Не покидай меня, Любимая Вечность И. Царева-21

НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ, ЛЮБИМАЯ  Вечность -21

http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева



Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что если не любил,
Значит и не жил, и не дышал.

В.Высоцкий

Но только для меня твоя улыбка.
И только для тебя моя любовь.
И.Царев

Наверное, все мужчины делятся на рыцарей и  сказочников, конечно, есть еще  короли и драконы, но речь не о них. Мы выбираем, нас выбирают рыцари или сказочники, как в бессмертной пьесе у Е. Шварца «Обыкновенное чудо».

Когда я пыталась разгадать тайну Игоря Царева, скрытую в его творчестве, истории его жизни и большой светлой любви, то кроме всего прочего пред глазами возникали кадры  знаменитого фильма «Обыкновенное чудо». А ведь так можно было назвать и историю их жизни, акцентируя внимание на втором слове.

Кажется, Олег Янковский похож на него даже внешне, а эта мудрая печаль в глазах, ведь знания умножают печали. Он снова и снова повторяет монолог о  храбрецах,  осмелившихся любить, хотя знают, что им придется расстаться. По-моему нет второго такого пронзительного монолога о тех счастливчиках, которым выпало встретиться и полюбить друг друга в этом мире, и оставаться рядом, до той поры, «пока смерть не разлучит нас»…

Я,  на свою  беду, бессмертен.   Мне  предстоит пережить  тебя и
затосковать  навеки.  А пока - ты со мной, и я с тобой.  С ума можно сойти отсчастья.  Ты со  мной.   Я с  тобой. 
 Слава храбрецам,  которые осмеливаются  любить, зная, что  всему этому придет  конец.  Слава  безумцам, которые живут,  как  будто  они  бессмертны,  -  смерть  иной  раз  отступает  от  них.

(Е. Шварц  Обыкновенное чудо)

«Пока смерть не разлучит нас»,- звучат слова клятвы, когда двое встают под венец.  Но  кажется, что смерть порой отступает, если Сказочнику удастся сделать любимую бессмертной. Если сам он, даже уходя, все равно останется и в своих творениях, и в нашей памяти. А значит, мы всегда будет перечитывать его творения, обращенные к любимой, жить , помня о тех заповедях, которые он оставил.

Страсть, которой не страшны никакие преграды, домашний уют и любовь близких, все это достойно, чтобы быть воспетым и увековеченным. И все - таки на первом месте здесь стоят отношениях двух людей, они  не только встретились и полюбили друг друга, это случается со многими, а вот сохранить чувства, пройти путь вместе  могут только избранные. Это особая история, ведь кажется, будто двое встретились только вчера, так  они смотрят друг на друга, так влюблены, так счастливы. А свидетельства тому, стихотворения, написанные в разные годы, обращенные к своей, а не чужой жене.

История этой любви, начинавшаяся на лесной поляне, под звездным небом, развивается на улицах столицы. И первое, главное место, куда мы попадаем – Арбат. Там когда-то Мастер в первый раз встретил Маргариту, там гуляют Игорь и Ирина в  июньский день.

Звездопад

К нам на месяц заехал июнь -
Тополиный пушок над губой.
Он еще фантастически юн,
Но как дерзко флиртует с тобой:
Удивляя бывалых кутил,
Осыпает цветами Арбат…
Он и солнце, как пир, закатил,
Чтоб тебе подарить звездопад.
И планеты, срываясь с резьбы,
Рассыпают фонтаны огня.
Но, другие желанья избыв,
Ты опять загадала меня
http://www.poezia.ru/article.php?sid=48078

А ведь как сказал кто-то из мудрецов, мы обещаем своим любимым подарить целый мир, а не дарим самого необходимого и малого. Игорь Царев дарит любимой звездопад, так может поступить только настоящий сказочник.

Удивляя бывалых кутил,
Осыпает цветами Арбат…
Он и солнце, как пир, закатил,
Чтоб тебе подарить звездопад.

