Книга о судьях их логике Вступление 4 часть

В отдельных сказках и сказаньях,
 Как в древних татарских назиданьях
 Отгадывать загадки познаватель будет
 Ордалии – разновидность «божьего суда»
 разбудит. (130, 212)
 В своей утробе и снаружи.
 Я покажу, какие узы
 Ведут в судействе к преступленью –
 Закона праведного униженью.

 Сравните Бирму, Грецию, татар
 У всех к загадкам один дар:
 Коль Сфинкс судья, Эдипт ответчик (72,67)
 Монг Чайн, же, кто? Кто при жизни
 царица-птенчик? (130,212)
 Собака, или бай умней? –
 Ответы даст тот, кто хитрей.

 Две роли за судьёй порою будет,
 Он пострадавшим и судьёй побудет, (25,176)
 Советчиком-судьёй, как Бирбал в Дели
 И «ложь-судьёй» - о том глаголят
 в сказках кхмеры. (71,19)

 А дале расскажу о божествах,
 Волшебна сила, в чьих руках.
 Пример: как ниты в кость играли –
 Мышей, кошек на съеденье выставляли. (110,41)

 Ордалии! Где испытание водой, огнём! –
 То есть языческим всевышним божеством.
 То был великий элемент от судопроизводства,
 Коль в весе пал во время пир-обжорства,
 Коль возгорел, или утоп –
 То подсудимый виновен тот.
 Коль похудел, всплыл, не возгорел –
 То, подсудимый не у дел. (1, 148, 151-158)

 Суды от Бога, очень часто,
 От «божьего суда» контрастно
 Будут отличимы.
 Правосудия весы, виновными грузимы,
 Решают суть вины.
 Зависит всё от моря и волны. (87, 449)

 Ордалиям, по сказкам! - веры боле,
 Чем доказательствам, уликам с воли.
 С иронией я это опишу
 Пред Богом в том не согрешу. (7, 159, 165)
 И назову, то разбирательством везде,
 Которое ведёт к счастью, иль беде.

 Ордалия в рассказах часто будет
 приговором.
 Виновен тот, кто убит горем
 Испытанием! - лишён, кто жизни –
 - Тот достоин божьей тризны.

 И уже по факту смерти
 писали приговор:
 «Тот убийца – этот вор!»

 P.S. ниты - народность

 166, 144 - «Сказки и мифы народов Чукотки» М. – 1974 г.
 130, 212 – «Татарские народные сказки» Казань – 1970 г.
 72,67 – Маунг Хтин Аунг «Барманские народные сказки» М. – 1957 г.
 25, 176 – «Анекдоты о хадже Насредине» Нукус – 1970 г.
 71, 19 – «Кхмерские мифы и легенды» М. – 1981 г.
 110, 41 – «Сказки народов Бирмы» М. – 1976 г.
 1, 148, 154-158 – О.М. Фрейденберг « Миф и литература древности» М. – 1978 г.
 87, 449 – «Плутовка из Богдада» М. – 1963 г.
 7, 159, 165 – А.Я. Гуревич «Категории средневековой культуры» М. 1972 г.
 17, 53 – «Абхазские народные сказки» М. 1973 г.


 Alexandro 23/02/2013


Рецензии