В окно смотрело предвечерье...

В окно смотрело предвечерье...
Ещё не спрятал красок день,
Ещё закату было лень
Нести красу в ночную сень,
Но обронила птица-тень
На землю маленькие перья.

И словно выправил художник
Наброски первые юнца:
Деревья в солнечных венцах,
Цветы - что дуги в бубенцах,
И поле, будто в изразцах -
В огранке тени придорожной.

Не позвала ещё  туманы
В дозор испарина земли,
Но ароматы издали
Тревожат время... и в пыли
Повдоль заборов полегли
В засаде тени-басурманы.

Сквозняк играл с открытой дверью,
Шаля угрозой по спине.
Зачем -то так хотелось мне,
С самой собой наедине,
Найти отдушину в окне,
Где притаилось предвечерье. 

                10.06.2013


.Отдушина
Отдушина (иноск.) нравственное освеженіе (намекъ на отдушину — отверстіе для притока въ душныхъ местахъ свежаго воздуха).
Ср. Душевное одиночество стало слишкомъ подавлять меня. Нужна хоть какая-нибудь отдушина
Краткий анализ стихотворения «Отдушина»
Тема. Переживание предвечернего часа — переходного момента между днём и ночью, когда природа замирает в особой красоте. Лирический герой ищет внутренней гармонии («отдушины») в созерцании этого мгновения.
Основная мысль. Красота предвечернего времени дарит душе возможность обрести покой и «отдушину» — нравственное освежение, спасение от внутреннего одиночества.
Тип речи. Художественное описание с элементами рассуждения (размышления героя о своём состоянии).
Стиль. Художественный, с яркой образностью и эмоциональной насыщенностью.
Композиция.
1;я строфа — начало вечера, замедление дневного ритма, первые тени.
2;я строфа — развёрнутая картина природы, уподобленная художественному полотну.
3;я строфа — нарастание тревожного ожидания ночи, образы «засады» и «басурманов».
4;я строфа — личный мотив: стремление героя найти «отдушину» в созерцании предвечерья.
Заключительная дата и пояснение к слову «отдушина» придают тексту рефлексивный акцент.
Средства связи предложений:
лексические повторы («предвечерье», «тень»);
синтаксический параллелизм («Ещё не спрятал…», «Ещё закату…»);
метафорические образы, объединяющие строфы (природа как художественное полотно, тени как живые существа).
Средства выразительности:
метафоры: «птица;тень», «наброски первые юнца», «в огранке тени придорожной», «тени;басурманы»;
сравнения: «цветы — что дуги в бубенцах», «поле, будто в изразцах»;
олицетворения: «закату было лень», «сквозняк играл»;
эпитеты: «солнечные венцы», «придорожная тень»;
ассонанс и аллитерация (повтор гласных и согласных) создают мелодичность и ощущение замирания времени;
архаизм/книжная лексика: «юнца», «в дозор», «испарина земли» — придают тексту поэтическую возвышенность.
Настроение. Спокойное, созерцательное, с лёгким оттенком тревоги и одновременно умиротворения. Переход от внешней картины природы к внутреннему переживанию героя придаёт стихотворению лирико;философский оттенок.


Рецензии
Чудесная лирика! Класс! Всех Вам благ!
http://www.stihi.ru/2013/04/16/5623

Александр Анатольевич Губенко   29.08.2013 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр на добром слове)
Буду к Вам по ссылочке в гости)
С уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   25.09.2013 01:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.