Остальным прекрасным дамам остается только улыбнуться грустно и отойти в сторону в момент свидания влюбленных на Арбате. Но ведь все это имеет смысл только если и тебя любят так же сильно. Иначе никакой звездопад не поможет, а потому  на этом празднике для двоих, мы узнаем и о  самом главном. Если  мы видим звездопад, то можем смело загадывать желания. И что же получается в итоге?

И планеты, срываясь с резьбы,
Рассыпают фонтаны огня.
Но, другие желанья избыв,
Ты опять загадала меня.

Важно, что об этом  мечтают, это переживают люди, много лет проведшие вместе, рядом. Седовласый мужчина, влюбленный, как мальчишка, пусть поэт, но разве с поэтами часто подобное случается?

Булгаков, описывая первую встречу Мастера и Маргариты, подчеркнул,  «любовь выскочила перед нами,  как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!!» Наших героев любовь не убила, а сделала счастливыми.

Вот тот случай, когда людям суждено не просто остаться вместе, но и прожить рядом не один десяток лет,  оставаясь влюбленными и счастливыми.

Кстати, и эта встреча Мастера случилось на Арбате, кто бы в том сомневался, разве это не место  свиданий  влюбленных, место мистических встреч.  И немного раньше Мастер произнес ключевую фразу:

-Я вдруг понял, что  я всю жизнь любил именно эту женщину!

Вот это понимание и связывает людей незримыми световыми нитями, которые уже невозможно будет разорвать ни обстоятельствам, ни соперникам.

Но с  Арбата – символического места для влюбленных, перенесемся вместе с ними на Тверской бульвар, место тоже  знаковое, только теперь уже со знаком минус – там все продается, и любовь в первую очередь, что же они почувствуют   там?

Прогулка по тверской-ямской
Игорь Царев

Вдоль Тверской стоят красоточки -
Без пяти минут беременны.
Стоит каждая по «соточке»
За «лямур» единовременный.

Но до них мне - как до лампочки,
Выступаю гордо мимо я.
Ведь со мною моя лапочка -
Моя женушка любимая.

Не спеша пройдем «Асторию»,
Посидим в тени у гения,
Написавшего историю
Про Татьяну и Евгения.

Я куплю цветок на веточке
Моей лучшей половиночке,
Моей рыбке, моей деточке,
Моей музе, моей Ирочке.

Мы в метро с моей красавицей
Поцелуемся на лестнице.
А кому это не нравится -
Пусть от зависти повесятся.

http://www.stihi.ru/2002/08/05-547

Стихотворение восхитительно, но кроме всего прочего - это еще и вызов всем тем мужам, которые заглядывают на Тверскую за минутными утехами, уверяют нас, что так поступают все без исключения, и им это просто необходимо, ищут и находят оправдание для блуда.

Но до них мне - как до лампочки,
Выступаю гордо мимо я.
Ведь со мною моя лапочка -
Моя женушка любимая.

Каждая из нас хотела бы услышать такое признание, но многие ли из мужей могут это произнести, не кривя душой? Не в том ли самая большая беда наша?

 А вот и формула любви и счастья от Игоря Царева:

Мы в метро с моей красавицей
Поцелуемся на лестнице.
А кому это не нравится -
Пусть от зависти повесятся.

Такое впечатление, что эти люди пришли к нам из иного мира, и если прежде мы дивились вторжению иностранного профессора, то теперь удивленно смотрим на  влюбленных, на счастливых.
 
Что такого еще можно вспомнить о вечной любви?  Только знаменитые строки Высоцкого, потрясшие в свое время до основания наше представление о мире и чувствах. Правда, для нас они остались только поэзией высокого накала, для Ирины и Игоря стали смыслом жизни, не потому ли они так далеко ушли от всех от нас и смогли быть такими счастливыми:

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить,
Любой ценой, и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
(В. Высоцкий)

С трепетом Игорь  говорил о Высоцком, о том, что был немного знаком с ним,  но одно дело быть знакомым и восхищаться его творчеством, другое дело построить жизнь по этим песням: «Я дышу, и значит, я люблю, я люблю, и значит,  я живу». А ведь  наш  Мудрый Сказочник, все знавший о бессмертии с самого начала, именно так и жил все эти годы. Словно бы ему хотелось  притворить в жизнь то, чего не успел Высоцкий.

