Каникулы в ауле

И вот окончилось моё безмятежное раннее детство. Я пошла в школу. Мама сшила мне из своего старенького шерстяного платья форму, бабушка дала кусок белого ситчика на фартук. Папа, который служил после войны в Венгрии прислал посылку, в которой были чудесные туфельки, белые носочки , бантик и красивые летние платьица. В общем меня сфотографировали во всём этом великолепии под яблоней, рядом с горой спелых яблок и отправили фотографию папе, в надежде, что он сразу же к нам приедет, но папа не приехал, так как женился уже на своей фронтовой подруге. Однако, мы этого ещё не знали и я счастливая, и нарядная отправилась в первый класс.

Учёба мне давалась легко. В первом и во втором классе я была отличница и даже получила похвальные грамоты. Правда, у меня был стимул. Моя мама работала в ауле завмедпунктом. Аул от села был далеко, за горами . Мама ездила туда на красивом быстром коне. Однажды за ней даже гнались басмачи. Но она от них ускакала. Я очень гордилась своей мамой и хотела увидеть аул , в который она не боялась ездить через горы. И вот мама мне сказала, что возьмёт меня с собой в аул, а потом мы поедем к папе.  Я  усиленно готовилась к поездке: собрала все красивые вещи, которые прислал мне папа, все свои стекляшки, короче всё своё богатство.

Выехали рано утром. Ночью прошёл дождь, небо ещё было покрыто тучами, но зато дорога не пыльная. Когда отъехали от села, то перед моими глазами открылась необычная для меня картина. Село наше было со всех сторон окружено горами, а тут вдруг я увидела бескрайнюю степь. Ближе к селу  были поля, засеянные пшеницей, а дальше от села всё покрыто травой и бесконечное море полевых цветов. Особенно меня поразило изобилие пионов.От них поле выглядело празднично, а между пионами мелькали и васильки, и полевые гвоздики. Воздух был такой чистый, ароматный.
Тучи уплывали, показалось солнышко. Я ехала в телеге с дедушкой. Рядом на своём красивом коне ехала мама . Всё было прекрасно.Иногда на дорогу выскакивал заяц и дедушка кричал: «Держи косого!». Заяц несколько мгновений бежал впереди телеги, а потом резко нырял в траву. Иногда нам навстречу попадались такие же как и  у нас телеги, а иногда арбы,это телеги, но
 с  брезентовым верхом.
Дедушка предусмотрительно наложил в телегу свежего сена, а сверху постелил полушубок,поэтому мне было  мягко и тепло, и вскоре я благополучно уснула. Проснулась я только когда мама сказала: «Вставай, доченька. Приехали». Когда мы выезжали из села я думала, что будем ехать через горы и очень боялась басмачей, а оказалось, что в аул есть объездная,но более длинная дорога, по которой мы и ехали. Когда я открыла глаза, то увидела, что телегу обступили взрослые и дети. Я раньше вИдела казахов, иногда они приезжали в село, но теперь, когда меня окружило такое количество узкоглазых людей, я оробела и прижалась к маме. Однако,они все приветливо улыбались и  говорили: «Салям алейкум, Вера» и мама отвечала им : «Салям». Я поняла, что опасности нет никакой и стала осматриваться. Мы стояли у длинной хаты, крытой соломой и обмазаной, как и у  нас в селе, глиной. Но в селе хат было много, а здесь всего одна. Поодаль стояли странные круглые сооружения с  округлыми крышами. Я спросила у мамы, что это и она ответила, что это юрты, в них живут казахи, а хата возле которой мы остановились и  была медпунктом, в котором работала моя мама. Дедушка переночевал и уехал, а я стала знакомиться с новыми друзьями. Мама часто уезжала к пастухам, которые пасли отары овец далеко от аула и меня опекали добрые казашки. Они угощали меня овечьим сыром, запах которого мне не нравился, овечьим молоком с лепёшками.

 С детьми я быстро подружилась. Мы изъяснялись иногда жестами, а некоторые дети знали русский язык ,так как они учились в школе. Время мы проводили в играх, одной из которых была -выбивалы.  У них  были войлочные мячики и вот мы становились в круг, а водящий выбивал тебя из круга. Если ты мяч не поймал, то выбывал из круга. Но перед этим должен был найти мяч, который в тебя бросил водящий. Однажды я побежала искать мяч, который в меня бросили.Во дворе росли большие кусты травы круглой формы. Эти кусты зелёной, но очень жёсткой травы внутри были, как гнездо. Но внутри  вместо пуха и сухих травинок, как в гнезде, была голая земля. И вот, заглядывая в очередной куст, я увидела, свившуюся в кольцо,  толстую змею. От страха я закричала, но змея продолжала спокойно  лежать. Дети отнеслись к этому событию спокойно, а мне объяснили, что если змею не злить, то она первая не нападёт.

