Ответ-ВМШ

Кто любит, тот не ишет слов.
Оттенков множество в природе.
Для тех, кого любил, ты был
Всегда основою основ.
Немалый путь тобою пройден.
Не голодал, не мерз и голым
Ты не был. Так что твой стакан
Не пуст наполовину - полон!
По-новому взгляни на ту,
С которой и в огонь и в воду,
И в медь трубы, и в темноту,
И в ясный день,и в непогоду,
По жизненному шел мосту,
Ей не нужны твои дела.
Ей нужен ты. Любой - здоровый,
Больной, стареющий, суровый,
Убитый горем. И попробуй
Той, что когда-то родила
Ребенка твоего, до гроба
Одно единственное слово
Ей говорить -Люблю. Основа
Давно пора бы знать уже,
Обычно прячется в Душе.


Рецензии
Пять сторон Света Люси Фоминой (читатель)

Её пять стихотворений («Гуриеву С.М.», «Фантазер», «Ответ – ВМШ», «Точка зрения», «Еврейской маме») оставляют удивительное, цельное впечатление. Большинство поэтов пишут о возвышенном вполне материальным прибором для написания текстов – от гусиного пера до авторучки, не говоря уже о клавиатуре компьютера. Но, кажется, что Люся Фомина пишет хотя и о повседневном, житейском, но совершенно нематериальным, подлинно поэтическим способом. Она пишет как бы лучом света. Оказывается, что вся наша привычная повседневная действительности соткана из света, светом переливаются внутри себя знакомые каждому образы – достойный зрелый человек, переживающий жизненный кризис на социальной почве («Гуриеву С.М.»); старик, полный непонятной экзальтации от жизни на пороге сил и лет («Фантазер»); неизбывный библейский образ еврейской мамы («Еврейской маме»). Кажется, что в этих образах повседневность достигает своей «естественной возвышенности», которая в корне отличается от возвышенности чисто поэтической, искусственной.

Выражение «четыре стороны света», как известно, является общим местом, обозначающим «земной мир» («свет») в единстве его четырех пространственных направлений. А если сам мир – это Свет, у которого, в отличие от земного пространства, есть и пятое направление, направление человека к самому себе, к своей основе – Душе? «Основа давно пора бы знать уже, Обычно прячется в душе» («Ответ – ВМШ»). Вот эта пятая сторона Света – Душа - и является сильной стороной поэтического дарования Люси Фоминой. Не исключаю, что этому дарованию могут оказаться подвластны не только поэтические формы, но и повествовательные – рассказ, повесть. Чувствуется, что автор цепко и памятливо, заботливо и внимательно, любовно работает с повседневностью, и ему есть, что рассказать из многого увиденного и достойно пережитого. В каждом из пяти стихотворений есть все эти пять сторон Света земной жизни – четыре стороны жизненной действительности, освещающие привычное так, что оно показывает свою возвышенную природу, и пятая сторона – душа, источник света, природа поэтического дарования.

Мир, в котором мы живем ежечасно, - это обезбоженный мир: «Всю жизнь свою я с богом этим спорю, Не важно мне араб он иль еврей. Зачем же отнимать у матерей Детей без времени? Помочь такому горю Никто не в силах. Не ищу к нему путей Давно. И о каких зачетах речах? Мы сами жизнь свою должны беречь» («Точка зрения»). Это голос не научного атеистического мировоззрения, не восклицание вроде Ницшеанского «Бог умер!», это голос человека, который стремится жить достойно среди других людей в современном мире, одновременно и гордого, самодостаточного («Мы сами жизнь должны свою беречь»), и смиренного («Мы люди, а не боги»), уверенного в своей «Точке зрения», которая имеет житейско-бытийный корень.

Мне кажется, что представленный поэтический цикл Люси Фоминой – это один из пока немногих признаков зарождения в современном обезбоженном мире естественной религии повседневности. «Бог есть Свет» и «Бог есть Любовь» - и пусть Бога явного и живого современный человек не видит и не знает еще, но повседневность полна Света и Любви, пусть даже как бы сама по себе, безо всякого божественного влияния. Такова, полная Любви и Света, - повседневность в поэтических образах Люси Фоминой: «Кто любит, тот не ищет слов. Оттенков множество в природе. Для тех, кого любил ты, ты был всегда основою основ» («Ответ – ВМШ»). По существу, это смысловая заповедь религии повседневности, которую автор проницательно и памятливо наблюдает в повседневности, как ее всеобщий закон, – «для тех, кого любил ты, ты был всегда основою основ». Заметим, как это существенно отличается от основного принципа обезбоженного материалистически-потребительского мира, выраженного моральным императивом Канта – «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Одинокий человек обезбоженного мира сочтет посягательством на свою свободу и психологический суверентитет своей деятельности, когда ему скажут: «По-новому взгляни на ту, с которой и в огонь, и в воду, и в медь трубы, и в непогоду, по жизненному шел мосту, Ей не нужны твои дела». Но жизненная мудрость религии повсевднености открывает новый смысл челоВечности: «Ей нужен ты. Любой – здоровый, Больной, стареющий. суровый. Убитый горем. И попробуй той, что когда-то родила Ребенка твоего, до гроба Одно единственное слово ей говорить – Люблю».

Хочется от всей души пожелать Люсе Фоминой новых творческих успехов, поэтических (и не только) произведений!

Иван Эксперт   28.06.2013 12:14     Заявить о нарушении