Поэты – заложники ночи, все лучшие стихотворения пишутся ночью, ночь оставляет наедине влюбленных. Меня подкупило и потрясло стихотворение «В постели с Ангелом», оно ни в чем не уступает «Балладе о любви», но становится более лиричным и личным, а оттого особенно прекрасным,  вряд ли без него мы поймем эти дивные отношения Поэта и Музы.

В постели с ангелом

Ночью на косогоре
Ветер пригнул рябину,
Ходит по миру горе,
Осень стреляет в спину,
Время карманным вором
Хочет обчистить память...
Над головою ворон
Принялся горлопанить...

Тьма ли тому причиной,
Сердце ли оскудело?
Пахнут ли мертвечиной
Слово мое и дело?
Хором с собачьей сворой
Выть ли, не знаю, петь ли,
Если на небе ворон
Вяжет тугие петли...

С чем ты, дружок, в столицу,
С весточкой на хвосте ли?
Видишь, какая птица
Спит на моей постели?
Хватит, недобрый вестник,
Полно тебе кружиться -
Ворону в поднебесье
С ангелом не ужиться…
http://www.poezia.ru/article.php?sid=77342

Мы знаем, какое значение придавал поэт черным воронам- они были и символом мудрости и вестниками беды. Но он защищает от черного ворона ангела, и не просто защищает в лихую годину, но спасает  и ангела, и себя самого от черных дней, тоски, беды, которую неизменно несли вороны, когда слышался их пронзительный крик.

С чем ты, дружок, в столицу,
С весточкой на хвосте ли?
Видишь, какая птица
Спит на моей постели?

И беда отступает, если берегиня и ангел-хранитель остаются рядом с поэтом. Это в стихотворении, а в реальности Ирина рассказывает о том, что в доме было чучело огромного ворона, и когда она сетовала на то, что   птица к беде, и нельзя ее держать в доме, то Игорь вспоминал, что  крик ворона к беде, а у них он молчаливый. Поэтому в поднебесье ангелу и ворону не ужиться, а у них в доме было возможно даже такое.

 Ворон слушал его стихотворения и никогда не критиковал- мудрая птица.
Но вот уже раздается ночная мелодия, звучащая где-то рядом, что же  нам  слышится в ней?

Ночная мелодия

Футляр тисненой кожицы работы Бенвенуто -
В нем ловких стрелок ножницы бегут, стригут минуты.
В мешок дырявой памяти, как строки завещания,
Летят они, а маятник им машет на прощание.
А мы с тобою, будучи не очень-то уверены,
Что до разлуки будущей нам сотни лет отмерены,
Закрыли двери на засов, измяли кринолины...
Ах, не было таких часов во времена Челлини!
Я, опьяненный жаром плеч атласного свечения,
Задул пожары желтых свеч и времени течение...
Диван пружинами гудит, кружит, как плот нагруженный…
Я охраняю на груди покой моей жемчужины…
Какая музыка в ночи, какое наваждение -
Во мне мелодия звучит Эпохи Возрождения!

http://www.stihi.ru/2002/08/14-670

Конечно, есть здесь сюжетная перекличка со знаменитым стихотворением Пастернака «Зимняя ночь», с той лишь разницей, что ночь эта явно не зимняя, и не холодная, да и свеча погасла, а вот почему она погасла (у Пастернака она полыхает до самого конца и стихотворение получается с открытым финалом)

Я, опьяненный жаром плеч атласного свечения,
Задул пожары желтых свеч и времени течение...

Здесь нет больше ни света, ни огня, и время не течет, накал страсти таков, что

Какая музыка в ночи, какое наваждение -
Во мне мелодия звучит Эпохи Возрождения!

Если вспомнить сюжет романа «Доктор Живаго», там герой  мечется между революциями, войнами и женщинами, то там может быть только музыка глухого жуткого средневековья, ну может быть какие-нибудь мелодии Вагнера о разрушенном и погибшем мире.

