Князь древлянский Мал

Кружево  дерев  –  на  лазури  небес –
Древо  жизни  разбросало  ветки –
Сказ  о  былом,  что  было  и  есть.

Лен на пригорке расцвел – глаза – незабудки –
Память  стучится  в  двери  –  слышишь? –
Ветер  времен  приоткрыл  нашу  калитку – видишь?


***
Средь  дерев,   средь   дубрав  –  племя  славян –
Небо высокое  –  предков пристанище  –  навь.
Хлебушко  черное,   поле  широкое  –  явь.
По – детски  чиста  и  наивно – проста
Древняя  вера  древних  древлян:
Блаженное небо -  над головами,
Кормилица – земля – под ногами.

Серебрится  вдали   лента – река,
Золотисто – молочные у  нее  берега.
Луна, как  свеча,  на  глади   воды,
Филин  ночной  шепчет  песни  любви –
Сварожья страна,  по законам своим живи,
Не  печалясь  о  вере,  не  тревожа  креста,
Смейся,  плачь  и  прости...

Мирные ратники – трудари – хлеборобы,
Воины  древней  древлянской  земли,
И  покоренные – верные  доле  и  слову  сыны:
Мощь  и  величие  стольного  града  признавшие,
Вечную  мудрость   добрососедства  познавшие.
Сила древлян – в доблести,   разум – в достоинстве,
Нет  облачения  в  маску  безумия  и  превосходства.

Птицы  мирные  –  голуби  –  вестницы  добрые
Мирной  древлянской  семьи -  песни поют на заре:
«Князюшка  –  сокол  –  князюшка   Мал,
Судьбой величанный,  землей  нареченный,
Ясен твой взор, слово крепко, мудра твоя  речь –
Сила и воля, отвага и честь – непокорен твой меч».

Вороны  каркают:   «Горе нам,  горе –
Ненасытного  Игоря  племя - в поле».
Киевский  князь  –  воинский  пляс,
Киевский  князь  –  вдовушки  плач.
Переполнилась  чаша  терпения –
Ой,  берегись, остерегись, киевский  князь!

«Хоть и богата наша земля: мед, пушнина и лен –
Не для тебя.   Добро  нажито  тяжелым трудом –
Дань  мы  платим  сполна.   Не  обречем
Детей на голодную смерть.   Не отдадим
Жен, детей, матерей  на  поругание – убережем
От свирепого волка.  Киевский князь, слышишь ты нас?

Зачем ты идешь к нам опять,  киевский князь?
Дружина твоя получила сполна, от счастья пьяна.
Зачем  ты  кличешь  беду,   киевский  князь?»
«Дань получил  я  сполна,  но  она слишком мала –
Вот тебе сказ мой, Мал, хоть  удал  ты,  но  мал.
Тебе не тягаться со мной, дружина – за тою горой,
Покорись  и  смирись,   сын   Нискинин».

«Не  видать  тебе,  князь,  ничегошеньки –
Сложишь  буйную  здесь ты  головушку...
Поскачи домой,  князь, серым волоком,
Улетай ты,  князь,  черным вороном.
Потураешь  ты  честь  древлянскую –
Выпрямляешь  тем  меч  возмездия –
Силу грозную,   беспощадную...»

Не  послушал    князь  стольнокиевский
Князя Мала слова мудрые, справедливые –
За коварство, за бесчестие  и за буйный нрав
Поплатился  князь – с каждым будет так,
Кто устав  забыв,  рыщет по полю,
Ненасытившись  волей – волюшкой,
Горе – горюшко ищет он на свою головушку».

Ой,  березонька,   красна  девица,
Поклонись – ка   в  пояс  князюшке,
Расплети – ка    косы – веточки,
Оплети – ка    белы   рученьки,
Ноги  быстрые, верстоступные
Князя   лютого,   ненавистного,
Волка   серого,   ненасытного -
Ты приветь его на веки вечные...

Во  сырой  земле  буйная  головушка  князя   Игоря  горделивого,
Руки  белые – на  березоньке,   ноги  быстрые – на  березоньке –
Князю Игорю – княжьи почести – над  курганом  тем  плач  лебедушки
С  лебеденочком   –   песня  гордая,   песня  горькая,   величавая,
Месть  в  ней  слышится  беспощадная –
Ох,  омоет  холм  кровь  древлянская...

Небо  синее,   бесконечное,  упокоит  всех,
Солнце  красное  на  закате  дня  озирается –
Кровь  багряная  на  заре  разливается  –
Князь  печалится,  Мал  не  знает все -
Погребальная  ладья  приготовлена...


