Погрешности структуры предложения. О союзе И

Из http://www.stihi.ru/2013/05/30/3578    (сборник "Все о лексике")

Язык стихов подчиняется всем правилам прозаического литературного языка, только на порядок образнее и выразительнее, чем прозаический. Об этом мы с вами уже говорили в предыдущей статье.

Записанная речь (текст) делится на отдельные предложения. Признаком конца предложения является появление в тексте одного из четырех знаков препинания: ТОЧКИ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА, ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ЗНАКА И МНОГОТОЧИЯ. Как правило, то, что находится между ними (собственно предложение), должно нести конкретное и законченное сообщение, из которого (в самом полном случае) нам должно быть ясно:  кто действует? какой он? как именно он действует? и при каких обстоятельствах это происходит? Надеюсь, я никого не обидела напоминанием столь простых вещей, известных даже школьнику младших классов.

Тем не менее, читая стихи на сайте, я очень часто обнаруживала, что:

1. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ АВТОРОВ ЛИШНИЕ: не то, что запятые, даже  предложения они не отделяют одно от другого с помощью перечисленных выше знаков. Им почему-то кажется, что запись сплошным текстом– это особый писк моды, который вносит какой-то дополнительный глубинный смысл в их стихи. Может, быть, может быть… Хотя мне так не кажется. Чаще всего смысла в подобных стихах вообще бывает крайне мало, а отсутствие знаков препинания только окончательно сбивает с толку и портит общее впечатление и о стихах и об их авторе. Если, конечно, есть привычка в стихи вчитываться, а не просто слушать их «звучание» или лицезреть оригинальность записи.

№1 (орфография и пунктуация - автора):

 «тёмные улицы двери подъезды
свет фонарей давно поседел
дождь бесконечен и вечна дорога
ветер средь зданий и на ветвях сидел

выдохну горький дым сигаретный
смотря на луну в дождевых облаках
как здесь прекрасно и нету рассвета,
свет мягкой луны жизнь дарит цветам

где то в дали флейта играет
гром для неё небо рвал по полам
а мотыльки от фонарного света
спускались поря к любимым цветам».

Что привнесло отсутствие знаков препинания в эти, и без того не идеальные по исполнению стихи? Я не знаю. Спорить не буду: сама я всегда расставляю знаки препинания, ибо никакой "прелести" в их отсутствии не вижу.

 2. Автор все же отделил одним из перечисленных знаков одно свое предложение от предыдущего и от последующего, но то, что он поместил внутрь как  ПРЕДЛОЖЕНИЕ -  ЗАКОНЧЕННОЙ И ВНЯТНОЙ ФРАЗОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Например:  «Мигом весточку от зорьки, блеском брошенных монет.» Или: «Моде дань, в закрытой ширме, спрятать взор в стекла тайник.». Или: «В мир далекий, отлученный,осязаемый, ночной.»

Я не случайно в приведенных примерах предложений ставлю точку перед концом цитаты – перед кавычками, потому что именно так делит на предложения свою речь автор. Это у него - не придаточные предложения, не части предложения и даже не драматический обрыв фразы с многоточием, это - полное предложение  лирического стихотворения, где последующее предложение - совсем о другом, оно никак не связано по смыслу с процитированным предложением. Более того, часто и между соседними предложениями логической, смысловой связи почти нет! Просто автору нужно было вставить в строку «заполнитель» ритма, что он и сделал – для текста простенькой песни под гитару такое сойдет! 

Несколько примеров таких незаконченных по форме и невнятных по смыслу предложений из текста стихов:

№2
«Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет».

«Ей сродни земли погода,
Изменяет иногда.
Лишь бы в радость та угода,
Лишь бы любо...Как всегда..»

3. Еще один пунктуационный ляп из той же серии: автор использует придаточное предложение, начинающееся с  парного служебного слова, то есть такого союза или частицы, которые ПРЕДПОЛАГАЮТ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СМЫСЛА НАЛИЧИЕ ДВУХ ЧАСТЕЙ – для сравнения, противопоставления, перечисления:

 «Если…., то….», «Чтобы…, …….», «То …., то….», «Либо…., либо», «Или….., или……»,  «Ни….., ни …..) и т.п..

