Дорогами войны...

Из воспоминаний участницы Великой Отечественной войны
1941-1945гг, ветерана труда
Власенковой Марии Матвеевны

Приближается 70-я годовщина битвы за Сталинград. Решила вспомнить о том времени.
По воли судьбы, я 8 мая 1941 года оказалась на строительстве железнодорожного моста через реку Днепр в качестве счетовода материального склада.
22 июня началась война, через 20 дней мне исполнилось 18 лет.
Мост через Днепр имел стратегическое значение, и сдача его в эксплуатацию намечалась на 7 ноября 1941 года ко дню Великой Октябрьской Социалистической Революции. Это была грандиозная стройка.
Наступление немецко-фашистских войск поставило под угрозу дальнейшую работу и как мне записали кадровики в трудовой книжке: «11 августа 1941 года. Уволена со строительства №36 по сокращению работ». Оставшихся на строительстве одиночек погрузили в теплушку, в г.Херсоне прицепили наш вагон к приготовленному к эвакуации эшелону, и он двинулся. В 60 км от Херсона есть станция Снегиревка, где эшелон подвергся воздушному нападению немецко-фашистских пиратов, из эшелона погибло 4 человека. Невозможно представить состояние покоробленных вагонов и ужас людей, это надо пережить.
Эшелон с эвакуированными прибыл в Донбасс, на станцию Штеровка. Служивый в рупор громко объявил: «Поезд дальше не пойдет».
Все выгрузились на платформе. Началась борьба за выживание.
Я почти неделю работала на железнодорожной станции по разгрузке вагонов и одновременно искала постоянное место работы.
Несмотря на то, что Донбасс богат заводами, если ты не коммунист и не комсомолец, по условиям военного времени,  на завод не попадешь.
12 сентября 1941 года меня приняли счетоводом в совхоз пригородных хозяйств им.Петровского.
18 октября 1941 года уволена из совхоза им.Петровского в связи с эвакуацией.  Мне было выдано удостоверение гонщика скота, к сожалению, удостоверение не сохранилось. Совхоз им.Петровского имел приличное стадо коров и другой живности. Наступили холода. Стадо надо было гнать за Волгу. Таково было решение властей.
Это был адский труд. Корова может, если ее гнать с утра до вечера, пройти не более 15 километров. А еще надо было доить коров, сбывать молоко и вышедших из строя коров воинским частям и другим организациям, кормить тех, кто эвакуируется, оформить документацию и многое другое.  Ни дня покоя. Негде было перепеленать грудничков.
К 20 ноября 1941 года совхоз имени Петровского со скотом оставил пределы Украины и вошел в пределы Сталинградской области в Чернышковский район. К тому времени я заболела, была высокая температура.
23 ноября руководство совхоза прочитало на указателе: «Молочно-мясной совхоз №78 «Нижне-Чирский» - 5 км».
Директор совхоза имени Петровского по фамилии Пустовой и главный бухгалтер приняли решение оставить меня в этом совхозе. Лично доставили меня в молочно-мясной совхоз №78. Директор совхоза Иван Терентьевич Садковой определил меня на постой в семью, где были 2 дочери. Медицинская сестра оказала мне помощь, и я через три дня вышла на работу, в бухгалтерию совхоза -счетоводом.
Так я стала жительницей Сталинградской области с 23.11.1941г. Знакомство с новым коллективом в совхозе прошло нормально. Главный бухгалтер совхоза впервые в жизни назвал полностью мое имя и отчество, чем смутил меня, но объяснил: «К этому я должна относиться как к должному…».
Условия военного времени обязывали многому. В феврале 1942 года комсомольская организация совхоза приняла меня в комсомол.
Жестокая война продолжалась. Наступило лето 1942 года, немецко-фашистские войска рвались в глубь нашей Родины.
