Слова назидания
В конфликтах да судах что только не сносил ...
В страданьях проявилась преклонных лет усталость...
Пресытясь суетой, я выбился из сил.
И, обнаружив бренность, бесплодность достижений,
Был вынужден признать никчемность бытия...
Чем мне заняться ныне, терзаясь униженьем?..
Ответ не нахожу. И озадачен я...
Народом править?.. Глупость! Власть люду - вечный недруг.
Пусть этот груз несет, кто сердцем не остыл,
(Приобретя духовный неисцелимый недуг)...
Меня ж, Бог упаси, то - не по мне посыл.
Преумножать богатства?.. - лишь тешиться обманом.
Пусть дети скот растят, чем "подпирать углы".
А я сим заниматься остаток дней не стану
На радость шельмецам - разносчикам хулы.
Заняться ли наукой?.. Но как её постигнешь,
Раздумьем не делясь, что ново - не узнав?
Что толку,что бездарно в степи далекой сгинешь,
Вкруг наложив холсты, аршин в руке зажав?!!
Когда друзей не видишь, с кем делишь горе-радость,
Познанья - тяготят лишь и отравляют старость...
А может, посвящу я себя служенью Богу?..
Боюсь, и здесь душа не обретёт покой:
Какое благочестье в рассаднике порока,
Когда подлец - в чести, а праведник - изгой?!
Воспитывать потомство?.. И в этом нет призванья...
Чему и как учить? Смогу ли дать совет -
Где приложить достойно достигнутые знанья?
Не вижу сам... И здесь мне примененья нет...
И, наконец, решил я: бумаге и чернилам,
В остаток дней своих, вверяю знаний свод.
Пусть, кто поймёт их смысл: в чем просвященья сила -
Запишет или так запомнит мыслей ход.
А ежели народ мой воспримет их немило -
Останутся при мне... И нет иных забот!!!
II
Когда бы я казахов не любил -
Откочевал, чтоб их не видеть боле;
Не тратил зря своих душевных сил,
Не чувствовал ни горечи, ни боли...
Когда б любил... я б одобрял их нрав,
Нашёл бы, что моей душе по нраву,
И, утешенье старости познав,
Своей гордился нацией по праву.
Но нет того. Хотя и сам казах,
На сей вопрос ответить мне непросто:
Лишь влага с носа, слёзы на глазах...
Терзают душу горькие вопросы.
Хотя живу, живым себя не чту,
Досада ль на людей тому причина..?
Таясь от посторонних, горечь ту
Скрываю под смирения личиной:
Не весел смех, сержусь - а гнева нет,
Слова мои мне кажутся чужими;
Тепло не греет, тускл белый свет,
И мысли стали будто не моими...
В дни молодости я не допускал:
Как это можно свой народ оставить...
Любил и верил, смысл во всем искал...
Такую старость - мог ли я представить!?
Мечтал их образумить-обучить...
Узнал людей - угасло упованье.
Всё бросить, на чужбине жизнь влачить -
Лишь сложности и новые страданья...
Все чуждо. А в груди лишь пустота...
И все ж надеюсь, верю, полагаю,
Что сей кошмар, обман и суета -
Есть некий путь души...(надеюсь, к раю...)
III
Примерно на Земле мильарда два людей,
Казахов же из них - считай, мильона два...
Живут, как Бог подал: кто свят, а кто злодей,
Хотя навряд ли кто избегнул воровства...
Есть в мире города, где люд - неисчислим;
Отважный мореход - планету обогнул!!
А мы как стая псов грыземся и следим,
Как бы ближайший наш - и глазом не моргнул !
Казахи испокон - кочующий народ
И ни с одним другим народом он не схож:
В познаниях, увы, - никак не полиглот,
Зато хвастлив порой - ну просто "в сердце нож"!!!
Ну как же нам забыть злословие, обман?
А ловкость проявлять - в достойном ремесле?
Ужель нам так и жить, и путь иной не дан,
Чем быть в хвосте других народов на Земле?!
Когда же, наконец, придут иные дни?..
На сто голов скота - глаза двухсот горят!
Из жадных цепких рук не выпустят они,
Пока не изведут и в прах не разорят!!
IV
Кто будет слушать нынче советы-назиданья?...
Тот - волостной, тот - бий... Я им ни враг, ни друг...
