Искусство как антропоцентрическая феноменология

29.05.2013

Искусство как антропоцентрическая феноменология :

Что открылось  в капитализме?
То,  что снова унижен труд?
Бесконечен Театр Жизни
Все привычно друг другу лгут

Видно Родина оплошала,
Так что всюду царит  барахло
Правдолюбие измельчало,
Скудоумие расцвело.                (27.12.2007, 04.05.2013)


В течении многих тысячелетий по мере того как усложняется мозг «увеличиваясь в размере» формируются представления о лучшем. И там же – в глубине тысячелетий – будет сформулирован императив – «лучшее – враг  хорошего».
Мозг высокой сложности – вот достаточные основания для процессов антропологизации далеких от нас пространства и времени. Как тогда развивались сферы деятельности, общения, передачи знаний, или важного друг другу, как шло развитие традиций и как развивались знаковые системы, или ресурсы, с помощь которых можно было зафиксировать изменения в жизни отдельного индивида и – племени этноса, протоцивилизационных сообществ. Тогда и там возникает потребность в измерении человеческих возможностей и достоинств, впервые о себе заявляет идеал - как движущая сила жизни. То есть появляется идеальная мерка, с помощью которой человек оценивает природные и социальные явления. Что же открылось в прошлом – для тогдашних людей (и для современных исследователей  феноменов антропологизации планеты Земля). Вот что!  Можно сделать лучше горшок для приготовления пищи, обработать палку как орудие охоты, можно лучше построить жилище и т.д. Но можно ли улучшить человека? Этот вопрос не мог не прийти в голову предшественнику современных носителелей  разума. Эти размышления о прошлом позволяют нам уточнить наше понимание всего, что случилось когда-то.
Архаический мир был местом и временем появления идеала образующего интеллекта, для которого лучшее это универсальный ресурс, высшая ценность, смысл счастливой жизни человека у которого есть нечто огромное и замечательное – весь этот Мир. По- другому никак не могло быть возможным появление «счастливого человека». Тогда же из сферы лучшего и выделилось нечто идеальное, абсолютное. Это – красота, высший ингредиент экзистенциальной «картины мира», беспрерывно изменяющегося миропонимания, появление все новых и новых уточнений в оценках прошлого.
Следует предположить,  что поток событий не мешал, но и не помогал человеку составить образ многовременного мира. Время было одно, как момент когда создавался тот или другой фрагмент наскальной живописи:  «то» дерево росло и растет всегда, «та» бегущая лань прибывает в универсальном времени – для нее нет прошлого, она сама – символ, «стрела времени». Перед нами элементы и формы антропоцентрической феноменологии.         (27.12.2007, 02.05.2013)

***
Нет прошлого! - Так думали мы раньше,
Есть только Мир в единстве всех времён,
Как русский лес, как прерии, как ранчо,
Как Рим, как легендарный Цицерон.

Мы думали…   А время бушевало,
Карьерным фаворитам в пух и прах
Разбит красивый век – друг идеала,
Учитель грусти,  затаившейся в глазах.        (02.05.2013)

***
На корабле красивых вдов…

***
Корабль плывет…

Пристанище  – везде,  невыдуманность  общего
Чудовищная сложность бытия
Я понимаю, звезды милые, вы ропщите -
На горе, вновь страдает Родина моя.    (27.12.2007)

Горящие уста, подвиги звезд… Вы ропщите,
Да, в горе Родина моя…

Авторы разных эпох, создавая произведения искусства, переживают историю мира. Художник рассказывает о своем времени, об отношениях людей, о понимании ими событий, о чаяниях мечтателей, о безрассудстве храбрых и трусости осторожных, о тех,  кто все время что-то выжидает, и вообще о самом ценном и важном в жизни. И все это остается в исторической памяти поколений. Так возникает и сохраняется большая философско-поэтическая форма,  т.е. мифы, легенды,  баллады, былины, сказания и т.д. Так пишутся симфонии и романсы, песни и гимны, серенады и элегии. И на этом строятся наша эрудиция, наше прозрение и вообще наше отношение к миру. Без музыки и без слова – мы немые.               (27.12.2007, 02.05.2013)


***
Закон и случай – две марионетки

Чарующая сложность алой бездны:
В лукавое пространство детских лет
Проникнуть смог капиталист, он – бездарь,
Его создатель – промискуитет.

