Пушкинский День России

Большие юбилеи - это всегда повод задуматься о главном. Кто мы? Какова наша историческая память, и в чем национальная культурная самобытность? Вспоминается масштабное празднование 200-летия Пушкина. За два года до этого события президент страны в связи с подготовкой юбилейного дня рождения поэта подписал указ о праздновании 6 июня как Пушкинского Дня России.
Мне довелось быть участником торжественных мероприятий Международного (первого и на сегодня последнего) Конгресса поэтов, посвященного 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, организованного в Таврическом Дворце в Санкт-Петербурге. Прозвучало немало преимущественно рутинно скучных докладов о Пушкине и его творчестве. Запомнились яркие выступления Наума Коржавина, Дмитрия Пригова и Ефима Эткинда. Первый говорил о Пушкине как о нашем современнике, продолжающем оставаться актуальным и в этом смысле своеобразным культурным барометром настроений.
Пригов, к удивлению всех присутствующих в зале, продемонстрировал возможности нестандартного исполнения пушкинских стихов в разных парадигмах или образцах интерпретации. Он озвучил строфы из "Евгения Онегина" голосом вологодских плакальщиц, способом молитвенной медитации буддистских монахов, горловым пением ойротов. Выступление Пригова послужило для меня стимулом к написанию музыки на стихи Пушкина и поэтов его круга, о чем я еще расскажу в специальных материалах.
Литературовед Е. Г. Эткинд, резюмируя речи и доклады, сказал, что Пушкин не только поэтическая слава России, но также Европы и вообще Мира. То есть творчество его универсально и значимо на все времена, пока существует человечество. И это притом, что Пушкин, при всем своем желании выехать за границу, никогда не был выпущен за пределы России!
В силу инертности мышления, несмотря на то, что 6 июня уже позади, духовный резонанс знаменательной даты - дня рождения поэта - продолжает ощущаться. Чувства и мысли снова и снова возвращают к Пушкину, к его судьбе, к новому осознанию его творчества. Где день, - там и месяц. Поэтому июнь можно считать месяцем, проходящим под знаком Пушкина.
В числе антинаркотических мероприятий, объявленных на весь июнь в Псковской области, есть и культурные события. Одним из них пусть станет также размышление каждого над той ролью, которую играет в его личной жизни творчество Пушкина и память о нем. Сам этот факт можно рассматривать как хорошую нравственную прививку от пагубного увлечения наркотиками.
В этой связи интересно посмотреть на те места, где бывал Пушкин. Что происходит там в настоящее время? Где-то о поэте просто живет народная молва, а где-то существуют созданные в советское время музеи и филиалы его имени, в которых продолжается внешне неброская исследовательская работа.
Настоящей статьей предваряется цикл соответствующих материалов о памятных местах, где приходилось бывать поэту. Таких мест немало. Кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и его окрестностей есть Одесса, Кишинев, Измаил и множество сел и деревень, где ступала нога Пушкина. Едва ли все знают, что сосланный на юг под опеку генерал-лейтенанта Инзова И. Н. опальный поэт в декабре 1821 года сопровождал И. П. Липранди в его служебной поездке по маршруту Кишинев - Бендеры - Каушаны - Аккерман - Шабо - Татар Бунары - Измаил - Болград - Гречены - Готешты - Леки - Леово - Кишинев протяженностью в 575 верст. Чего стоит отчет Пушкина о своей командировке в окрестности Николаева в связи с нашествием саранчи! Или уже современные истории о периодических исчезновениях трости у памятника Пушкину в Одессе. Или кампания в Измаиле за установку в этом овеянном славой русского оружия городе памятника Пушкину. А предания о Пушкине как об этнографе-следопыте? Наконец, байки и легенды о нем в Овидиополе и молдавском селе Долна.
Автору этих строк волею судьбы не только посчастливилось побывать во всех названных местах, но и ощутить там историческую печать пушкинского духа. Конечно, эта тема требует дальнейшего освещения. Хотя бы потому, что небесным колоколом продолжают звучать слова Пушкина "... и назовет меня всяк сущий в ней язык..."

Санкт-Петербург - Пушкинские Горы


Рецензии