Они сочли,что знают законы мирозданья
И вправе всех учить и просвещать вокруг.
А если б знаний ради надумали послушать,
Опять же недосуг - забот невпроворот!!
Родни - что тараканов (всем надо что-то кушать..),
Начальству услужи... да не смути народ...
Богатые невежды - так те забот не знают,
(Пусть на день им даны богатство и почёт),
Уверены в достатке: всем нужным обладают,
Чего недостает - приобретут за скот!
Их взоры - запредельны, а аппетит - безмерный;
Для них понятье честь - равно цене скота.
Дай волю, все на свете скупили бы, наверно,
И были б тем горды ... Святая простота!!
Бедняк - овцы смиренней, а норовит туда же:
«Не трогай лучше нас, других учи уму.
Из этих умных книжек - сурпу не сваришь даже»
Считает, если нищ - и знанья ни к чему!
А прочим лиходеям - дай жертву побогаче !
Советы-назиданья - им не нужны тем паче...
V
Есть радость-утешенье (быть им прахом!)
Проклятием, висящим над казахом.
Встречая подлеца, иль злодеянье,
Которого он сам не совершил,
Он радуется, словно оправданье
Нашёл всему,что в жизни нагрешил:
"Взгляните люди: ведь муслим он тоже,
А рядом с ним - я чист как ангел божий!"
.... Так он толкует заповедь Творца:
"Достаточно быть лучше подлеца".
Для Бога нет урода и красавца,
Есть верящий в добро и есть злодей.
Исправишься ль, равняясь - на мерзавца?!
Добру - у добрых учатся людей.
……………………………………………….
Другая "форма самоутешенья"...
Он говорит: «Я подл, ну и что ж?
Когда вокруг сплошные прегрешенья,
Порок мой - и грехом не назовёшь».
(Знать глупость иногда седоборода...)
Невесту успокоит ли жених,
Сказав, что вонь - болезнь всего рода,
Привыкнешь, мол, - смердит и от других?!
Инстинкт толпы - он в сути безрассуден...
Или Аллах не властен над толпой?!
Ищи свой путь, каким ни будь он труден,
Чем пробираться "тихою сапой".
Участвуй в скачках, но - победы ради;
Чем «как-нибудь» - уж лучше посиди.
Какая радость спрашивать: "кто сзади",-
Когда не счесть, кто мчится впереди?!!
Глупцы найдут взаимопониманье,
А двое умных - будут враждовать...
Простор степи, взрастишь ли семя знанья,
И даст ли всход хоть крохотная пядь ?....
VI
Заведено среди казахов
Друг другу лестью угождать...
Найду ли я, слуга Аллаха,
(С своей привычкой досаждать)
Кого любить и уважать?...
Уважить бая ?... Нет такого...
Кто есть - безлик, как старый крот:
Своих не видит, чтит - чужого;
Льстецам-пройдохам дарит скот
И мнит, что добр... (сумасброд!)
Уважить щедрого-мырзу бы...
Но кто здесь истый меценат?!
Все ж ...жаждут славы, стиснув зубы...
(Как будто щиплет, - виноват, -
Кошма солёная им зад!)
Управы, волостные, бии...
Все вкруг чинят безбожный суд:
Одни - купили власть , другие -
Подобострастно спины гнут...
(Иначе должность не дадут).
Ну как же сильных не уважишь?...
Но... все крепки в деяньях Зла!
На дело Доброе отважишь,
(Какая б польза ни была),
Скорей - аульного козла !
А может, с умным буду кроток
И почесть разуму воздам?...
Увы, где совесть - ум короток!
Он подлость - не сочтёт за срам,
(Одно - спесив не по годам).
Убогий нищий проще судит,
Себя безгрешным не сочтёт...
Дай силы - и сноровка будет:
Всё что угодно, хоть помет,
Тишком прихватит-умыкнет!
Хитрец-шельмец, проныра липкий...
Ну! Этих просто не унять,
Пока не обберут до нитки!
Их "логику" легко понять:
"Не отдают - умей отнять".
Остался скромный (но не нищий),
Немил для всех, тихоня-бай:
Не ищет ссоры (мыши тише)...
Ни хват, ни рвач, ни краснобай;
Стремится смысл найти в покое...
Он незлоблив, учтива речь;
Часть раздаёт, а остальное
От вора тщится уберечь;
Не любит важничать, хвалиться,
Что он для всех авторитет.
