Пир Валтасара

Библейские сюжеты. Пир Валтасара.

I
      «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.»
Ветхий завет. Книга Екклесиаста. Глава 11.


Все бывали на пирах веселых,
Забывали будние заботы,
Пили вина и вкушали яства,
Пели, и болтали, и смеялись.

Будто бы и не было худого
Никогда во всей прошедшей жизни,
Будто бы худое не случится
Никогда в неведомом грядущем.

Будто бы мы сроду не грешили,
Заповеди Божьи нарушая,
Будто все мы не под Богом ходим,
Будто за грехи не ждет расплата.

Коротка у человека память, –
Быстро забывает он проступки,
А возмездье медленно творится,
Но его избегнуть невозможно.

Заболеет и умрет ребенок,
Лучший друг к врагам переметнется,
Воры всё богатство разворуют,
Дом сгорит с имуществом последним.

Нападут негаданно болезни,
Одолеет горечь и бессилье,
Не заладится любое дело,
Вещь возьмешь – из рук она валится.

На пирах об этом забывают,
Для того пиры и существуют.
Какого ж, когда среди веселья
Грянет вдруг ужасное известье.

Это – словно гром при ясном небе,
Это – как невесты смерть на свадьбе,
Горький крах взлелеянной надежды,
Нож, из-за угла воткнутый в спину.

Неожиданное нападенье
В десять раз опасней и страшнее.
Стать прологом может день весёлый
И к несчастьям, и к слезам горючим.

И об этом с древности далекой
Было людям на земле известно.
И об этом песни напевали,
И в стихах об этом говорили.

Пей вино и будь сегодня весел,
Жизнью наслаждайся, пой и смейся,
Ибо скажет кто, что будет завтра,
Мудрым будь – на завтра не надейся…

II
      «… он сделал пир для всех князей своих… показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего…»
Ветхий завет. Книга Есфирь. Глава 1.

      «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино.
      Вкусив вина, Валтасар приказал принесть золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, женам его и наложницам его.»
Ветхий завет. Книга пророка Даниила. Глава 5.


Пирует царь с придворными, с князьями,
С послами иноземными, с гостями,
Сияет зала в тысячах огней
От тысяч белых восковых свечей.

Чуть сбрызнуты росою, ароматны,
Благоухают свежих роз гирлянды.
Разносят слуги в платьях дорогих
Всем кушанья на блюдах золотых.

Певцы и музыканты услаждают
Своим искусством слух, не умолкают
Чудесные напевы, будто птиц
Напевы райских. Юных танцовщиц

Кружатся хороводы пред глазами.
Красавицы прелестные, с гостями
Присев на ложа, разговор ведут,
Едят из рук их, из их кубков пьют,

Разубраны в сверкающие ткани,
Прекраснее, чем серны или лани,
Чаруя взором подведенных глаз
И мелодичней ангелов смеясь.

И длится пир, и ширится веселье,
И сладко для души хмельное зелье,
И громче смех, и речи всё вольней
И у царя, и у его гостей.

И молвит царь: «Пойдите в кладовые,
Сосуды принесите дорогие
Из тех, что после войн своих отец
Привез добычей ценной во дворец,

Из тех, что взял он в Иерусалиме,
Из дома бога иудеев, - ими,
Священными в земле плененной той,
Пусть ныне будет пир украшен мой!

Я буду пить из них сейчас с гостями,
И с женами своими, и с князьями,
Пусть пенится душистое вино, -
И в каждом кубке мы увидим дно!»

И принесли священные сосуды, -
Их в царской кладовой лежали груды,
И многим было не назвать цены.
Давид, и Соломон, и их сыны

Их прежде в Храм Господень даровали,
Их в кладовых при Храме сберегали
Священники до тех лихих времен,
Как Иерусалим был осажден,

Взят и разрушен весь до основанья, -
Его стена, ворота, Храм и зданья;
Разграблен, разорен царев дворец,
И предано огню всё наконец.

Последний царь пленен был с сыновьями,
И в Ривле пред отцовскими глазами
Заколоты царевичи, а он
Сам ослеплен и пригнан в Вавилон.

Расселены с земель их иудеи,
И место их там заняли халдеи.
То за грехи урок был Богом дан
Двенадцати родам израильтян.

Но для всего есть время и не знает
Никто путей Господних. Прозревает
Их только Богом избранный пророк,
Но часто темен для живущих слог

Его речей. Покуда гром не грянет, -
Едва ли кто-то следовать им станет.
Кто среди пира думает о том,
Что встал уже с занесенным мечом

Над грешною повинною главою
Господень Ангел волею святою,
Дыханье жизни чтоб навек пресечь,
И что сейчас он свой опустит меч…

III
      «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала…      
      В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.»
Ветхий завет. Книга пророка Даниила. Глава 5.


Царь с гостями вино пьют из кубков священных
Среди песен и музыки, плясок нежных и пламенных,
Пьют и славят богов золотых и серебряных,
Также глиняных, медных, деревянных и каменных.