Если ты уже сказал в предложении А, то обязательно закончи фразу, скажи  Б, и лучше всего сделать это в этом же предложении, пусть и длинном. Иначе фраза будет оборвана. Хорошо еще, если мысль хоть как-то раскрыта автором в последующих предложениях, а то ведь часто он просто ЗАБЫВАЕТ О СКАЗАННОМ В НАЧАЛЕ И НИКАК  НЕ ЗАКАНЧИВАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ, перескакивая на другую.  Например:

№3
Но я отдам все дело строк,
За пыль не пройденных дорог,
С горы, летящий вниз поток
Фиалки крошечный цветок
За рвущий платье ветерок,
Я променяю и залог.
И власть их плена.
И вдохновенье.   

Слово "променяю" предполагает дополнение -на что? но в данном отрывке автор не удосужился закончить фразу. 

(других выразительных примеров таких незаконченных предложений у меня под рукой пока не оказалось, хотя я встречала подобные обрывы смысла  в стихах довольно часто. Вставлю их позже. Если кто-нибудь из вас найдет подходящий пример – предлагайте его ниже, в отзыве: с благодарностью им воспользуюсь)

4. Гораздо чаще в стихах встречается другая неправильность в образовании предложений: случаи, когда НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ СТРОКУ СТИХОТВОРЕНИЯ АВТОР НАЧИНАЕТ С СОЮЗА «И» или иного другого союза, причем, в этом нет никакой смысловой необходимости, кроме единственной: заполнения ритма (добавки безударного слога для сохранения ритма ямба или анапеста).

Союз «И» в предложении обычно исполняет две функции: он или объединяет однородные части предложения

«ждут свиданий, боятся разлуки
и любовные песни поют»
                А. Ахматова

или что-то усиливает при перечислении качеств:

«когда осенние поля
И рыхлы, и теплы»
                А. Ахматова

Конечно же, очень часто и великие поэты, и мы, дилетанты, начинаем свою строку с «И» там, где для этого нет особых причин, но всегда надо стараться не злоупотреблять этим – искать замены слов так, чтобы как можно меньше этих «И» стояло в начале строки: слишком уж расточительно и скучно использовать таким образом драгоценное место в стихотворной строке!

№5
«…А мрак упорно теснит и давит
Её всей силой и злобой чёрной.
И постепенно над всем простором
Растёт, курчавясь, все выше, выше...
И сад приносит в причёсках вишен
Былую радость гудящим пчёлам
И раскрывает в большой охапке
То жар тюльпанный, то пыл скворцовый...
Вот-вот начнётся дождь лепестковый
И белым шёлком накроет грядки…».

Автор четыре строчки и пять предложений приведенного фрагмента начал с союза «И», кроме того, у него есть предложение, не законченное по смыслу: «И постепенно над всем простором Растёт, курчавясь, все выше, выше...» Кто растет? Если «мрак», то после слова «черной» ему не стоило ставить точку.

Попробую переписать этот текст, избавившись от изобилия "И":

…А мрак упорно теснит и давит
Её всей силой со злобой чёрной,
Он постепенно над всем простором
Растёт, курчавясь, все выше, выше...
Сады даруют в причёсках вишен
Былую радость гудящим пчёлам,
Раздать  готовы в большой охапке
То жар тюльпанный, то пыл скворцовый...
Вот-вот начнётся дождь лепестковый,
Что  шёлком белым накроет грядки….

Начинать предложение с союза А – тоже неразумно, если в тексте до этого не было сказано ничего, чему это «А» делает противопоставление. О корректировке первой строки «А мрак упорно …» также есть смысл подумать.

А теперь поговорим об использовании в стихах притяжательных местоимений. 

продолжение см http://www.stihi.ru/2013/06/15/6320


Рецензии
Спасибо. Будем стараться :=))

Анатолий Викулин   27.03.2015 09:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.