В данном же случае все так чисто и прекрасно, что от той жуткой разрухи не остается  больше и следа…А мы прекрасно знаем, что в эпоху Возрождения появились и Изольда, и  Лаура, и Беатриче и другие дивные  женские образы, до которых, как казалось нам недавно, не дотянуться в наше время. И поэты серебряного века не смогли преодолеть  этого средневекового хаоса и разрухи, все смешалось в их душах тогда, выбрать одну женщину и остаться с ней ни для Блока, ни для Пастернака было невозможно.

 Мрачным и неопределенным было и 20 столетие, когда Маргарита стала ведьмой, от горя и бедствий , на нее свалившихся.
Мелодия эпохи Возрождения прозвучала в душе поэта только в начале 21 века. По-моему это самое главное открытие, когда  погружаешься в стихотворения Игоря Царева. На какую же высоту он поднимает и поэзию, и любимую женщину, каким чистым и прекрасным кажется этот мир.
А что же происходит в эту судьбоносную ночь, мы знаем из другого стихотворения «Ночное погружение», вот его финал:

И путь назначенный верша,
Но не желая ставить точку,
Мы эту ночку по глоточку
С тобой смакуем не спеша.

Конечно, в любой судьбе  бывает не только  звонкая и  яростная весна, не только жаркое и страстное лето, для всех и счастливых и несчастных наступает порой и осень, а кто-то доживает и до лютой зимы.

Все зависит от того, как мы сами относимся к таким изменениям в природе и погоде. Говорят, что только любящим людям не страшны бури и ураганы. Вот на такие стихотворения было бы интересно взглянуть. Мы уже видели, как пусто, как жутко в доме, если жена уехала в командировку – замирает жизнь и остается только ожидание, сводят с ума  тревоги. А вот если они вместе, то не страшна никакая осень и непогода

Погода для ангела

Не с поклоном осень пришла, с циклоном -
Ломит кости, веткой стучит в стекло нам,
Крутит болью в рваных моих менисках,
Облака над городом гонит низко,
Чтоб они, вспоров животы о кровлю,
Заливали улицы рыбьей кровью...
Как же худо нынче бездомным тварям!
А давай для них все запасы сварим,
Весь насущный хлеб раздадим пернатым?..
Нам самим, пока что, немного надо,
Чтобы вновь себя ощутить как летом -
Просто рядом лечь и укрыться пледом,
И хмелеть, лукаво целуя прядки,
Где веселый ангел играет в прятки...
http://stihi.ru/2012/12/13/6641

Накормив птиц и животных, которых всегда было много вокруг Игоря и Ирины, но это отдельная история, что же еще нужно для счастья Мастеру и Музе? Уютный домик в живописном месте, но самое главное –оставаться вместе, не разлучаться.

В своих воспоминаниях З.Гипппус пишет, что они с Д.Мережковским практически не расставались. То же самое и  у Игоря с Ириной.
А когда они вместе, то нужно им и  много, и мало:

Весь насущный хлеб раздадим пернатым?..
Нам самим, пока что, немного надо,
Чтобы вновь себя ощутить как летом -
Просто рядом лечь и укрыться пледом,
И хмелеть, лукаво целуя прядки,
Где веселый ангел играет в прятки...

Кстати,  славянский рай – это место, где обитают девы- птицы, не потому ли они так близки поэту на земле, ведь рядом с ним ангел, и душа его крылата, они просто узнают своего и слетаются сюда.  Но для счастья необходимо, чтобы ангел был рядом.
 
Не потому ли, как заговор звучит его пронзительное стихотворение «Не покидай меня». Если больше ждать не надо, если они встретились и остались вместе, теперь страшно только одно – потерять друг друга…

Как и Сказочник у Шварца, Игорь прекрасно понимал, что  предстоит разлука с любимой, и мог повторить снова и снова: «Слава храбрецам,  которые осмеливаются  любить, зная, что  всему этому придет  конец».

Да, он храбрец, но разве стоит вопрос любить или не любить? Просто каждая минута, каждый день пока они вместе надо наполнить той радостью, без которой уже не жить и не дышать.

Что же остается в душе Мастера, когда он  мысленно обращается  к своей Маргарите,  а потом возвращается и в реальность, помня другое заклинание: «С любимыми не расставайтесь», вот он и летит назад в скором поезде:

Зреет южная смородина
И воркует сладко горлинка.
Это, вроде, тоже родина,
Только мне милее родинка
На твоем плече, которое
Млечным светом ночью светится…
И сажусь обратно в «скорый» я,
И назад колеса вертятся.

