Обратная сторона медали. 4

Осень, 1981го. Афганская разведка доносит - В районе Джарма собралось, около сотни, духов. Через пару дней - 150.Наши всё время на связи с полком и местной разведкой. С моста Алемугуль, (5 км. от батальона), возвращается смена на БМПшках. На встречу, на коне, едет бобо (дедушка) и рядом с ним пешком идет "девушка" (духтар), в парандже, только широченными шагами. Последняя БМП (Боевая Машина Пехоты), проехав мимо, разворачивается, по приказу офицера. Остановили их. Командир с ребятами слез, подходит к "духтар" и просит показать руку. Из под паранджи показывается широченная мужская лапа. Скинув накидку, предстает молодой парень, лет двадцати. Лошадь привязали за машину, самих наверх и - в крепость. Дед не смог объяснить, для чего надо было одевать сына в паранджу! С ними провели беседу и отпустили домой. Разведка зачастила. Дело дошло до того, что яко бы на Джарме уже объединилось около 400 басмачей. Оборот, не из приятных. В батальоне общее число - около трехсот человек. Прилетела разведрота с полка. Полная выкладка.
   В ночь на 11 ноября разведрота, три роты пехоты и Афганский батальон царандоев ( афганская милиция), выдвинулись в направлении горы Фергамундж. Забегая наперед, скажу, что эта гора, высотой 2700 метров, над уровнем моря, испещренная естественными гротами , как в муравейнике, не покорилась Англичанам за сто лет правления колонией и нам, до последнего дня. По утру Весь парк рабочей техники - БМП, машины с боеприпасами, две установки ГРАД, наш "шишарик" с зениткой, БРДМ, БТР выехали следом. Духи уже ждали и встретили огнем ребят. Добравшись до Алемугуля, БМПшки рванули на помощь пацанам. Но перед горой был подъем, под 45 градусов и метров под 250 высотой до ровного платО. Четыре смогло, скатываясь, но настырно, все таки подняться на плато. Работал ДШК с горы. Установки Град несколько раз давали под корректировку массированные залпы, но, как только пехота поднималась в атаку, открывался шквальный огонь, со всех видов оружия. Нашу ЗУшку не было никакой возможности ближе доставить, 5 км. по камням и плюс высокий подъём.
   Появились вертушки! Боги войны!!! Не передать словами, как они нас вдохновляли! Первый заходит в пике. Падает, примерно под углом 120 градусов, засыпает цель НУРСами. Резко влево! Мы видим на расстоянии, вибрации вертушки - от огромной перегрузки, при выходе в кабрирование. Второй - в пикирование! Прикрывает хвост первого! Третий!.. Четвертый!.. Это надо видеть!!! Всегда парами, только четное число!
   Смотрю, ведут царандоя на плечах под руки, пуля прошла через легкое - навылет. С груди, из отверстия, когда вдыхает - воздух с кровью выходит пузырями. Крови не сильно много вышло, почти до пояса, с обоих сторон. И это в пяти км. от поля боя (не как в фильмах - ведрами). Отправили в полк вертушкой. К вечеру, при отступлении, как всегда - шквал огня, но вроде обошлось без потерь.
Наутро двинулись на Джарм. После горного серпантина вышли в долину. Всех встречавшихся на пути и работающих на земле, забирали с собой. Впереди саперы, разведка. Одного позвали подойти, он рванул в гору. Разведчики стали стрелять около ног. Парень оказался резвый, петлял зайцем ( да любой бы прыгал также, пуля ведь дура, могла отрикошетить). Подошел царандой- офицер и говорит, типа: -" Конечно, легко в спину вот так стрелять!" А наш, с психу ему: -" А вас, пид***сов, двое душманов держали весь батальон!" Реально - пацаны не могут головы из за камней поднять, а они, не спеша встают, переходят, где им удобней. Полный аншлаг! Короче, когда дошли до Джарма, около 30 пленных, сопровождаемых царандоями, уже было. В последствии оказалось, что их таким способом забирали в армию. Разведка, пехота, по наводке вертолетчиков, рванула в окрестные горы. Мы заняли позицию и, опять же по связи, находили цели, уничтожали их. Села вертушка и высадили ребенка, лет четырех, с осколочным ранением в ножку. Мальчишка смотрел на нас с широко раскрытыми глазами, но не плакал, был в шоке, наверное. Оказав возможную помощь, сразу отправили в полк, в госпиталь. К вечеру появилась разведка с пехотой. Говорят, что много укреплений разрушили, группы духов с вертушек засыпАли НУРСами, ребята добивали встречавшихся на пути. В 11и развалинах поставили мины, на неизвлекаемость (сработало -9, за время присутствия). Не скажу, по каким причинам, но духов оказалось меньше предполагаемого, на наше счастье. Ночами, на любую вспышку от карабина, или фонарика, открывали массированный огонь, со всех видов оружия.
   Через неделю собрались домой, в крепость. Командирами было решено обойти через реку и внезапно появиться с тыла в кишлаке Фергамундж, тем самым перекрыв доступ к самой горе. От исходной - километров 20, до кишлака. После обеда отправили двух царандоев охранять мост. Они появляются вечером и говорят: -"Нет моста! Его кто то сжег!" Суки, сами сожгли. Полночи батальон перебирался по двум брёвнам, перекинувшим через реку. К утру вошли в кишлак. Он длиной с километр, вдоль ущелья и, почти сразу начинается сама гора Фергамундж. Ни одна собака не залаяла. И тут вдруг, выпускается рожок трассеров в воздух, со стороны батальона царандоев. Да мать вашу... Духи, по ведомым им тропам рванули в гору, через ущелье. Это полных пи***ц! Когда рассвело, сделали зачистку, но кроме стариков, женщин и детей никого не было. Почти вышли с кишлака - по спинам заработал пулемет. Залегли, начали отстреливаться. Через бинокль, офицер разглядел девушку. В общем, - весь день насмарку пошел. 
   Кстати, когда колонна техники возвращалась назад, не доезжая до поста Алемугуль, шестая машина с хвоста (всего 33 единицы), подорвалась передним левым колесом, на контактной мине, в ручейке. Колесо взлетело в воздух около 40 метров. Машина была по борта забита ящиками,  с минами от минометов. Как не сдетонировало, - половину колонны бы уничтожило одним взрывом. Через несколько минут ведут водителя, с залитым кровью лицом, в голову колонны. Дальнейшую его судьбу не знаю. К вечеру 20 го ноября вернулись с рейда.
 
Р.S. Утро, 20 ноября. Возвращение с Джарма. У моста Алемугуль. Лёха Ковалев и я.    


Рецензии