***
Каждому  дается  по  вере  –  веришь?
Слышится голос,   змеиный,  земной:
«Кровь  на  Красной  горе – видишь?
Где  же  правда  и  справедливость?»

Столетия  уходят  –  им  не  скажешь: «Постой!»
Только  гранитный    памятник    князя
Нас  заставляет  вернуться  назад  –  вспоминай!
Правду  ищи  непокорную – князюшку  Мала  не  забывай.


Рецензии
ДЛЯ ПОЛНОТЫ КАРТИНЫ : Николай Алексеевич Кучанский (1898-1936). О племени древлян и происхождении князя Мала
Как видно из родословия (Род Гордира, князя Полянского, и род Мала, князя древлянского), настоящей книги, род Дира (Гордира, Гордимира) и род Мала (Малка, Низкини) восходят к Полянскому князю Белояру Криворогу, прямому потомку Кия (Лаурикыя), избранному на киевском вече на княжение - въ лето 6258-е, т.е. в 750 году.
Род древлянского князя Мала - это очень древний род, начало которого идет от первого древлянского князя Воина, третьего сына Белояра Криворога, основателя древлянской крепости Вручий, т.е. Кольцо.
К сожалению, нигде не сохранилось записей или копий (списков) собственно древлянских летописей. Древляне имели очень низкую культуру и почти не общались с более развитыми народами - полянами, греками, хазарами. Они не имели своей письменности.
Как видно из Полянского родословия, князь Владимир I через свою мать – робичицу – Малфредь (Малушу) имел в себе и воинственную кровь своего древлянского предка князя Воина, далекого потомка Кия. Это единственное полянское родословие, где упоминаются князь Мал и его ближайшие предки.
Родословие фактически состоит из двух частей, как мне пояснил библиохранитель КСП лавры: первая написана греком, хранителем книг библиотеки князя Дира, хартофилаксом Григорием - до Аскольда и Борислава, а вторая - от Аскольда и до Владимира I - монахами-летописцами Киевской Святопечерской лавры уже при князе Ярославе Мудром, который усиленно развивал рукописную грамоту и всячески поддерживал монахов, создававших первые церковные школы для княжеских и боярских детей Киевской Руси.
Древляне - воинственное н многочисленное племя, а по нраву - народ грубый, жестокий; у них процветало многоженство, умыкание девушек из соседних поселений, рабство: пленные должны были валить лес и строить огромные древлянские срубы, в которых жили многочисленные семьи древлян, по 30-50 человек, и там же содержались скот, запасы пищи и разная деревянная утварь.
Вот некоторые короткие сведения о древлянах, которые удалось мне добыть из бесед с монахами-летописцами Киевской Святопечерской лавры, а так же в храмах Чернигова и Винницы.
Обычаи древлян
1. Пленный чужеземный воин после пятилетнего рабства мог остаться в племени и обзавестись семьей (но иметь только одну жену), если ему разрешат старейшины рода, или вернуться на родину.
2. Обладание семьей давало право бывшему пленнику иметь свое оружие, нести воинскую службу по охране поселения и участвовать в сражениях на стороне древлян.
3. За убийство сородича судили судом старейшин рода, убийцу закапывали живьем вместе с его жертвой в одной могиле, крепко обвязывая их воловьими жилами лицом к лицу.
4. За воровство скота или вещей старейшины рода осуждали вора на изгнание в лучшем случае, но могли приговорить и к казни: вора привязывали к обрубку бревна и ночью, при свете факелов, с проклятиями в его адрес от обворованных им сородичей, бросали его в реку:
empty.gif 5531652-d32f83e32a76951f.jpg ...И в каком месте вор объявится, то его надо поймать и привязать веревками к дереву, а ночью спустить в реку...
5. Древлянин мог иметь столько жен, сколько мог прокормить, и обязан был обеспечить многочисленных детей.
6. В случае гибели главы семьи старейшины рода распределяли его жен с детьми в другие семьи, по согласию новых мужей, или находили взамен погибшего нового мужа, обычно брата или дядю погибшего.
7. Умыкание девушек из соседнего рода или поселения не считалось преступлением, так как обычно совершалось по любви и обоюдному сговору, и согласия родителей на это не требовалось, но развестись уже было невозможно: брак закреплялся советом старейшин, одновременно решался вопрос жилья и прокормления новой семьи. Развод строго осуждался, бывшего мужа могли силой заставить служить семье, в особенности если уже были дети. Но могли и изгнать из племени и заменить мужа.
8. Невест также выбирали весной, на майские праздники Ярилы: стайки девушек 14-16 лет из соседних деревень в красочных одеждах, с венками из ярких цветов собирались на поляне у священного дуба, а старейшины племени благословляли выбор молодых, после чего священный дуб украшался венками, и молодые водили хороводы вокруг дуба и старейшин, сидящих под ним.
9. Древляне верили в духов, поклонялись солнцу, реке, ветру и особенно большим старым дубам, в которых жили духи леса.
10. Старейшинам рода выделялась купа, или седмица - седьмая часть от общих сборов, которую они могли использовать и для других.
11. Свадьбы совершались в присутствии всех членов рода обычно осенью, в конце сентября, после - дожинки - сбора остатков урожая.