Нет прошлого,- так думали мы раньше
Есть только Мир в единстве всех времен,
Как русский лес, как прерии, как ранчо
Как Рим, как легендарный Цицерон.

Мы думали…  А время бушевало,
Карьерным фаворитам в пух и прах
Разбит красивый век – друг идеала,
Учитель грусти,  затаившейся в глазах.       

Простит мне сложность, мой читатель редкий
А не простит, Бог с ним, как и - со мной
Закон и случай – две марионетки
Мы все живем  лишь руководствуясь судьбой.        (02.05.2013)

***







Наталья Николаевна Продолжение стр.2
    Кризисная личность
В 90-е годы на должности Президента Советского Союза оказалась именно «кризисная личность». Что было дальше? Разрушение системы. Так заявляет о себе особый тип человека -«кризисного человека».  Грустно-классический вариант его – это бывший президент СССР, экстравагантно карьерный тип политика «некто» М.С.Горбачев. Как мог возникнуть в цивилизационном  контексте (XX  век) политико-партийный типаж диверсанта и антигумманиста ? Тут впору сказать о так называемых «героях» истории. О тех, кто оказался не на своем месте. Великий русский баснописец, расширив проблемный контекст напоминал читателям и современникам: беда коль сапоги начнет точать пирожник, а пироги печи  сапожник. Не на своем месте в политике оказался М.С. Горбачев. Конечно же,  его не могла не смутить громадность государства и сложность проблем. Перестройка переросла в нечто обратное себе: так была разрушена замечательная экономика, да только ли она.  Спросим себя: планетарность  бытия - что это? Социалистическая формация (СССР и другие социалистические страны в послевоенный период) что это? –  высочайшее достижение носителей разума за всю историю их существования на планете. Создавший человека Космос, открыл перед людьми XX столетия формационную неисчерпаемость социализма. Гений В.Маяковского впишет в метрику мирового пространства  оптимистческое резюмэ тысячелетий. Он скажет» Я знаю, город будет, я знаю саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть. Но случилось горе, появились перерожденцы и теперь Космос должен выполнить функцию Бога и вернуть на Землю идеологию ее апологетов, верящих в высочайшее предназначение субъекта свободного труда. К тому же, следует обратить внимание на феномен растущего числа аналитиков, которые пишут о наступившей  с начала двухтысячных годов эпохи декапитализации Запада. Парадокс состоит в том (парадокс ли?), что капитализм начинает разрушать самого себя. В отсутствие некапиталистической сферы, из которой можно раньше было черпать социальные и природные ресурсы, нынешний капитализм сам для себя является колонией, за счет которой можно куда-то рвануться и как-то обогатиться.  Самопожирание капитализма, начавшись пару десятилетий назад , неостановимо.
*****
         Если бог - это гениальное противоречие вечности и  представленный в образе человека и выступая в образе человека, он способен менять мир, то его предатель Иуда и его мучители это тоже «кризисные личности».  Их круг достаточно широк, а может быть и очень широк. Он включает в себя всех воровитых людей, всех завистников и лентяев.  Да мало ли есть тех, в ком порок победил позитивные качества. Перед нами карьеристы разных вариантов, даже гениальные. В человека заложен механизм (социально-психологическая программа), который подталкивает нормального человека к совершению подлости, предательства. Желая кому-то причинить боль, клеветник и завистник удовлетворяет свою темную потребность. Остается неизвестным, как она проникает в человека и побеждает в нем высшие ценности – доброту, желание помочь  слабому и т.д. Очевидно, в какой-то момент включается «черная программа» цивилизаций – Брут предает Цезаря, Иуда – Христа, генеральный секретарь ЦК КПСС – идею коммунизма и высокий порядок вещей, сложившийся в советском обществе. Предатели стреляют в спину своим друзьям, растаптывают в своем сердце идеальное и божественное.
        Деградация человека многовариантна, но в чем-то и однотипна, что и доказывается примерами  из новейшей истории Украины, поступками ее первых лиц. В частности, демаршем всех правых сил, совершенным в 90 и последующие годы - против социализма.  Речь идет о диверсионных акциях, подорвавших жизненные устои десятков миллионов украинских граждан. Бунт против справедливости  раскрыл себя в антигуманистических акциях ,  что и «сопровождалось»отказом  от социализма, в частности, были разрушены колхозы и совхозы, запущен «черный механизм» безрассудства, суть которого  раскрылся в компании чудовищной приватизации народного богатства. Практически за бесценок были проданы в частные руки государственные предприятия, в том числе и стратегического значения.
      Надолго ли регресс утвердился в шевченковской стране и возвратилась на свои позиции  проклятая крепостными –« панщина». Парадигмально звучат слова Т.Г.Шевченко:
«Як би ви знали, паничі,
Як діти плачуть ідучи на панщину,
То ви б елегій не творили,
І марно б бога не хвалили,
На наші сльози сміючись !
                Возврат капитализма, то есть «панщины» содержит в себе противоречия ,  переживая которые гений труда декларировал и утверждал необходимость нового порядка вещей. Что же касается старого порядка, то он получил в народном сознании свои негативные оценки. Для труженика  «пан» – это недруг, противник, зло. Страницы народной летописи воспроизводят дух и букву приговора, вынесенного богатству и богатым . Вот эти краткие вердикты:
«Пани  мої дрібнесенькі, а воші як біб», «Казав пан дасть жупан , тільки слово тепле»
В таких оценках к нам возвращаются картины жизни, сам дух эксплуататорского общества. Подневольный человек точен в своих переживаниях и репликах, подтверждая справедливость критического неприятия сословных абсурдов. И в этом случае прав исторический гений, утверждая «народ  скаже, як зв’яже». Перед нами, ритмы загадочного времени и сохранившиеся в нем и в них  – нетленные противоречия, альтернативы сословного общества – богатства и бедности. 14.05.2013
****




