Garpastum

«Garpastum»
Россия (2005)
Алексей Герман мл.
«- Замок у меня сломался. С утра не могу войти. А Вы в замках разбираетесь?.....
- Не знаю. Я могу дверь взломать.
- А вот об этом я Вам думать запрещаю. В конце - концов, это Вы хотите ко мне попасть…..»
(Диалог из фильма)

Впервые изменяю своему правилу: писать рецензию преимущественно в рифме. Этот фильм просит прозы в равной степени, как и поэзии.
За несколько дней до того, как я решила посмотреть эту картину, один уважаемый товарищ направил меня к творчеству Германов. «Garpastum» просто вонзился мне в мозг. Но, на удивление, я не посчитала нужным, прислушаться к  своему внутреннему голосу.  Причина была проста. Вскользь пробежав по анонсу, я выяснила, что в фильме четко прослеживается линия футбола. Сей вид спорта мне никогда не импонировал. И, как любому человеку, безразличному к футбольному мячу, мне захотелось пройти эту тему мимо.
Но!
Дальше происходило что-то невероятное. Всякий раз, когда я шла по улице или просто где-то стояла, ко мне под ноги катился чей-то мяч. На другое утро, я настолько уже была этим увлечена, что решила подсчитать, сколько же раз за день ко мне подкатится мяч. Мой счет остановился на девятнадцати. И тогда, я решила посмотреть «Garpastum». Уже стало ясно, что этот фильм совсем не о футболе.
«…Почему Вы думаете, что я, умная, взрослая женщина, должна Вас полюбить?»
(Фраза из фильма)
На первых минутах просмотра я была возмущена невероятно: «Да как он посмел, этот режиссер, Чулпан Хаматову на этакую роль соблазнить?!» Однако, мое благодарение людскому таланту: его невозможно унизить. Конечно же, режиссер знал, что делает!  В этом нет и сомнений. Чулпан притянула к себе все внимание и, на протяжении всего фильма меня интересовала только судьба ее героини. Ведь неспроста…неспроста….эта актриса взялась играть такую роль.  И сюжет, в котором   женщина мальчик и собака оказались  «отрезаны от мира», как нельзя символичен. Тут ответ. Ответ на самый главный вопрос  фильма «когда все начало падать?» Вот вам и «сапоги прохудились». А известно ли вам, что на тонком плане «обувь» для женщины означает – партнер в жизни. Но это так, к слову.  Не войны и революции, не цунами и извержения разрушают нас. «Небо падает» тогда, когда перестает жить в людях «третье». Если женщине хочется бежать из «дома», стоит задаться вопросом « а можно ли в этом «доме» выжить?»  Обратите внимание на ветхое строение в конце фильма, вокруг которого парни гоняют мяч.  Я полагаю, что даже сам режиссер не подозревал, что его творение может быть рассмотрено с этой стороны. Когда тысячи, миллионы мужчин всю свою страсть отдают «групповой игре», а к женщине приходят за «подзарядкой», ей остается только спасать себя. Мальчик как символ того, что она еще верит в то лучшее, что может случиться с мужчиной. Собака…. это нечто «третье», что она забрала с собой. 
«Я прав, что я только себе интересен?»
(из фильма)
А тогда и «играйте» на здоровье….. в войну. Она вернется, чтобы спасти, не выдержит, потому что роль ее - дарить жизнь, даже «когда все рушится». 
С футболом в жизнь русских людей пришли «групповые игры». Англичане не просто так фигурируют на заднем плане в своем черно-белом одеянии.  Они уже в «игре» и теперь наблюдают за тем, как «парализует» тех, кто слаб играть свою роль.
«….а еще я хочу на жирафе покататься»
(из фильма)
И войны и революции всего-то «групповые игры», играют в которые, преимущественно, мужчины.
Мужчине нужно побеждать. Но не в «групповой игре», а в роли своей собственной. Вот почему война, други мои….
Благодатно, когда на фоне торжественных празднеств появляется человече и глаголит « Какой ужасный оркестр. Как будто ничего и не было. А я мотив новой песни придумал….»
Даешь «мотив новой песни», мужчина!


Не плачь.  Ты уже взрослый.
Вставай. Двигай по курсу.
Пронзай бездонное звездное 
Верши прямо, от «пульса».
Не знал. Раньше случалось.
Проснись. Дальше дорога.
С тобой вовсе не малость.
В Любви - это как в Боге.
Люби. Дальше – не важно.
Не режь  форму  движений.
На роль, где  без поблажек
Неси щит достижений.
Держи крепкой рукою.
Свой «дом» строй от истоков.
Любовь сделай женою.
Не строй милой острога.
Ищи собственный корень.
Дерзай в личном и смелом.
Не сей войнами горе
А жизнь лей  на просторы.
Не стань серого цвета
Не тронь играми «дома»
Вели. Будут ответы.
Позволь вырваться грому.
Испей жизнь как искусство
Себе будь интересен.
Пусть ночь будит на чувства
А день в чувствах, как в песне.
Отдай, данное, небу.
Оно падать не будет.
И вкус «первого хлеба»
Всплывет в памяти  чудом.
Упал под ноги мячик -
 Гонец долгой забавы.
Она…. «сердце» и «мальчик»
оставлены  на «переправе».

 


Рецензии