Гаврила Державин Лебедь. Анализ стихотворения

Стихотворение "Лебедь" 1804 года- одно из поздних стихотворений Державина.

Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь.

Внутренне оно перекликается с "Памятником". "Лебедь" создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится ещё более динамичная жизнь.

В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь

Размышляя о жизни и смерти, поэт обращается к чудесной метафоре.
Державин заметил, что в старости человек становится седым, его тело сжимается, теряет вес. Кожа становится похожа на птичью (есть такой вид старости - "божий одуванчик": белая голова, лёгкое бесплотное тело. И это, по мысли автора, не предвестие близкой кончины,...  а превращения в прекрасного лебедя.

Не заключит меня гробница,
Средь звёзд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И сё уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.

За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полёта.

Лечу, парю — и под собою
Моря, лес, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
ЯзЫком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».

Душа поэта и душа России, со всеми населяющими её народами, едины. Эта такая связь, которая не оборвётся вместе с уходом поэта из жизни. Даже больше, поэт, для которого при жизни общее счастье было намного дороже личного, после смерти  сам будет той живой связью, которая соединяет Россию и её народы с Богом. Благодаря ему, связь России и Бога окрепнет.
Вспомним не только "Памятник", но также и стихотворение Державина "Кузнечик" - яркий пример анакреонтической лирики, то есть поэзии беспечного, весёлого бытия, где герой и мир едины, где не существует разницы между мгновением и вечностью, где нет места для печали и забот, а ничтожное насекомое, благодаря чистоте своей души, в чём-то подобно Богу. Так и здесь, только герой -не кузнечик, а пиит, полностью исполнивший своё высокое предназначение. Сознание выполненного долга для него - духовная опора перед уходом в Вечность.

Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! Облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.

"Лебедь" - это редкое по красоте стихотворение, в котором с необычайной силой воплощена вера в божественную природу мира и человека.

В размышлениях над творчеством Державина помогли следующие источники информации: http://www.licey.net/lit/poet18/lebed ; http://derzhavin.ouc.ru/


Рецензии