О древлянском целительстве
Древляне обладали обширными познаниями в области лечебных лесных снадобий. Вот один из рецептов древлянского лекарства от всех болезней и недугов: лесные меды пить на восходе солнца (Источник: рукопись из библиохранилища Киевской Святопечерской лавры).
И еще:…полкорчаги меда лесного, негустого, да две корчаги свежего сока березового смешать, положить в нее траву черники, очищенную от стеблей, да листьев добрых дубовых, да листьев игольчатых травы болотистой - багульника, да еще ягод можжевеловых - все по числу лет болящего:
empty.gif 5531654-a34d60be3c625ce2.jpg
А кто болезни имеет,…в безлунную ночь смешать и томить в темноте…28 дней…и пить первый раз утром, а второй раз пить вечером чашу малую, и выздоровеешь от этого лекарства, как три корчаги выпьешь, и на целый век болезни оставят тебя,…также лесные меды пить на восходе солнца, и, напившись этих медов, избавишься от разных болезней, и от печали спасешься, потому что эти древлянские меды хорошие лекарства

Oб именах древлянских князей
Яртур - дед Мала Древлянского. Имя Яртур, т.е. ярый, могучий тур, или бык, созвучно с древнекельтским Арктур. Артур - медведь, или бык; видимо, имеются общие корни.
Воин - значит - воинственный. Это прапрадед Яртура, основатель крепости Вручий, ныне - Овруч.
Мал, Низкиня - значит малый ростом, низкий. По древним эпическим преданиям, князь Мал был горбун низкого роста вследствие падения с коня в детстве, однако необычайно широк в плечах, обладал огромной физической силой и мог один без оружия вступить в борьбу с медведем и одолеть его.
Его отец (имя неизвестно) тоже обладал большой физической силой, но погиб на охоте на медведя.
Воспитывали Мала его дед Яртур и дочь Яртурова, мать Мала. Ее имя неизвестно.
Вот пять летописных упоминаний о князе Мале (Источник: Будинская летопись. Список Андрея Георгиевича Велчева. Болгария, г. Этыр. 1930г.):
5531659-fa12fb714783ceb1.jpg empty.gif 5531665-7ba9d324a3e7f199.jpg
empty.gif
1. В год 890-й родился в Древлянской земле у дочери князя Яртура первенец, и дедом назван Мал, потому что горб имел от рождения; говорят, что мать его, дочь Яртура, когда беременна была, упала с коня и вскоре родила ребенка; он еще назван как Низкиня.
…Волхвы же древлянские говорили, что ребенок этот хоть сейчас и Низкиня (т.е. низенький), но пройдут многие годы и будет он Выскиня (т.е. высокий), но должен князь Мал бояться этого возвышения, ибо от него обретет свою смерть, потому что одна женщина родит его, а другая женщина - убьет…
2. В год 916-й пошли Асмунд и Свенельд на древлян, но напрасно…
3. В год 924-й восстали древляне с князем Малом против полян…
4. В год 945-й пошла дружина Игоря и Свенельда на древлян...и убили много русских воинов, а Игоря смерти предали…и вернулись, ничего не добившись…
5. В год 946-й идет Ольга на древлян, на Коростень,…и победила их хитростью,…и покорила этот народ, а Мала, их князя, предала смерти в отмщение за гибель Игоря, и голову Мала на копье подняла для устрашения всех древлян,…и их бояр разорила, и многих взяла в плен, а некоторых посадила в тюрьму на всю их жизнь.

Кайеркан Сергей   26.02.2018 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Мне это очень нужно...

Арния Айна   27.02.2018 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.