Мастера... Валентин Воробьев, ч. 4

  Много ли здесь сказано о Воробьеве и его стихах. По местным меркам, много. Но если это перенести на книжную страницу в виде некоего предисловия, то будет небольшая статейка… Поэтому я продолжу, но в масштабах Сайта…
  Если в предыдущих разделах шла речь о стихии Валентина, о том, что он уносится ею в своих стихах, то стоит сказать, что такое творчество обусловлено именно несвободой от себя… Здесь на сайте уже мной было сказано, что несвобода от себя свойственна была многим романтикам, в частности раннему Лермонтову. Эту несвободу его отмечали многие русские писатели и критики, в частности Достоевский и Белинский. И когда поэт как бы забывает себя, отрешается от прежних монотем, то рождаются произведения, которые на голову выше прошлых самоописаний.
   Поэтому стоит поискать у нашего поэта такие новые темы… И вот мы находим это:
    Желание
Целый день я весь в заботах —
Каждый вызов, словно в бой,
Все работа и работа,
Ни минуты — нам с тобой.
Сборы, слеты, совещанья —
Вечность скуки и тоски,
Миг для нежного прощанья
И  пожатия руки.

Время сбито комом плотным,
Не сказать тебе «Люблю!».
Только взглядом мимолетным
Мимолетный взгляд ловлю.
Не обнять тебя за плечи,
Не прижать еще хоть раз.
Губы ищут новой встречи,
А глаза — желанных глаз.

Что же сделалось со мною,
Где же нрав спокойный мой,
По ночам от страсти вою
Серым волком под луной.
Я – охотник, нежной ланью
И повержен, и сражен,
Тело стонет от желанья —
Каждый мускул напряжен.

Умираю от томленья,
Весь дрожу от вожделенья,
Просыпаюсь и кричу:
«Я хочу тебя, хочу!».

© Copyright: Валентин Воробьев, 2012

    Вполне реальный, земной, даже «производственный» человек… Техника блещет, строки гарцуют, образность – на высшем уровне:«Вечность скуки и тоски» - это, конечно, находка... «Вечность тоски» здесь  подтверждение старой истины об относительности нашего биологического времени, когда мы страстно и томительно ждем свидания наедине… А «вечность скуки» – это производственный колорит нудных заседаний.   «Время сбито комом плотным» - снова своя метафора, точно передающая суть ощущений…
    Словом, несомненная поэзия, сделавшая бы честь многим из нас. Но затем многих могут покоробить последние строки, без которых поэт вполне бы мог обойтись, то есть без этого перехода от высокой страсти к мужичьей ясности и простоте. Поэтому стихи надо было бы «остановить»  на вполне красноречивом «каждый мускул напряжен», в котором и без того полно плотского. Тем более, что последняя строка не блещет поэтической озаренностью, да и рифма тоже...
  Наш поэт всегда готов откликнуться на чужие стихи, как это принято на Сайте. И вот пример:

    За окном пейзаж...

Подойди к окошку ночью, милый,
На речушку взор перемести.
Распростёрлась лунная полоска,
Серебром прикрыла верх ракит…
Видишь, сохнет белая берёзка,
По родному клёну… у реки.

Лида Скрипка

   За окном пейзаж – не надо хуже:
Гарь и грязь, и стойбище машин,
И шагают люди неуклюже
По сухим местам земных плешин.

Зря к окошку подхожу ночами:
Из окошка речка не видна,
Лишь кивает ветками-плечами
Сирота-берёзонька одна.

Но напрасно гнутся ветви-руки,
Не обнять им милого дружка:
Клен зачах и высох от разлуки
В середине смрадного лужка.

Бензовозов  радужные  стоки
И помоек ядовитый дым
Напитали вешние потоки,
Полились отравленные соки –
Клен не будет больше молодым.

Да и та берёзонька, похоже,
Отшумела кроной у реки.

Неужели мы с тобою тоже
Так уйдем, как эти старики!