Игры у детей были своеобразные, но самой любимой была игра в альчики.Альчики это косточки, которые бывают на ногах барашек. У больших баранов большие косточки, а у маленьких барашков- маленькие.Дети их хранили, как драгоценность, играли с каким-то азартом.Была определённая последовательность этой игры.Альчики укладывались определённым порядком и выбивались особым альчиком. Выигрывал тот, кто выбивал все альчики. У меня альчиков не было и я с девочками шла разорять воробьиные гнёзда. Мы брали деревянную лестницу, несли её к медпункту, подставляли к крыше и там выискивали
 маленькие. тёплые, пёстрые яйца воробьишек. Иногда нам везло и мы тут же их выпивали, но иногда раньше нас в гнездо залезала змея и съедала яйца, поэтому прежде чем совать руку в гнездо мы совали туда палку.

Иногда нас отправляли за веточками саксаула. С нами обязательно шёл кто- нибудь из взрослых Когда я первый раз попала в заросли саксаула, то страшно удивилась:саксаул  был похож на деревья, но они были совершенно голые, без листьев и ветки у них какие-то закрученные и все покрыты колючками.
 По аулу я щеголяла в своих нарядных венгерских платьицах, но в зарослях саксаула я запуталась в колючках, изорвала платье, вся исцарапалась, а потом я увидела такого смешного жучка: он был жёлтого цвета и бежал, смешно подняв длинный хвостик. Только я хотела схватить его за хвостик ,как мою руку кто- то резко  отдёрнул. Мне объяснили, что это скорпион и он очень опасен, от его укуса иногда умирают.

В зарослях саксаула я увидела много других красивых жучков и паучков, которые могли отправить на тот свет или вызвать тяжёлое отравление. Всё это меня очень напугало и мне захотелось домой, в свою  Красногорку. Вечером я о своих приключениях рассказала маме. Мама мне сказала, что когда она выезжает к пастухам , то тоже бывают случаи, когда их кусают ядовитые фаланги и скорпионы. Поэтому у казахов юрты сделаны из овечьих шкур и даже пол у них выстлан овечьими шкурами , а ещё они у входа в юрту кладут конский волос. Это отпугивает скорпионов,змей-ведь у казахов нет кроватей, они спят на шкурах, на полу.

В общем, жизнь в ауле мне надоела, тем более мои друзья подарили мне войлочный мячик, альчики и мне не терпелось показать это богатство дома, своей Любе.

Назад мы поехали верхом на конях. Я сидела впереди казаха, папы одной моей подруги. Всадников было три человека. Мама моя ехала рядом. Её специально поехали провожать, так как моя мама уезжала из аула навсегда. Когда мы уезжали,то взрослые плакали и говорили: «Вера, джяксы, спасибо тебе» и давали нам на дорогу сыр. Ехали назад мы короткой дорогой и нас провожали до самого села. Дорога была для меня очень утомительной. По степи катились шары какой-то травы. Мама мне сказала, что это перекати- поле. Иногда впереди нас поднимались маленькие смерчики, иногда попадались островки ковыля. Вдруг кони резко остановились и стали фыркать. Под ногами у лошадей  я увидела клубки змей, которые двигались куда-то в одном направлении. Однако, лошади фыркали, но стояли, как вкопанные пока змеи не очистили дорогу. И тут я поняла, что кони смелые и поэтому моя мама не боится ездить через горы. Больше приключений в дороге не было и мы благополучно приехали домой.



               


Рецензии
Детство и юность мои прошли в Казахстане. Правда, мы жили в городе, но многие мои однокурсники жили в аулах, поэтому эта жизнь, что описали Вы, мне хорошо знакома. Хотя Вы и описываете в воспоминаниях послевоенное время, но оно и в 80-е мало чем изменилось, только что детвора не играла больше в альчики, а в выбивалы я тоже наигралась.
Спасибо Вам,

Элина Рибель   19.08.2013 17:08     Заявить о нарушении