Здесь уже сугробы спелые
Намело ветрами с полюса,
И стоят березы белые,
И метели с хриплым голосом…
Ты задернешь окна шторами,
Скажешь мне, что рада встретиться.
Я прижмусь к плечу, которое
Млечным светом ночью светится.
( «Родинка»)

http://termitnik.dp.ua/poem/54061/

Игорь и Ирина подарили нам не только  формулу любви, но и формулу счастья вдвоем – формулу счастливой семейной жизни на протяжении тридцати лет – это невероятный дар от нового Мастера и его Ирины. Это оправдание и для того Мастера, потому что на этот раз любовь оказалась не убийцей, выскочившим из - под земли, а светлым ангелом-хранителем, ему  удалось привести этих двоих на ту самую земляничную поляну и показать их друг другу,  глядя в Книгу Судьбы.  Надо вспомнить о том, как начиналось это чудо, как они встретились под звездным небом и узнали вдруг друга.

В интервью на сайте «Клубочек» Игорь, рассказывая о первой встрече, говорит: «Когда я подошел к самому дальнему костру , мне навстречу подняли головы два десятка человек, но я увидел только одно лицо и поразившие меня звездным блеском глаза моей будущей второй  половинки...   

 Чтобы     пережить эти  счастливые  минуты снова, они отправляются на природу, к заповедному лесу, огню костра, чтобы побыть вместе и полюбоваться звездным небом.

В ЗВЕЗДНОМ ОРЕОЛЕ

Как бы жизнь нас не качала
И до слез не огорчала,
Мы к надежному причалу
Не торопимся пока.
В нас живет еще привычка
На последней электричке
Ехать к черту на кулички
Или к черту на рога.

На поляне синей-синей
Наш костер растопит иней.
Чтоб от будничной трясины
Не болела голова,
Расплещу вино по кружкам,
Обниму свою подружку,
Горячо шепну на ушко
Потаенные слова…

До чего же спится сладко
В нашей старенькой палатке,
Где заплатка на заплатке,
И в просвет глядит звезда.
Твои волосы, как ветром,
Разметало звездным светом –
В ореоле светлом этом
Ты останешься всегда.

Сон проходит и уходит,
Ночь-колдунья на исходе,
Показался на восходе
Тонкий краешек зари.
Ничего, что гаснут звезды –
Ничего еще не поздно…
Ты прижмись ко мне, родная!
Ничего не говори…
http://www.stihi.ru/2012/12/13/6641

Провести ночь вместе под открытым небом, в звездной россыпи, что же может быть прекрасней и романтичнее. Природа зачаровывает, околдовывает, дает силы, хранит в душах любовь. Так и замыкается круг, хоровод духов у огня костра, и мы начинаем верить в то, что такое может быть, что любовь бессмертна.

О том, что это так, что под звездным небом у костра особенно уютно влюбленным напоминает нам и В.Высоцкий

И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

А  еще остаются молитвы, заклятья, заклинания. Если повторять их все время, то любимый человек останется рядом. Вот потому с особой силой звучит «Молитва»  И.Царева

МОЛИТВА

Ты меня опои колдовскою травой,
Милый друг.
Ты меня удержи, сохрани от разлук,
Милый друг.
Мелом круг нарисуй, заповедное слово
Скажи.
Темной ночью и днем я молю об одном -
Удержи!

http://stihi.ru/2012/12/13/6641

«Смерть иногда отступает», - обещает нам Мудрый Сказочник, к великому сожалению, этого не случилось. Хотя как можно поверить в то, что Игорь Царев  ушел от нас, если он все равно остается с нами. Мы повторяем его строки, как заклинание, мы слышим его голос…

Данте встретил Беатриче в раю, но она не была с ним в этом мире. Она не разделила с ним эту жизнь, может потому, история Ирины ближе и роднее  для нас, для того, чтобы жить и любить здесь, надо быть и колдуньей, и Музой,  и ангелом-хранителем одновременно.