© Copyright: Валентин Воробьев, 2013

     Здесь перед нами другой Поэт: язвительная, горькая сатира, тонкая ирония в сравнении с цитированными стихами, и несомненный любимый автором Есенин, который машет нам рукой, стоя где-то рядом с клёном, а потом прощается с теми, кто уйдет туда же, куда ушел и он сам.
    Не обошел Поэт и ту тему,  которая приводит чаще всего в ярость многих пишущих здесь. Но посмотрите, как он это делает:

     Эх, Ленин

Эх, Ленин, ты видел, конечно, далёко,
Твой взор телескопу сродни.
Но рядом с тобою грузинское око
Твои караулило дни.

Он часа дождался – усатый наместник –
И занял пустующий трон,
И будущий строй – Революции песню –
Опутал «колючкою» он.

С врагами был крут он, неистовый Коба,
Сгноил миллион их в тюрьме.
Но надо признать, виноваты вы оба,
Что нынче вы в полном дерме.

 Забыты народом былые заслуги,
Ведь память людей коротка.
А бывшие ваши «народные слуги»
Себе отлежали бока.

Пылятся на свалках в забвенье навеки
Твоих сочинений тома.
Смежили над ними тяжёлые веки
Метелица и кутерьма.

Зима, заметая снегами аллеи,
Посеяла холод  в душе.
А ты одиноко лежишь  в мавзолее,
Как раньше сидел в шалаше.

     Ни ярости, ни злобы, ни коммунистического  восторга – всё по-русски, с этаким деревенским женским сожалением, что вот судьбина выпала человеку, - такая, что и после смерти ему покоя нет...
     Нельзя миновать и такой взрыв горечи и боли за человека, как вот этот:

      БОМЖ
Я  больше не верю ни в Бога, ни в черта.
В людей я не верю давно.
И жизнь, что я прожил, из памяти стерта,
И вылито в глотку вино.

Не выпало мне ни лихие годины,
Ни счастье в судьбе испытать,
Но все же запои, болезни, седины
Сумели меня укатать.

Прошел я по жизни ни шатко, ни валко,
Теряя друзей по пути.
Конечная станция – грязная свалка.
Мне некуда больше идти.

Мой мир непригляден, каморка убога.
Живу, никого не любя.
И больше не верю ни в черта, ни в Бога.
И больше не верю в себя.

   © Copyright: Валентин Воробьев, 2012

    Что ни говори, а не отделаться от чувства, что поэт это писал и о себе, так это пронзительно и так откровенно отрицание и добра и зла, что, собственно, отличает многие стихи Автора. Та же атеистическая тема развита в опусе «Чудо», и в поэме «Дом на улице Лесная».
     Наконец, хочется привести еще одно произведение, сложное по жанру: не то это завет, не то лихой наказ мужику от мужика:
    
   Вот жизни истина простая

Не опускай в заботах руки.
Под мирный хруст снегов седых
Ты не считай часы разлуки
И не грусти о днях былых.

Знай, жизни истина простая –
Природы повести не лгут:
Весна придёт, снежинки, тая,
В ручьях журчащих побегут.

И, песни новые слагая,
На музыку бегущих вод,
Придёт к тебе любовь другая,
И за собою позовёт.

© Copyright: Валентин Воробьев, 2012
 
    По-моему глубокому убеждению, то, что приведено в этой части, приближает к сердцу читателя - Валентина Воробьева в иных его ипастасях, высвечивает в его таланте новые грани, и эта многогранность – неотъемлемая, характерная черта русского Поэта.
   Но попрошу прощения у поэтов Стихи.ры за то, что этим не закончу разговор. Будет «еще одно последнее сказанье».