12 июля в день моего 19-летия нам объявили, что нужно срочно выгнать скот для переправки его за Волгу, и 14 июля 1942 года мне выдали удостоверение за №5-27: «Представитель сего тов.Власенкова Мария Матвеевна со своей семьей эвакуируется из совхоза №78 «Нижне-Чирский со скотом согласно указания районного комитета партии и райсполкома за Волгу на лошадях. Что и удостоверяется. Директор совхоза №78 И.Садковский. Начальник политотдела Кацнельбоген».
Итак, за один год – третья эвакуация.
Совхоз №78 «Нижне-Чирский» - очень большое хозяйство, имевшее еще и фермы, и вот, собрав весь крупный рогатый скот, мы, гонщики скота, на лошадях и пешие, на второй день оставили за собой реку Чир, еще через два дня подошли к излучине Дона, до войны эта излучина была недалеко от Волги. Военные помогли в переправе через реку Дон. А еще через два дня немецко-фашистские войска взломали нашу оборону в излучине Дона. Началась битва за Сталинград.
Нам предстояла переправа через реку Волга. Волга была минирована. У нас на глазах взорвалась баржа, много детей, это жуткая картина войны. Нам удалось переправиться через Волгу, у Черного Яра на Капустин Яр и далее следовать мимо соленого озера Эльтон в Гмелинский район Сталинградской области. Для нашего скота была выделена одна из ферм совхоза «Красный Октябрь».
Началось освоение нового места оседлости.
Гмелинский район Сталинградской области граничил с Севера с Саратовской областью, с Востока – кайсацкие степи Казахстана.
23 ноября 1942 года дирекция и политотдел совхоза меня и еще двух комсомольцев Е.Нутку и тракториста Крылова направляют в распоряжение Сталинградского обкома комсомола для прохождения службы в особом подразделении. В трудовой книжке поставили запись: «Уволена из совхоза в связи с уходом в РККА».
Пока велись занятия с группой 25-30 человек, нами была принята присяга партизана Великой Отечественной войны.
Еще через несколько дней, после окружения в Сталинграде штаба Паулюса, надобность в созданной группе отпала, ребят направили в воинские части, а девчонок – на гражданку.
Так, 9 декабря 1942 года я приступила к работе в должности помощника начальника политотдела Мало-Коробковской МТС Ждановского района Сталинградской области, освобождена от работы 20 июня 1943 года в связи с ликвидацией политотдела по решению ЦК ВКП(б) от 31.05.1943 года.
В конце июня 1943 года, секретарь Сталинградского обкома комсомола Зоин подписал мне направление в Сталинградский корпус ПВО, где формировался 6-й зенитно-пулеметный полк, зачислена телефонисткой 3-го батальона, назначена не освобожденным от работы комсоргом, это общественный долг молодого бойца.
 В апреле 1944 года была переведена в 1-й батальон с теми же обязанностями.
6-й зенитно-пулеметный полк встретил Победу 9 мая в столице Венгрии - Будапеште.
После окончания войны была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Я написала письмо дирекции совхоза №78 «Нижне-Чирский», которая прислала мне справку о том, что я в годы войны, на одном предприятии отработала один год и 6 дней, заслужила своим трудом награды медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которую мне вручил заместитель председателя Краснопресненского исполкома г.Москва 17 января 1948 года, АЕ №268982.
Медаль 3 №0295090 «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» вручена мне 11 января 1946 года.
Медаль «Ветеран труда» - Приказ Министерства среднего машиностроения СССР №799/К от 19.12.1989г, удостоверение.
Медаль Жукова Д №0325397 от 06.03.1995г.
Орден Отечественной войны II степени от 14.03.1985г №4899138 – орден, орденская книжка Б №357692.
И все юбилейные медали. Всего 21 награда.
6-й Зенитно-пулеметный полк после изгнания Армии Паулюса, защищал небо Сталинграда от налетов фашистских хищников. В январе 1944 года полк покинул пределы Сталинграда и честно пронес свое знамя до конца войны.
Таким образом, вкратце я отдала полтора года своей молодой жизни Сталинградской земле, чем и горжусь.

Мария Власенкова


Рецензии