Шёл по городу

Шел по городу, просто гуляя.
Ветер спрятался где-то окрест.
Вдруг небесная синь голубая
Золотой обозначила крет.

И подумалось:"Здесь, у дороги,
Я случайностью пойман простой,
Неожиданно вспомню о Боге,
Помолившись в церквушке святой.

Попрошу о прощенье великом.
Да покаюсь, конечно в грехах.
У святого иконного лика
Постою со свечою в руках...

Полегчает, поди с покаяньем.
Суета одолела совсем.
Люди в церкви молились веками
О решении трудных проблем..."

Взгляд спустился с креста на ступени...
Ветер мягко коснулся волос...
Тень моя преклонила колени -
Я стоял перед ней в полный рост. 

                12.06.2013

Краткий анализ текста
Тема: духовное пробуждение человека во время городской прогулки; размышления о вере, покаянии и поиске душевного покоя.
Основная мысль: даже в повседневной суете человек может ощутить потребность в духовном очищении, обратиться к Богу и найти утешение в молитве. Покаяние способно облегчить душевные тяготы.
Композиция:
зачин — описание прогулки и внезапного озарения («Вдруг небесная синь голубая / Золотой обозначила крест»);
развитие — размышления о желании помолиться, покаяться, постоять у иконы;
кульминация — мысль о том, что покаяние облегчит душу;
развязка — возвращение к реальности: прикосновение ветра, образ тени, преклонившей колени.
Тип речи: сочетание повествования (ход прогулки) и рассуждения (размышления о вере и покаянии).
Стиль речи: художественный (поэтический), с элементами разговорной лексики («полегчает, поди», «одолела совсем»).
Средства связи:
лексические повторы («подумаю» — «вспомню» — «попрошу» — «покаюсь»);
местоимения и местоимённые наречия («здесь», «я», «у святого»);
синтаксический параллелизм («Попрошу…», «Да покаюсь…», «Постою…»);
цепная связь через образы и мотивы (крест ; церковь ; икона ; свеча ; покаяние).
Средства выразительности:
эпитеты («небесная синь голубая», «святой» (о церквушке и лике), «великом» (о прощении));
метафоры («ветер спрятался», «небесная синь… золотой обозначила крест», «тень моя преклонила колени»);
инверсия («Ветер мягко коснулся волос…»);
риторические конструкции («И подумалось: „Здесь, у дороги…“»);
символика (крест, свеча, церковь как знаки духовного поиска);
звукопись (мягкие согласные и гласные в строках о ветре и тени создают ощущение тишины и покоя).
Итог: стихотворение передаёт внутренний поворот героя от обыденности к духовному переживанию, используя живописные образы, символику и плавную интонацию.


Рецензии