Рецензии
Вот эта часть «сказания» просто – под дых. Причем «удар» ведь ожидаемый. Я, знакомая не понаслышке и с мастерством, и аналитическим Вашим талантом, сижу и вбираю ртом воздух, не в силах восстать от прочитанного.
Казалось бы, стихотворения, поданные Вами, да еще под «соусом» собственного впечатления, ранее прочитаны мной. Многие – не раз, многие перенесены в «закрома».
Но сила и мощь, заложенная поэтом, оказывается, может быть во сто крат увеличена этим благодатным «соусом» - высокопрофессиональным, по меркам литераторов и меркам общечеловеческим.
Вот оно, оружие массового поражения!
Беда лишь в том, что мы, поколение Х, за годы под «железным занавесом» высококлассно научились способам защиты и с этим убойным оружием. До «степеней известных» - даже искренний восторг приноровились скрывать, брюзжать над несобственным талантом, недоверчиво чужой взлет принимать. Приправлять в пику «соусом» собственного изготовления – с ироническим чесночком неверия в искренность сказанного, с саркастическим перчиком вечной неудовлетворенности чужим мнением.
А поколению Y, «младому, незнакомому» вообще ничье мнение не указ. Даже и профессионально высказанное.
Правда, и свое оно как-то не спешит аргументировано обнародовать. Потребительское общество, что сказать!
Что это я «левоуклонилась» в привычный «соус» собственной варки?
Досадно мне, что наш богоугодный сайт ничем, как видно, не прошибешь.
Вот тема, виртуозно исполняемая Вами. Казалось бы, от впечатлений продыху у автора не будет. Прочтут люди, все ведь сами авторы, все человеки. Заинтересуются, озаботятся даже – а сам-то я каков, могу ли заинтересовать творчеством своим, личностью своей, такого Писателя, как этот Карин И.?
Как бы он, этот талант Карин И. обо мне написал, какие бы слова нашел, какие бы стихотворения преподнес, отобрал?
Но… «молчит Русь, не дает ответа…»
Показательно молчит!

Вместо Пы. Сы.
Я сегодня в своем рабочем блокноте наткнулась на черновую строчку, впопыхах, видимо, записанную не туда, куда обычно вношу взбредшие в голову обрывки будущих «нетленок». Вот такую – она отдыхала весной в Трускавце со следами былой красоты на лице. И теперь маракую, как с нею сподручнее поступить. А пути ведь только три, хотя до прочтения я думала – два. Т.е. – забить на нее и забыть, что обычно и происходит, у меня «сто томов партийных книжек» такого добра. Или же превратить по своему обыкновению в очередной театр абсурда, чтобы сайт уж точно никогда ко мне не развернулся лицом, а все бы отстоял в позиции – «к лесу передом, ко мне задом». Или, как Вы кратко и талантливо резюмировали – не забывать себя и пребывать в привычной монотеме.
Но, оказывается, можно и выйти из нее, монотемы! И не только монотемы, но даже и монообраза.
Главное, чтобы не получилось, как с монодиетой. Гречневой, к примеру. Когда я из нее вышла, а входила столь же радостно, как сейчас прониклась написанным Вами, обнаружила на весах лишние 2 кг. Организм воспротивился и отложил нечто даже из сухомятной гречки.
Это все шуточки, в Р.S., Ю.П. Призванные несколько сбить пафос вышесказанного. Который хоть и чуток пафос, но совершенно искренен. Потому что правдив.
И избегнуть определения – льстица и врушка.
И сподвигнуть Вас на новые «подвиги ратныя».
Что поделать, по-иному не умею. Монотемная я, заунывно монотемная.)))

Сотникова   14.06.2013 14:47     Заявить о нарушении
Вот и я окунулся в стихию от Жены: она сродни Воробьеву, ибо многословна есть.. Но прощаю, конечно, - "привычное дело" для меня.
Ну, хорошо ведь пишешь, дорогая. Чуть подсократить кухонные, фирменные метафоры - и в бой на любого автора!.. А кто, кстати, мешает? Вот я и буду основателем "жанра"! Глядишь, и Школа появится, ибо будут последователи. А!? Какая жизнь забьет на СТихии!
Половина читала все отзывы. Сначала заругала меня, что Валентин обижен. Потом простила,потому что он снял запись об обиде, да и сама увидела, как я объективен-таки, хотя и у меня есть пристрастия. Мое кредо, как уже сказано не раз: сложность простоты и простота сложности... Ну и та самая Краткость как Красота, хотя при этом Краткость понимается не буквально. Смею думать, что мой "Выбор" довольно краток.
Да, меня тут неволят выложить нечто на главную страницу. Долго отбивался. А теперь придумал компромисс: выложу либо "Приговоренного", либо "Снег идет..." (цикл Минипоэмы). Что Можешь посоветовать? "Снег" мне очень дорог именно концентрацией многих смыслов, и он же краток - сотня строк с хвостиком. Вот выложу пока снова поперед всего в "Сборнике 31" и буду смотреть, что люди скажут. А потом уж и решение приму. ПОловину мою эти поэмки не трогают. Но все же... чтобы отвязались пристающие.. А?
Неизменно твой Карин.

