А. Вознесенский Е. Кацюба К. Кедров Алмазный фонд

“Русский курьер”, № 3, 28 мая 2003.

Михаил Дзюбенко

Три грани алмаза

Соединение различных имён действует иногда по принципу оксюморона и даёт неожиданный эффект. Это касается не только политики.

Но в нашем случае ничего неожиданного нет. Такое впечатление, что под одной обложкой совершенно естественно соединились, со-ставились разные кусочки поэтического зеркала, некогда разбитого безжалостными публицистами – вождями распоэченной страны.

В 60–70-е Андрей Вознесенский собирал стадионы. И читал те самые знаменитые стихи, смысл которых вырастал из буквенных и звуковых генов: Гойя – Горе – Голод; гвоздь – звезда (кстати, эти слова этимологически родственны). И даже печатался в советских издательствах. И окружал его Сиваш соцреализма.

А в это самое время Константин Кедров и Елена Кацюба отстаивали право быть самими собой. Кедров защищал диссертацию по литературоведению, преподавал в Литературном институте, открывал Жданова, Парщикова и Ерёменко. Кацюба скромно перебирала библиографические карточки (и не считала это занятие поэтическим фактом – привет Рубинштейну!). Лишь в кругу друзей и на каких-то редких вечерах они могли почитать свои стихи. Стихи, созданные как бы по принципу дополнительности: то, что у Кедрова волна, у Кацюбы частица.

И невозможно было представить, что это будет напечатано как-то иначе, нежели на пишущей машинке.

Вознесенский был официально признанным поэтом, Кедрова и Кацюбы официально как поэтов не существовало вовсе: они не были и не имели шансов стать членами Союза писателей СССР, а значит, печататься, быть услышанными. С сегодняшней точки зрения, от Вознесенского их отделяла условность – но тогда это была условность жизни и смерти.

В противоположность официальному Союзу литературных динозавров Кедров и Кацюба создали своё, добровольное общество – Охраны Стрекоз.

И вдруг всё изменилось. Исчезли союзы – республик и писателей, словно сложились какие-то стрекозиные перепонки. И теперь появление этих трёх поэтов под одной обложкой кажется совершенно естественным: кому, как не им, быть вместе?

Набоков писал о фасеточном зрении Гоголя: насекомое не видит предмета целиком, а выхватывает его отдельные увеличенные детали – не алмаз, а грани алмаза.

Поэтические грани доосского алмаза сложены из букв. Каждый поворот алмаза даёт новую игру смысловых лучей, и для каждой в филологии придумано множество интересных терминов: анаграммы, кругозвучия, палиндромы и т.д.

Однако поэзия – воплощённое время, и переход от слова к слову есть образ временнoго шага.

Время раннего Вознесенского движется скачкообразно, как электрон с орбиты на орбиту:

Я – Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое.

Я – Горе.

Но здесь уже намечены и две другие важнейшие особенности стиля. Во-первых, анаграмматизм – ключевые слова рассредоточиваются отдельными буквами по стиховой материи и собираются в новое ключевое слово:

Я – голос

войны, городов головни на снегу сорок первого года.

Я – Голод.

Во-вторых, циклическое время, которое при всех разрывах возвращается к исходу и смыкается с ним как часть с частью в целое. Такое “змеиное время”, кусающее себя за хвост, станет одной из основ поэтики Вознесенского:

Боже отпусти на не

Лампа-жизнь разбилась попо

Ты не оправдала меч

На этом же основаны и знаменитые контаминационные круговертни Вознесенского:

Послушайте зов сумасшедшей шаланды,

шаланды – шаландышаландышаландыша –

ландыша хочется!

Поэтическое время Елены Кацюбы в наибольшей степени можно охарактеризовать как волшебное: в любой момент может произойти превращение всего во всё.

Свинец непроницаем для радиации

но силы вошли в СВИНЕЦ

как бесы вошли в СВИНЕЙ

С ВИНОЙ ветхой

С ВИНОМ новым

С ВИДОМ неведомым

С АИДОМ античным

с криком ДАЙ ДОМ

РАЙ ДАМ

В звуко-буквенных сплетениях Кацюбы, в отличие от трагично звучащего Вознесенского, слышится аромат признаний и восторг заклинаний:

Тен чениго иревекас депарга

Нет ничего красивее гепарда

Ягуар – гяур, гений угрозы

Красивые всегда грозны

Нио гвесад –

они всегда.

Поэзия Кедрова полнее всего являет освобождение от материи – физической и стиховой. Мнение о нём как о сверхсложном, элитарном поэте поверхностно – очень часто его стихи звучат проще традиционных:

Утром я не открыл окно,

чтобы не выйти в сад:

там в саду не цвела сирень

и не горел закат;

там я не задал себе вопрос,

но не получил ответ:

Это не тот и не этот сад,

        тот, а не этот свет.

Использование всех современных поэтических средств приводит не к утяжелению кедровского стиха, а к его облегчению, передающему мистическое чувство освобождения от земной тяжести. В каждом миге скрыта вся Вселенная, вечность, и каждый человек – эхо другого:

Человек человеку – Ангел

Ангел Ангелу – Человек.

Фокусируя солнечные лучи смысла, три грани алмаза направляют их в человеческую душу.

Часто приходится слышать сетования на нынешнее непоэтическое время.

“Все звери приближаются к звёздам чем звезднее тем зверинее Ихтиозавр – вот истинная Медведица они не умерли но ушли на небо” (К. Кедров “Астраль”).

Все поэты приближаются к звёздам, чем звезднее, тем поэтичнее. Стрекозавр – вот истинный поэт, они не умерли, но ушли в ДООС .
Hosted by uCoz


Рецензии
Как хорошо, что увиденные в реальном люди обретают и дополнительные черты. Все происходит постепенно. Вот только штрих, а вот и к этому штриху маленький цвет добавился. Так появилась Елена Кацюба. Для одного читателя. Катерина

Екатерина Адасова   11.06.2013 15:06     Заявить о нарушении