно убедительные. В прошлый раз она говорила совсем по-другому, хотя ничего не изменилось. Какие же мы изменчивые и непостоянные.

А еще очень хочется, чтобы Игорь Борисович явил миру свои творения, даже если они не нравятся Жене, правда, он говорит, что уничтожил творения, но мы –то знаем, что рукописи не горят… Может кот Бегемот нам их все-таки вернет, он и не представляет, как интересно было бы взглянуть на его стихотворения

Но передача бурлит, живет и продолжается, и то ли еще будет…
А для тех, кто упорно хочет сделать поэтов еще более одинокими и несчастными, чтобы потом жалеть их и холить, и восторгаться трагической судьбой, песня, которую В.Высоцкий сделал своей. Хотя  это стихи А.Вознесенского, может быть она заставит  задуматься кого-то о том, что все не так просто и однозначно, как кажется.

Музыка Высоцкого на стихи Андрея Вознесенского для спектакля "Антимиры"
 
Ни славы, и ни коровы,
Ни тяжкой короны земной -
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной.
Прошу не любви ворованной,
Не милости на денек -
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок;

Чтоб было с кем пасоваться,
Аукаться через степь,
Для сердца - не для оваций,-
На два голоса спеть;
Чтоб кто-нибудь меня понял,-
Не часто, но хоть разок,-
И с раненых губ моих поднял
Царапнутый пулей рожок.

И пусть мой напарник певчий,
Забыв, что мы сила вдвоем,
Меня, побледнев от соперничества,
Прирежет за общим столом.
Прости ему - он до гроба
Одиночеством окружен.
Пошли ему, бог, второго -
Такого, как я и как он...


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.