Игорь Карин   14.06.2013 18:27   Заявить о нарушении
И все бы Вам мою широкую натуру сокращать!
Это же целый ритуал, процесс, таинство для меня. Размахнуться и накатать.
И никакого мошенства, читать - позерства.
Родоначальником и основоположником жанра Вы были, есть и будете. Вряд ли здесь, на сайте, найдется второй такой Мастер, который управляется, будто заправский жонглер, с сюжетом, формой, задумкой и воплощением. Не уронив тему ни разу, итожа и удерживая равновесия качества и правды.
Я по складу своему аналитическому могла бы однобоко соответствовать. Изжив и моно, и соло, приобретя соломонову раздумчивость, мудрость.
Но куда же прикажете подевать малограмотность в теории стихосложения, стремление контролировать тут не помошник.
Нет уж, патриарх, он же творец жанра, да и вообще, у нас один. Извольте же не прятаться за спины ближних!)))
Насчет анонса. Сегодняшние "читки" выявили, что игра в молчанку - кредо для многих. Что может быть комплексом, так и равнодушием, и нежеланием афишировать свои средненькие познания темы и самого стихосложения (читало много народу, но отзывов из "новобранцев" никто не оставил, во всяком случае, пока я поглядывала).
Поэтому, если запрячь к коренному, выбранному стихотворению, еще и пристяжных, парочку. А будут они зваться - краткость, все та же, сами знаете, что контингент крупняк не жалует, несварение мозга от крупных форм у местных гурманов проистекает. И - простота, но не Вашего свойства, когда мысли просторно, а словам - тесно, проще пареной репы - тема должна быть максимально понятна здешним гражданам. Они ведь чуть что, кричат - словари смотреть не хочу (а чего их смотреть-то, если в поэты рванул), многодонье смыслов осваивать не могу, пупок развяжется, надорванный в деле стиплома и пр. прелестей.
Вот и получается, что ж подать-то, остается сюси-пуси или страсти-мордасти на ниве любовной лирики.
Но это все сарказм, который невольно прет, когда я вижу это дубовое равнодушие и показное самодовольство, на деле замешанное на неуверенности и даже невежественности, либо патологической завистливости, пофигистов в расчет не беру.
А без сарказма, да по мне - дайте "Приговоренного". Если он эту массу не раскачает, не пробъет эту стену молчания, этот дурацкий обет, тогда нашему сайту, нет, скорее нашему народу никто и ничто уже не поможет встать с колен, себя обрести.
За длинноту простите еще раз, оптом что ли, да под грядущие извержения пылевого вулкана велеречивости, потому что эмоции мои насколько искренни, настолько же и неудержимы.
О том, что могу баллами помочь, говорить лишне, подразумеваю, Вы состояние сколотили уже, при 17-ти тыс. с гаком читателях. Да с привычкой не проматывать состояние на всякие там бредовые прожекты.
Но в случае чего, свистайте, я наверху!

Сотникова   14.06.2013 23:05   Заявить о нарушении
"Глупо играть педанта.
Стиль, - это дело личное.
Краткость, сестра таланта,
Но при его наличии".

Анатолий Краснов из книги "ВЗОР"

Ваш,

Андрей Челноков-Шекснинский   15.06.2013 04:58   Заявить о нарушении
Вот, истину глаголете, собеседник!
Если знаешь, что таланта не хватает, тогда - или все средства хороши, даже скучные (что "блестяще" доказывают опальщики-рейтенгисты), или не лезь как с калашом, так и со свинством.
Благо, что к Мэтру эта "фразеология" никак не относится. Талант налицо.

Сотникова   15.06.2013 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.