Придётся... за него молиться,
Других достойных, вижу, - нет!!
VII
Все знают: смертен человек,
Он в этом мире - гость, не боле.
Как долго чей продлится век,
Решать, увы, не в нашей воле:
Смерть - отрицает естество,
Не посылает вестового;
Не возвращает никого -
Ни старика, ни молодого.
Казах твердит кругом: «Бог - есть,
Рай - наградит, а ад - накажет».
Насколько верит в то - бог весть,
Он правды никогда не скажет.
Когда бы в это верил он, -
Творил добро-не знал печали;
Прощал обиды,чтил закон...
Но где такого вы встречали?!
Нам сказано: есть РАЙ и АД
Природа сущего - двояка.
А значит, двойствен весь расклад,
Но понимает то не всякий.
Пророком сказанное чти,
Иначе ты - не мусульманин;
Порокам Веру предпочти,
И канет в Лету мир страданий.
Увы, казах наш не таков!
Дай выбор - предпочтёт земное:
"Э-э-э. Аллах простит нас (дураков),
В другой раз выберу второе".
На смертном одре присягнет:
Клянусь, мол, не было такого...
И адский ж пламень не проймёт
Ханжу в обличии святого !!!
Един создавший нас Творец
И для него все - равно дети.
О чем же молишь ты, подлец,
Стремясь ограбить всех на свете?!
В чем здравый смысл твоих молитв:
«Отдай тебе - лишив другого»?!
Не мудр, - будь хоть совестлив...
Не чтишь, - хотя б побойся Бога!!
Ни образован, ни умён,
Двух слов не свяжет без подсказки,
А спорит надрывая связки!...
Ну право, "че-ло-век" ли он?!!
VIII
Казаха не волнует, есть ли связь,
Угодны ли его моленья Богу...
Он лишь встаёт и падает молясь,
Копируя движения другого.
Обходится с Всевышним как с купцом,
Которому не возвращает ссуду:
«Вот что в наличьи есть, клянусь отцом,-
Из-под земли ж я скот не раздобуду»
И утруждать не будет он себя
Ломать язык, вникать в смысл обученья;
Неочищенье Веры загодя
Он объяснит отсутствием уменья:
«Вот, всё что знаю. Мало, признаюсь.
Но в старости учёба не даётся.
Кто упрекнет,что Богу не молюсь?
А что язык коряв мой...обойдется...
IХ
К вам, мусульмане, обращаю слово.
Кто беден - кто богат, кто болен - кто здоров...
А спросите причины такового -
Ответ на все один: "наш грешный мир таков"...
Повсюду грабежи и скотокрадство,
А правота за тем, кто на доносы скор;
Дано плуту здоровье и богатство,
Зато честняга наш - и голоден и хвор.
Один умён - другой глупец и оба,
Увы, одной семьи заслуга и укор.
Забота,нежность... тут же - зависть, злоба...
Коварство и любовь - ведут извечный спор...
Наследия кровавые отрыжки
Лишь порождают месть и озлобляют нас:
"Война - закон, а мир - лишь передышка "
Ведь такова, увы, реальность без прикрас...
Зло торжествует. Как, не лицемеря,
Нам убеждать других в могуществе добра?..
И здесь должны мы в Высший Смысл верить...
Задуманный сюжет - Сверхразума игра...
Мы верим в справедливость испытанья,
Свой укрепляя дух и Господу молясь.
В священных текстах истинные знанья:
Кто Веру не обрел - тот умер, не родясь...
Х
На разных языках в истории народов
Ведутся споры о Создателе-Творце...
Не объяснить всего "разумностью природы"...
Но эта тайна, знать откроется в "конце"...
Для разума людей - бессмысленно стремленье
Постигнуть истину по созданным вещам:
Земное бытие есть результат Творенья
Творенья Высших сил, непостижимых нам.
Когда цвета души размыты, блёклы, серы,-
Не видно чудного контраста <ночи-дня>.
Ученым не постичь без высочайшей Веры
Константу Истины земного бытия.
……………………………………………………..
Ведомо чувством всё и даже, извините,
Без чувств не тянется к кобыле жеребец...
Для верующих Путь - не мысль, а НАИТИЕ...
И в этом Замысла-Творения ВЕНЕЦ !!!
Свидетельство о публикации №113060801485