С нами остается Берегиня, к которой обращены все  стихотворения Игоря, остается любовь и свет, остаются бессмертные стихотворения, остается  история любви, вечной и прекрасной.

Послушайте голос поэта, и вы все поймете сами

У каждого свой Бог, свои пределы.
Но Страшный суд приблизить не спеши,
Ведь может статься, что душа без тела –
Не многим лучше тела без души.

У каждого свой рай, свое болото,
Свой сущий ад, свой образ палача,
Свой храм, где объедает позолоту
Не верящая в Бога саранча.

У каждого своя в оркестре скрипка,
Свой миг победы, свой последний бой.
Но только для меня твоя улыбка.
И только для тебя моя любовь.
http://www.stihi.ru/2002/06/26-677

Очень хочется верить, что «смерть порой отступает», избранные достойны бессмертия, потому что их любовь «движет солнце и светила»…


Рецензии
Чем дальше в лес, тем толще партизаны :о)
Читать всё интереснее и интереснее! Захватывает.
А у Игоря еще стихов - ого-го! И через твои эссе, Любушка,
они становятся еще ближе и понятнее. Праздник - открывать
страницу и находить опять новенькое! И фото - замечательное.

Михей Студеный   01.06.2013 07:38     Заявить о нарушении
Доброе утро, Михей!!!
У меня точно такое же чувство- чем дальше, тем интереснее, открытие почти в каждом стихотворении. Они все такие чудесные...Если условно каждое стихотворение -звезда на небе, то в итоге мы увидим небесный свод, все полотно, усыпанное звездами...
Наверное, там, на небесах, он даже Булгакова заставил полюбить стихотворения и поэтов, потому что так много и так хорошо о нем, о романе никто до Игоря не писал..
С благодарностью
Люба

Любовь Сушко   01.06.2013 08:04   Заявить о нарушении
Такое симпатичное чувство, что вы с Игорем в сговоре :о)

Михей Студеный   01.06.2013 08:49   Заявить о нарушении
Ой, не знаю, Михей!
Трудно объяснить, но когда я увидела, что на его странице была последняя рецензия мне , самая-самая- это как-то все определило, открыло какой-то горизонт, случайность? Но я не верю в случайности, но верю, что в трудную минуту тот и этот свет объединяются, и ушедшие снова рядом с живыми. Даже христиане этого не смогли отрицать- Дмитрий Донской видел полки небесного воинства, это что-то древнее, нами забытое. Нам не нужно с ними прощаться, и тогда они придут на помощь.
Но есть еще две вещи - самый первый мой роман был о Добрыне Никитиче(1990г), почему он -объяснить не могу, и для детей писала Энциклопедию "Боги, духи, герои славян" - они с Ириной занимались примерно тем же, как выясняется...
Люба

Любовь Сушко   01.06.2013 08:59   Заявить о нарушении
А я еще думаю - он давно сам собирался написать сагу про богатырей ИМ=ИМ (Игорь Могила=Илья Муромец), но некогда было, и тут мы с Дейком неслучайно подвернулись, хохмачи заполошные (мы уже к тому моменту во многих коллективных опупеях поучаствовали). А после окончания Трои у Игоря были наполеоновские планы по продолжению темы. И про инопланетян тоже. Но не срослось.

04.06.2004 22:13
Игорь
Поеду ка я на дачу, а вы подумайте, можа продолжение богатырское загнуть - типа, как они по дороге обратно Прометея на Кавказе освободили, или как Икара учили летать, или еще что...

Михей Студеный   01.06.2013 11:57   Заявить о нарушении
Мне вообще-то тоже кажется, что ушедшие между нами ходят, только невидимы. Может, кошки и младенцы их видят, но считают нормальным?
Придет время, сами проверим :о)

Михей Студеный   01.06.2013 12:02   Заявить о нарушении
Они с нами- это точно, тем более, в какой-то вере есть понятие, что только лет в 90 ( нормальный срок бытия) душа может покинуть мир, а до тех пор, если человек ушел раньше, она остается, чтобы доделать какие-то дела - это так. А тем более , если это душа творческого человека.
Люба

Любовь Сушко   01.06.2013 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.