             Анализ социальных систем предполагает, что использование данных, большого статистического материала, теоретических разработок и т.д. нуждается  в аксиоматическом элементе. Речь идет о применении принятого в разных науках мировоззренческого стандарта, о том,  как автор понимает развитие  экономических потенциалов и политических систем прошлого, о его симпатиях в сфере искусства и образовательной практики , о его отношении к мифологии и ее ценностям, в том числе об отношении человека к феноменам типа богоискательства, развития церковных институтов, празднично-религиозных обрядов и традиций.  К нашему времени пришла из глубины тысячелетий, не утратив своей новизны, тема сотворения мира, а значит и происхождения рода человеческого. Кто есть человек? Как он объясняет все составляющие процесса появления носителей разума на планете, их отношения к будничному и абсолютному, к тайнам реальности и к реалиям таинственности? Размышляя над своим собственным взглядом, над своими трактовками  потока событий, человек продолжает заниматься уточнениями смысла азбучных истин и новейших сообщений о достижениях науки. Он по-прежнему спрашивает себя, кто есть Я, когда в мою жизнь вошли представления о сотворении мира богом , как объяснить сверхчеловеческие возможности бога и неисчерпаемость вечности, что случиться в ближайшее время? И на память приходит рефрен :»Cras, cras seimper cras – sic evadit etas», что значит признание непобедимой и неумолимой текучести бытия. Человек из прошлого говорил себе и другим : «Завтра, завтра, всегда завтра – так проходит жизнь». Так есть ли «завтра» у человека, гарантированное всем существующим порядком вещей – в разные периоды истории? Разные эпохи дают разные ответы. Какие же ответы способны дать наша эпоха и отдельный представитель рода человеческого, вступившего в  третье тысячелетие новой эры? Давайте подумаем над этим.
        Выше мы уже говорили о проблемах «кризисной личности». Уточним еще раз: если бог – это гениальное противоречие вечности и представленный в образе человека  он способен менять мир, то его предатель Иуда и его мучители – это «кризисные личности». Их круг достаточно широк, а может быть и очень широк. Он включает в себя всех отступников, любителей легкой наживы, лжецов и завистников, Да мало ли есть таких псевдосубъектов жизни. Перед нами карьеристы разных вариантов, среди которых встречаются злые гении.  Откуда они берутся? Неужели есть такая часть мира, которая служит им родиной  и противостоит ли ей та часть мира, которая становиться приютом мечты и мечтателей? Что сильнее и почему зло воспроизводит себя, а наступательная сила добра до сих пор не одержала окончательную победу над силами зла? Ответ: все решается и определяется качествами человека, переходящими в темную сферу Зла или доминирующими в светлом мире Блага.(08.05.2013)
****


Рецензии