По перстам их, перстнями драгими унизанными,
Льются струи вина - словно кровь, струи алые, -
Кровь убитых, казненных, плененных, униженных,
Кто пред троном царевым - песчинки суть малые.

Но величье царя создано не для вечности,
Канет в бездну времен, сном диковинным минует.
Только Бог неизменен в своей бесконечности
И взаправду лишь Он и карает, и милует.

В этот час ниоткуда напротив лампадного
Света вышла рука – кисть руки, и чудесные
Написали персты языка непонятного
Словеса на стене – словеса неизвестные.

И в смятении замерли все пировавшие.
Царь в лице изменился, в нем мысли смешалися,
Ослабели телесные члены обмякшие,
И колени, и руки его раздрожалися.

А опомнившись чуть, закричал он: «Гадателей!
Разгадают пусть чудо мне с мудростью истинной».
И немедля ввели магов и обаятелей
И поставили перед стеною исписанной.

Но не могут они вникнуть в смысл происшедшего,
И из них ни один не нарушил молчания:
Никого нет средь них, ключ к разгадке нашедшего,
И загадке никто не дает толкования.

В гневе царь, в горе царь, и толпою вельможною
Страх владеет, и жмутся друг к другу танцовщицы.
Мать царя входит в зал в ту минуту тревожную
И разумная речь венценосною молвится:

-«Царь, во веки веков жизнь твоя да продолжится!
Будут дни твои легкие пусть и прекрасные.
Пусть румянец вернется, здоровье умножится,
И пускай не смутят тебя мысли ужасные.

Есть во царстве твоем муж особого знания.
Бога дух в нем живет, силы есть в нем чудесные.
В дни отца твоего в нем нашли дарования -
Свет, и разум, и мудрость, богам лишь известные.

Он отцу твоему сны разгадывал странные,
И все тайны пред ним, как ларцы, раскрываются.
Знает он все разгадки, и тени туманные
Перед взором духовным его растворяются.

В бездны бездн он умеет глядеть без смущения,
Без труда проницает завесу грядущего,
Прозревает он суть, постигает явления
Волей Господа Бога его Всемогущего.

Он любые узлы распускал во мгновение,
Дух свободен его на просторах незнаемых.
Пусть взойдет Даниил – он расскажет значение
Этой кисти писавшей и слов нечитаемых».

И введен Даниил перед ликом властителя
В исполненье царицы совета удачного,
И внимает речению он повелителя,
Удрученного страшным событием, мрачного:

-«Иудейский мудрец, приложи все старания,
Загадала судьба нам загадку немалую.
Коли ты растолкуешь мне смысл писания,
Багряницу и цепь золотую пожалую».

И сказал Даниил: «Что есть почести бренные –
Сеть для духа, что Божием жив откровением.
Не нужны мне подарки твои многоценные,
А слова я прочту с их особым значением.

Царь, ты славен, могуч, но забыл ты про главное, –
Властен ты над людьми, Бог же над бесконечностью.
Что ему твое царство, могучее, славное, –
Лишь пылинка у ног, лишь мгновенье пред вечностью.

То же был твой отец, он не чтил Всемогущего,
Но, болезнью сраженный, пред Ним он покаялся,
И признал он Творца и Владетеля сущего, -
И простил его Бог, и тогда он поправился.

Ты с гостями вино пил из кубков священных
Среди песен и музыки, плясок нежных и пламенных,
Пил и славил богов золотых и серебряных,
Также глиняных, медных, деревянных и каменных.

А ведь им не даны слух, и разум, и зрение,
А Тому, Кто в руке твое держит дыхание
И пути твоей жизни – ты, царь, тем не менее,
Одному не воздал славу и почитание.

Вот и пробил твой час, изменить здесь уж нечего.
Вот пред ликом твоим и случилось чудесное.
Вот и посланы Богом персты человечие,
И начертаны знаки – писанье словесное.
               
То названья монет – мины, сикля и парсина.
«Мене, текел, упарсин» писанье читается.
Бог взглянул и решил – Вавилонское царствие
Отцарило свое, его время кончается.

Велико оно было, сильно, многочисленно,
Но дорогою шло нечестивой и ложною.
«Мене» – Богом уже твое царство исчислено.
«Текел» – взвешен ты был по решению Божию.

В результате же взвешивания совершенного
На весах вечных истин и точного знания
Найден легким твой вес – легче сикля разменного.
Ты не стоишь гроша – вот итог испытания.

А «упарсин» - что царство твое во владение
Уже Господом отдано персам с мидянами,
И все земли его ожидает деление
Меж народами разными, разными странами».

Молча выслушал царь те слова беспощадные.
Зарыдала царица, и гости понурились.
Письмена на стене освещая, лампадные
Будто стали тусклее огни и нахмурились.

Не виня мудреца за его прорицание,
Но с почтеньем отнесшись к его прозорливости,
Злато царь подарил ему и одеяние,
И с очей отпустил, оказав ему милости.

Лишь часы миновали за вестию вещею,
Волей Божьей свершилось деянье злодейское:
Был убит Валтасар той же ночью зловещею.
Дарий, Мидии царь, принял царство Халдейское.
06.04.1996


Рецензии