Принципы и социальное значение Боевого Искусства

Принципы (основание, фундамент, база) боевого искусства.
1. Принцип контроля (от control англ. - управление).
Этот принцип означает проявление целенаправленной личной активности по отношению к прямой и потенциальной угрозе.
Контроль в БИ можно определить с функциональной точки зрения, как наблюдение, оценку и целенаправленное ограничение какого-либо явления или события (в БИ ограничению подвергаются действия и жизнеспособность противника).
В отличие от термина «защита», изначально подразумевающего вынужденное действие или приобретение (применение) некоего защищающего фактора, не ограничивающего дальнейшую активность врага, контроль является активной формой взаимодействия с противником. Контроль означает непосредственное и целенаправленное лишение неприятеля инициативы, а не трату сил, времени и средств на приобретение защиты. Следует отметить, что не бывает «непробиваемой защиты», а понятия «пассивная защита» и «активная защита», звучат как «пассивная пассивность» и «активная пассивность»  соответственно.
Защита сопрягается с контролем только по отношению к стороннему объекту. Так защищать можно кого-то (в том числе себя) или что-то только при условии контроля опасных для этого явлений.
В самом деле, нужна ли государству армия, защищающая сама  себя, а не интересы государства? И как быть в том случае, если после удара по одной щеке, вторую человек подставить уже не сможет, т. к. подставлять будет уже нечего?  В свете изложения принципа контроля, Иисус абсолютно прав, говоря «Ударили тебя по одной щеке, подставь и другую». То есть, если человек способен еще раз подставиться под удар, не важно, физический или психологический, и делает это с определенной целью, то значит, источник угрозы находится у него под контролем.
Оборона – это ограничение противника с целью изматывания его сил, поэтому относится к контролирующим действиям. А любой успешно проведенный способ поражения, - является способом контроля (см. классификация СК).
Одно из правил, как реализация  принципа контроля, гласит – «Если тебя бьют, то или ты сам позволяешь это делать, или ты находишься под контролем» (авт.).

2. Принцип сфокусированной силы.
Этот принцип можно также назвать принципом обладания поражающей мощью.
Боец должен обладать достаточной поражающей способностью для решения поставленных боевых задач.
Определенную поражающую мощь имеют все. Даже ребенок может смахнуть со стола вазу и превратить ее в кучу интересных, на его взгляд, осколков. Но действительной поражающей силы можно достичь только при условии обладания навыком по концентрации (фокусировке) усилия. Человек отличается от оружия только тем, что оружие (например холодное) изначально создано как предмет, фокусирующий силу человека с целью поражения противника.
Принцип фокусировки усилия позволяет человеку, не обладающему большой физической силой, добиваться значительных результатов в поражающих действиях, как с оружием, так и без него.

3. Принцип рациональности действий.
Рациональность - это разумность действий в достижении цели за возможно короткое время и с наименьшей затратой сил.
Этим принципом определяется разумность цели конфликта, простота и экономичность технического арсенала СВП - способов вооруженного поражения и СПБО -способов поражения без оружия, а также ряд других положений в БИ.
Яркий пример реализации этого аспекта БИ иллюстрирует пословица — «Не в бровь, а в глаз!»

4. Идеологический принцип.
Этот аспект БИ реализуется как идейная целостность сознания единоборца, осознанная нравственность. Не подражание нормам поведения и другим общественным кодировкам и их заучивание, а понимание, зачем они необходимы, как устанавливаются и проявляются.
Идеологический принцип БИ формирует отношение к идеологии как к науке об управлении массовым поведением.
Этот принцип включает в себя, в частности, этнические характеристики какого-либо направления в БИ.
Если три первых (из перечисленных) принципа создают всю техническую сторону в здании БИ, то идеологический принцип ответственен за то каким по стилю будет это здание и какая там будет мебель, то есть вносит в БИ субъективизм, свойственный и человеку и обществу.
Идеология БИ имеет ряд постулатов, среди которых:
• Боец несет ответственность за жизнь и здоровье партнера по тренировке.
• При реальной угрозе, человек не несет ответственности за применение способов
поражения (СП).
• БИ должно развивать человека, а не медленно его убивать (что нередко случается при
неправильной практике БИ).
• БИ должно сначала изучаться, затем совершенствоваться, и только после этого
передаваться.
• И другие умудренные древностью постулаты...

Единство принципов Боевого Искусства.
Все четыре принципа являются основой для БИ только в случае их гармоничного соединения. Каждый принцип, взятый по отдельности, имеет значение только как «вещь в себе», но вместе они создают фундамент, на котором основано все здание Боевого Искусства.
Взаимодействие принципов происходит на основе диалектической логики, т. е. суммой четырех слагаемых является качественно новая единица. Так 4 нуклеотида создают генетический код любого живого организма, а в представлении древних, 4 элемента (земля, воздух, огонь и вода) создают пятый элемент - человека или олицетворяют понятие жизни.
В случае преобладания или понижения роли какого-либо из принципов нарушается их единство, что приводит человека, практикующего БИ, к неизбежным потерям и поражениям.
Так в отсутствии принципа контроля, боец, даже обладай он развитыми навыками поражать рационально и понимающий идеологическую основу своих действий, будет находиться под контролем, что не даст ему возможности проявить свою силу ни в жизни, ни в поединке (гладиаторы в др. Риме в большинстве своем были рабами).
При непонимании человеком идеологической основы действий, он рискует быть отринутым и даже осужденным окружающими за чрезмерное проявление силы, рациональности или желание поставить кого-то или что-то под контроль.
Пренебрегая принципом рациональности, все силы и знания, которые даны человеку остальными тремя принципами, он может растратить впустую.
Если человек не владеет способами поражения, безоружен, слаб физически и духовно, не способен фокусировать свои усилия, то при контроле ограничивать будет нечем, а все действия по реализации оставшихся принципов превратятся в обыкновенную демагогию. У сильного, как известно, в любом случае бессильный виноват.
На едином, гармоничном взаимодействии принципов БИ построена и теория и практика по выработке и совершенствованию знаний, умений и навыков (ЗУН), стратегия и тактика их применения, возможности передачи ЗУН последователям в Боевом Искусстве.

Социальное значение Боевого Искусства.
• БИ является полем для диалога и сближению различных по культурным традициям этносов, или культурной экспансии (напр. дзю-до и др. ).
• Применение знаний, умений, навыков, воспитываемых Боевым Искусством, в военном деле и гос. силовых структурах.
• Повышение личной способности человека контролировать опасные явления окружающего мира и, в частности, угрозы со стороны других людей.
• Повышение общего уровня культуры человека.
• Утверждение здорового образа жизни.
• Снижение конфликтности в соц. сфере.
• Исследование экстремальных возможностей человека.
• И другие…


Рецензии