Светлой памяти Александра Блока

Гамлет! Гамлет! Мой герой!
Как живётся в Эльсиноре?
Мёртвым – слава и покой,
А живым – сума и горе!

Прежде Царь низвержен был
И убит людьми позорно!
Всю родню его - в распыл!
Приказали ворам воры!

Лысый карлик сел на трон
И картавит непотребно,
В Храмах полчища ворон
И не служатся молебны!

В реках не вода, а кровь
Убиенных офицеров,
А продажная любовь
Детям служит для примера!

«Стыд долой!» — кричат с утра
Лжеапостолы народу!
Хитро щурится сатрап,
Предлагая всем свободу!

Церковь вся разорена,
А священников пытают,
Просят явки, имена,
И жестоко убивают!

Изменилось всё вокруг,
Заскорузло топорище,
Друга истязает друг
И бросает на гноище!

Плачет Гамлет и ему
Литра водки не хватает,
А Офелия в углу
Тихо песню напевает.

Заслонили белый свет
Гильденстерны, Розенкранцы,
Тянется кровавый след
И убийцы не боятся!

Гамлет! Гамлет! Рыцарь мой!
Что творится в Эльсиноре?
Ты качаешь головой,
Засыпаешь, на «Авроре»

"Склянки бьют" привычно так
Над Столицею прекрасной,
А Святой Российский Стяг
Заменили тряпкой красной!

8 ноября 2002г.


Рецензии
Если не ошибаюсь, при временном правительстве было расстроена 1200 царских офицеров. Их расстреляли за то, что они были верны присяги. А в глумливых приговорах было написано: неприличный человек и что-то типа этого. Блок в этой чрезвычайной комиссии следователем работал.
Всего доброго!

Илюхин Андрей   21.06.2025 12:39     Заявить о нарушении
Сейчас открыты все архивы. Пришлите мне ссылку на документы ВЧК, в которых говорится, что Блок работал следователем в ЧК и хотя одну подпись под протоколом дознания.

Анатолий Герасимов   21.06.2025 12:38   Заявить о нарушении
Он работал не в вчк, а в чрезвычайной миссии при временном правительстве. это известная история. Не был юристом, но зачем-то там присутствовал. Наверное, платили хорошо. Террор против честных и порядочных людей ещё при временном правительстве начался.
Всего эта комиссия (ВЧСК) произвела 88 опросов и допросила 59 лиц, готовила «стенографические отчеты», главным редактором которых был поэт А. А. Блок, который опубликовал свои наблюдения за допросами и записи в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти»[3].

Допросы царских министров, генералов и сановников велись в Зимнем дворце и в казематах Петропавловской крепости. Хотя Комиссия носила исключительно юридический характер, материалы были собраны огромные, но ход событий не позволил издать даже относительно малую часть их. Комиссия до Октябрьской революции не завершила свою работу, часть допросов была опубликована в 7 томах в 1924 — 1927 годах под названием «Падение царского режима»[4].

В период Временного правительства, с марта по октябрь 1917 года, точное число расстрелянных неизвестно и не зафиксировано в официальных отчетах, так как власти не занимались подсчетом жертв. Однако, есть данные о столкновениях, в ходе которых были жертвы. Например, по информации следователя Временного правительства Мартынова, количество «убитых, раненых и ушибленных» с обеих сторон в февральские дни в Петрограде составило 1315 человек. Независимое расследование Всероссийского союза земств и городов сообщило о 1443 убитых и раненых в те же дни. Также известны случаи убийств офицеров Балтийского флота в 1917 году, в частности, в Гельсингфорсе, Кронштадте и Ревеле.

Илюхин Андрей   21.06.2025 12:51   Заявить о нарушении
В ночь на 3 марта император Николай II подписал акт отречения от престола в пользу своего брата Великого князя Михаила Александровича и тогда же манифест об этом был разослан телеграммой во все войска. Эта новость послужила сигналом к запланированному уничтожению офицеров Балтийского флота[1]. Первой жертвой стал вахтенный лейтенант Г. А. Бубнов, отказавшийся менять Андреевский флаг на революционный красный на линкоре «Андрей Первозванный». Разгневанные матросы подняли лейтенанта на штыки. Это послужило сигналом для расправы над офицерами. На трапе флагманского корабля 2-й бригады линкоров «Андрея Первозванного» был застрелен и сам начальник бригады адмирал Аркадий Небольсин[2][3][4]. В частности, убийства офицеров Балтийского флота заранее планировались членами партии эсеров задолго до февральских событий 1917 года, эсеры имели серьезные разветвленные ячейки практически во всех экипажах кораблей, команды были под воздействием систематической агитации во время своих стоянок в портах Балтийского флота. Об этом в частности см. сборник воспоминаний: «Февраль 1917 глазами очевидцев»; М, Айрис-пресс, 2017 г.

3 (16) — 4 (17) марта 1917 года были убиты также главный командир Кронштадтского порта адмирал Роберт Вирен, начальник штаба Кронштадтского порта адмирал Александр Бутаков; 4 марта — командующий Балтийским флотом адмирал Адриан Непенин; следом за ними комендант Свеаборгской крепости генерал-лейтенант по флоту Вениамин Протопопов, командиры 1-го и 2-го Кронштадтских флотских экипажей Николай Стронский и Александр Гирс, командир линейного корабля «Император Александр II» капитан 1-го ранга Николай Повалишин, командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Михаил Никольский и десятки других морских и сухопутных офицеров.

По разным оценкам, тогда на базах Балтийского флота в Гельсингфорсе, Кронштадте и Ревеле погибли до 120 офицеров, из которых 76 были убиты (в Гельсингфорсе — 45, в Кронштадте — 24, в Ревеле — пятеро и в Петрограде — двое)[5]. В Кронштадте, кроме того, были убиты не менее 12 офицеров сухопутного гарнизона.

Однако только в Гельсингфорсе список погибших 3—4 марта 1917 года, составленный на основе данных Ильинского православного кладбища города Хельсинки, содержит имена 90 убитых офицеров и пять имён матросов; в этом списке не значатся сошедшие с ума (только на линкоре «Андрей Первозванный» пятеро человек) и десятки пропавших без вести[4]. По мнению историка К. Б. Назаренко, достоверно известно об убитых в Гельсингфорсе 38 офицерах[6], почти столько же погибли по подсчётам А. В. Смолина — 39 офицеров[7].

С 1917 по 1920 год были убиты 28 адмиралов Императорского флота из 106, из них 20 — в 1917—1918 годах[8]. Для сравнения: все флоты и флотилии России потеряли с начала Первой мировой войны 245 офицеров.

Блок всё это знал. И несмотря на это сотрудничал с такими вот людьми. А большевики уже у них учились.

Илюхин Андрей   21.06.2025 13:03   Заявить о нарушении
Редактор, а не следователь.

Анатолий Герасимов   21.06.2025 13:20   Заявить о нарушении
Всё кропотливо записывал и редактировал. Кто-то скажет: особой цинизм. Не мне судить.
Кто я такой. Но сотрудничать с властью, которая потворствует убийству балтийских офицеров, точно не стал бы.

Илюхин Андрей   21.06.2025 13:27   Заявить о нарушении
Кстати, дело-то хозяйское. Бывало, что кто-то из следователей не приходил на работу по разным причинам. Где-то читал, что Блоку приходилось выполнять работу следователя и вести допросы. В памяти отложилось. А может, это была клевета недоброжелатей на рядового сотрудника Чрезвычайной Комиссии.

Илюхин Андрей   21.06.2025 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.