Детский церебральный паралич...

«Детский церебральный паралич». Как игрушки ёлочные в вату,
Мягко в строчку улеглись слова. Флейту так в футляр продолговатый
Легко уложить. И больного в кровать –
На свежие простыни, на прежние вмятины…
Удобный размер мне пришлось оборвать:
он мне неприятен.
И вообще я не знаю, какой может быть размер…
Ей двадцать семь. Зовут Татьяна. Вся жизнь – обида.
Написала в газету. Не требует принятия мер
По оказанию помощи инвалидам.
Только спрашивает: «Зачем нам дают родиться на свет?
Есть же средства… Диагноз – ранний. Зачем нас пускают
В этот мир?» Вот так. Что мне сказать ей в ответ?
Именно мне. Неважно, кто я такая.
Она пишет, что если бы с ней поступили гуманно,
Не успела б она понять, что такое «я»,
Не Татьяной, а тихой капелькой безымянной
Проскользнула  б по самому краешку бытия.
Господи!
Половина ль жизни осталась мне или только треть –
Мне с избытком хватит раскаяний и сожалений
На всё это время. Знаю желание умереть –
Освобождающее, пугающее стремление…
Если б не ты, Татьяна, не стала б я никогда
Этим махать, как флагом – нечем мне тут гордиться.
Хотела уйти от боли, от страха и от стыда,
Но разве по-настоящему хотела  я – не родиться?
Уничтожить день, когда я промочила валенки
И не могла сосчитать, сколько скатала снежков?
Жалко себя всё-таки, белоголовую, маленькую,
Уже близорукую, ещё без очков…
Татьяна!
Бегать во сне тебе было – как мне летать?
Но ведь я не видела наяву, чтобы люди летали!
Мне и пытаться нечего на твоё место встать.
Нет, не «встать»: ты не можешь… куда же слова пропали?
Что за мысль опять подступает – не отогнать:
Будто стала одна моя жизнь – мала
Для того, чтобы сок из неё давить и пятнать
Белый лист, постеленный на поверхность стола.
За других, выходит, взялась? И уже рука
Потянулась к чужой беде. Всё неодолимей –
Сострадание ли? Или то, для чего строка
Так легко проглотила чужого несчастья имя?


Рецензии
Ирина, прочитала несколько Ваших стихотворений, и от каждого не могла с жадностью оторваться. Какая Вы находка для меня! Взяла Вас в свои мысленные избранные. Каждое стих-е - маленькая новелла, драма, психологический этюд или трагедия, как вот это. Вы не боитесь любых тем, Вы проникаете вглубь и проживаете ситуацию изнутри, и мастерски - при этом простым человеческим языком - можете поведать что-то пронзительно важное для души, о чём-то самом для неё главном. Вы очень талантливы, Вас хочется читать (многих вполне достойных авторов себя нередко заставляешь это делать), а это безошибочный критерий. И ещё мысль: ну почему не я это написала!)
Я тоже знаю одну женщину с таким диагнозом. Она плохо ходит, говорит, но при этом всё понимает до глубины и обладает ангельски чистой и светлой душой. К сожалению, не все это видят, людям неприятен вид чужих несчастий (как многим и стихи на эту тему, по принципу "сделайте мне красиво", терпеть не могу таких толстокожих эстетов - "бойтесь эстетов, - писала о них Цветаева, они всё хотят превратить в усладу, все их пять чувств проводники не в душу, а в пустоту").
У меня было стих-е,посвящённое той женщине, которое заканчивалось так:

Ни корысти, ни злости, ни тени чего-либо плотского,
и глаза — как промыты небесной живою водой.
Некрасивая девочка, выйдя из строк Заболоцкого,
ожила для меня в этой женщине немолодой.

Как доверчиво сердце,открыто бесстрашно, непуганно.
Нераскрытый судьбою и временем смятый бутон...
В некрасивых чертах, искажённых с рожденья недугами,
вижу то, что пленяет на ликах пречистых мадонн.

Приветствую в Вас и Вашем творчестве бесстрашие таланта, не боящегося и умеющего говорить обо всём.

Наталия Максимовна Кравченко   14.02.2014 17:04     Заявить о нарушении
И я Вас приветствую, Наталия! Я увидела ещё по публикации в номинации на "Народного поэта" Ваши живые стихи. А гораздо чаще встречаются или безнадежно плохо написанные, или мертвые. То, что я называю живыми, - это, наверное, то, о чём Вы пишете: "Хочется дальше читать".

У нас есть кое-что общее. Стихотворение Заболоцкого, например, я помню с детства, к А.Кушнеру тоже отношусь с особой симпатией. Главное, мы с Вами черпаем из одного колодца. Я раньше думала, что вообще все пишущие берут живую воду оттуда же, иначе нельзя писать. А писать-то, оказывается, можно. Читать вот не хочется...

Приведенные здесь Ваши строчки хороши, даже если и не знать, кому посвящено стихотворение. Они тоже живые, как и всё, что я у Вас видела. Нераскрытый бутон - критики бы могли написать "штамп", а я скажу, что такой автор, как Вы, штампами не пишет и имеет право брать такие образы какие видит! Потому что он видит, а не выдумывает! Невольно опять проецирую на себя: я знаю, на что я имею право, а на что - нет, и думаю, что Вы тоже знаете.

А бояться... о чём писать, я не выбираю, поэтому писать не боюсь, но иногда боюсь показывать написанное, раскрываться до такой степени. Многим моим стихам немало лет, но только сейчас я их вывела в свет, когда стала старше и сильнее.

Ваша рецензия подарила мне ощущение доброй встречи и придало уверенности. Спасибо!

Ирина Ломовцева Спб   15.02.2014 15:28   Заявить о нарушении
Я раньше не очень понимала фразу Мандельштама о том, что "поэзия - это сознание собственной правоты". И правоты этой в себе как-то не ощущала, была неуверенность и сомнения в том, что могу и что нет. С годами это понимание пришло и ощущение правоты тоже. И вот сейчас прочла у Вас, Ирина, о праве на тот или иной образ, о том, что стали старше и сильнее, и снова порадовалась перекличкам наших миров, той благодати сочувствия ("нам не дано предугадать"), о которой писал Тютчев. Рада, что обрела здесь Вас и Ваши стихи. Буду ещё не раз к ним возвращаться.

Наталия Максимовна Кравченко   15.02.2014 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.