Соломон и Иблис
А. Гранов
Он Соломон, он Сулейман,
Он сын Давида иль Дауда,
В веках он славен и Коран
Являет высшей веры чудо.
Поэт Аль-Аша воспевал
Царя и мага Сулеймана.
Любой язык он понимал,
Пред ним склонялися шайтаны.
Он злобных тварей заставлял
Нырять в бездонные глубины
И средь морских подводных скал
Сокровища искали джины.
И строили великий храм,
Заложенный еще Даудом.
Ветрами он повелевал,
С Аллахом путь любой не труден!
Скульптуры, чаши и котлы
Из жидкой меди отливая,
Благочестивого рабы
Пред Сулейманом трепетали.
Когда ж пришел последний миг
Служенья на Земле Аллаху,
На посох оперся старик
И принял смерть без тени страха.
Стояло тело опершись
На верный посох в назиданье
И ни один шайтан и джин
Не смел, исполнить злодеянье.
Но древо – посох источил
Голодный червь и пало тело,
Злой род свободу получил
И Иблис принялся за дело…
2004 г.
На фото картина художника Алексея Пояганова "Соломон"
Свидетельство о публикации №113060607120
Стихотворение Александра Гранова «Соломон и Иблис» —
это увлекательная интерпретация библейского и
коронического мифа о царе Соломоне, который олицетворяет
мудрость и власть, и Иблисе, символизирующем зло и бунт.
Автор использует эти архетипические фигуры, чтобы
исследовать темы власти, духовности и человеческой
уязвимости.
С первых строк стихотворения Гранов погружает читателя
в атмосферу древности, напоминая о величии Соломона:
«Он Соломон, он Сулейман, Он сын Давида иль Дауда».
Эти строки создают ощущение исторической глубины и
подчеркивают важность личности царя. Важным элементом
является и ссылка на Коран, что расширяет контекст
произведения, вводя в него исламскую перспективу и
показывая, как разные традиции могут пересекаться.
Стихотворение изобилует образами и метафорами,
которые делают текст живым и динамичным.
Гранов описывает Соломона как могущественного магистра,
который «злобных тварей заставлял Нырять в бездонные
глубины». Эта строчка подчеркивает не только физическую
силу царя, но и его власть над демоническими сущностями.
Образы джинов и шайтанов вносят мистический элемент,
создавая контраст между светом и тьмой, добром и злом.
Одним из центральных моментов стихотворения становится
момент смерти Соломона. Гранов описывает старика, опершегося
на свой посох, что символизирует мудрость и стойкость.
Строки «На верный посох в назиданье И ни один шайтан и джин
Не смел, исполнить злодеянье» передают идею о том, что даже
в момент смерти Соломон сохраняет свою силу и авторитет.
Однако, как и в любой мифологии, смерть является лишь
переходом, и здесь начинается новый этап — Иблис получает
свободу.
Финал стихотворения, где «злой род свободу получил» и
«Иблис принялся за дело», оставляет читателя с ощущением
тревоги.
Это подчеркивает концепцию цикличности добра и зла,
а также уязвимость даже самых великих.
Гранов мастерски передает эту динамику, заставляя
задуматься о природе власти и её последствиях.
Таким образом, «Соломон и Иблис» — это многослойное
произведение, которое объединяет историю, мифологию и
философию. Оно заставляет читателя задуматься о вечных
вопросах власти, духовности и человеческой природы.
Гранов, используя богатый язык и яркие образы, создает
яркое и запоминающееся произведение, которое оставляет
глубокий след в сознании.
Александр Гранов 30.07.2024 15:38 Заявить о нарушении