Ты поехала на Петербургском

Ты поехала на Петербургском,
покрывая тоской длинный путь,
а широкий перрон, сделав узким,
остриём мне направила в грудь.

Длинный путь -
стук на стыках и всхлипы
не обиженных далью колёс.
За окном чёрно-грустные  клипы,
а в соседнем купе лает пёс.
   
Так до центра торговли Россией
будешь ехать, оставив меня
в одиночестве лаять в бессилье,
за бессилие время виня.               

Ты уехала мерить разлукой
состоявшийся в вечности брак,
а меня отдала на поруки
воле случая,
просто так.

Ноет грудь.
На перроне заснеженном
пассажиров встречает мороз.
Прихожу каждый вечер,
по-прежнему,
не встречать,
но с охапкою роз.
                13.12.11


Рецензии
Рецензия на стихотворение "Ты поехала на Петербургском"
http://www.stihi.ru/2013/06/20/1497
Одно из лучших произведений Автора из стихов любовной лирики.
ТЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: разлука с любимой женщиной. Разлука навсегда.

ЭПИТЕТЫ: длинный путь, широкий перрон, не обиженных далью, чёрно - грустные клипы, состоявшийся в вечности брак, на перроне заснеженном.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: всхлипы...колёс, пассажиров встречает мороз.

ОБОСНОВАННАЯ ИНВЕРСИЯ:пассажиров встречает мороз.

МЕТАФОРЫ: широкий перрон, сделав узким, остриём мне направила в грудь;
за окном чёрно- грустные клипы; ты уехала мерить разлукой, состоявшийся в вечности брак; меня отдала на поруки воле случая, просто так.

ПОВТОР: длинный путь. Выражение ,которое дополняет строку "не обиженных далью колёс". Образ дальнего расстояния, которое с момента отхода поезда отделил любимую женщину.

ГРАДАЦИЯ , выраженная глагольным рядом. Усиливает напряжение в чувствах героя-
ты поехала; будешь ехать, оставив меня; ты уехала мерить разлукой.

ЯРКИЙ ГЛАГОЛЬНЫЙ РЯД, соответствует теме стихотворения: поехала, покрывая тоской (метафора), оставив, виня, мерить, отдала,ноет, встречает, прихожу, не встречать.
Привлекает строка "прихожу... НЕ встречать , НО с охапкою роз". Слабая надежда тлеет в сердце мужчины. ( отрицание и союз выделены мной).

ФОРМА стихотворения обычная для Поэта. Неровные строки. Иногда мелодия этих разорванных строк напоминает стук вагонных колёс:
"...а меня отдала на поруки
воле случая,
просто так."

Точно в таком же ритме читаются финальные строки:
"Прихожу каждый вечер,
по-прежнему,
не встречать,
но с охапкою роз."

ПЕРИФРАЗА: "Так до центра торговли Россией". Имеется в виду город Москва.
Автор рационален, даже в этом стихотворении выражает свою гражданскую позиция всего одной строкой. "Центр торговли Россией"!
Вспоминается стихотворение "Нет дуэлей давно на разрушенной Родине"
http://www.stihi.ru/2019/05/31/7190

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ переходит в сужествительное : "на Петербургском".
Или УСЕЧЕНИЕ . Автор не употребляет сознательно слово "поезд".

СЮЖЕТ насыщен. Основа стихотворения- эмоциональные переживания героя от разлуки с любимой женщиной. Открытость и чувствительность героя сродни и чувствам Поэта в подобной ситуации , если она имела место быть. Не испытав подобных страданий, трудно написать стихотворение с такой
глубокой психологической составляющей.

Недаром в этом стихотворении 6 строф.
1 строфа. Действие происходит на перроне. Прощание. Автор сразу показывает состояние своего героя. Боль от разлуки.
"а широкий перрон, сделав узким,
остриём мне направила в грудь."

2 строфа. Описание пути до Москвы. Даже здесь капля безрадостности (смотрим глазами героя).
"За окном чёрно-грустные клипы,..."

3 строфа, Растерянность героя и бессилие от невозможности вернуть счастливое прошлое.
"будешь ехать, оставив меня
в одиночестве лаять в бессилье,
за бессилие время виня. "
Поэт сравнивает героя с псом, верным и преданным. Он не сможет забыть свою любимую женщину.
Слово "бессилие", повторённое два раза, показывает, насколько растерян герой в данной ситуации.

4 строфа. Здесь есть возможность увидеть характер героини. Для этого Автору понадобилось всего два кротких слова. "Просто так".
Просто так, легко, не задумываясь, женщина оставляет мужчину "воле случая"
Ей совершенно не интересно, что с ним будет дальше. Не задумывается, как будут развиваться отношения. Вывод: не любила так, как любил он.

6 строфа. Заключение. Герой не в состоянии забыть возлюбленную.
Автор поэтически прекрасно выразил страдания и боль героя от разлуки.
Вот строки, которые покоряют:
"Прихожу каждый вечер,
по-прежнему,
не встречать,
но с охапкою роз."
Стихотворение яркое. Сочувствие герою, который переживает до сердечной боли расставание. Об этом и в первой строфе и в финале (сюжетный параллелизм).

Стихотворение не просто читается. Сюжет переживается. Домысливаются судьбы героев.

Страдания, очень глубокие, главного героя, очень редки в стихах Поэта.
Вспоминается прекрасное произведение "Нет тебя на перекрёстке".
http://www.stihi.ru/2013/07/12/151

В любовной лирике Поэта, герой обычно уверен в себе, даже холоден и не боится расстаться с возлюбленной.
Этот момент прослеживается в стихах:

"Да,живи ты, живи с кем хочешь" http://www.stihi.ru/2016/02/21/12303

"Я бархат губ твоих запомнил навсегда" http://www.stihi.ru/2013/06/17/2001

"Не зови позабытое, зыбкое" http://www.stihi.ru/2013/06/12/2351

Стихотворение "Ты поехала на Петербургском" выбивается из общего ряда стихов.
Необычен своей тонкостью восприятия герой, психологически верно показан его душевный мир, чувствительный и ранимый. Прекрасно нарисован парой слов характер героини, вызывающий непрязнь.
Поэту помогло хорошее знание психологии. Мастер слова, знаток человеческих душ, Автор написал не просто стихотворение. Это повесть, роман, кино- роман.
Отточена каждая строка, направления сюжета. Продуманы художественные средства передачи своих мыслей.
При чтении этого стихотворения , как и многих других стихов Поэта, вспоминаются невольно любовные коллизии в романах Льва Толстого, метафоричность и глубина сюжетов в стихах Сергея Есенина.
Закончить рецензию хочу словами Пауло Коэльо " Ждать мучительно. Забывать больно".
Именно в такой ситуации оказался герой рассмотренного стихотворения.


Светлана Климашова2   04.10.2019 23:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.