Поэма без сюжета. Глава 2

Четверть века долго тянется,
но проходит очень споро –
то и дело мир, как пьяница,
норовит просыпать порох.
Чем сильней страна унижена,
тем слышнее бьёт копытом;
только кто-то скажет: «Стрижено!»,
рядом тут же крикнут: «Брито!».
Хитроумны и запасливы
слаборазвитые жители,
что воспеть тирана счастливы
и горды распять Спасителя.
Посреди людского ропота
жжёт вопрос неутолённый:
чем же кончит эра роботов,
марширующих в колоннах?

Где речка Яуза вальяжно
дарит себя Москва-реке,
и бельведер многоэтажный,
возвышенный невдалеке,
в мостов темнеющие скобки
глядится из-под облаков,
а заурядные коробки
кругом набросанных домов
свои заботы и печали
в себе замкнули – там едва ли
кто выделит могучий дом,
обвитый лентами балконов:
библиотека от района
уютно притаилась в нём.
Читальный зал с абонементом,
в стеллажных джунглях пыль веков,
и царство тишины с акцентом
на лёгкий цокот каблучков…
Здесь, в кабинете тёмно-синем,
мы вновь встречаем героиню:
Она по-прежнему мила
и вся в бумагах и делах.

Высотный дом – хвала эпохе!
Он ей во славу возведён,
им обыватель восхищён,
не мысля даже о подвохе.
Но знатокам он предстаёт
лишь второсортным суррогатом
заокеанского собрата,
которого не достаёт
в своей эстетике плаката
по формам, чересчур разжатым,
по технологии, затратам,
по глупым башенкам-ежатам,
да и по тем, кто в нём живёт.
Хотя, когда б не бум и ложь,
и он, по-своему, хорош…

Покончив с критикой столичной,
признаем антропологично:
бывает – и среди людей
высотный зиждется пигмей!
Я знаю парочку бретёров,
актёро-кино-режиссёров, –
талантливы сверх головы,
да вот не гении, увы.
Казалось бы, твори творец! –
тем более, на жизнь хватает…
Ты – молодец среди овец,
твой зритель умилённо тает…
Так нет же! В запертую дверь
пролезут – и внесут свой имидж,
что нежно выпестован ими ж –
и вот корми его теперь!
Да чем кормить? Издревле свет
устроен так, что эпигоны,
как паровозы без вагонов:
движенья много – школы нет!
А хочется возглавить! Туз-то –
власть, лишь пока в колоде масть…
И ведь какие златоусты!
Впадать в полемику – их страсть!
Но где они возникнут – там
трещит напор и брезжит ссора…
Нет, не люблю манерных дам
и «эпохальных» режиссёров.
(Быть может, в юности дурной
и сам я был слегка такой)…

Прости, читатель многочтимый,
хочу себя я перебить
с тем, чтоб тебя предупредить:
сюжета нет здесь. Есть картины,
наброски мыслей – вот и всё.
Сосед, упёртый, как осёл,
в плену сегодняшней рутины
меня ругает: где, мол, план?
Где перспектива, где полезность?
Где выстрел имени Каплан
и обличенья звон железный?
Прости, любезный мой собрат,
не жди каких-то откровений:
афиш обрывки, отзвук мнений –
и то спасибо что набрал…
Я сдуру в эту авантюру
лет тридцать пять тому назад
втянулся. Видимо, натура
искала выход (он же вход),
и так легко – вперёд, вперёд! –
запев сложился и концовка,
спрямилась первая глава,
вторая пряталась неловко,
и третья брезжила едва.
Но время шло… росла трава…
а тема не звала в дорогу.
Она зудела, как нарыв,
и рассосалась понемногу.
Был долгий, долгий перерыв –
и вряд ли эта эпопея
закончилась когда б нибудь,
Но, чу!.. Из тьмы возникла фея
и приказала: «В добрый путь!»


Заведовать библиотекой,
пускай при этом под опекой
супруга и его коллег,
не так-то просто. Человек
ответственный и простодушный
(то бишь кто честен изнутри)
день от зари и до зари
в трудах. Оно, конечно, скучно
перечислять: бди книжный фонд
(учёт, хранение, ремонт),
новинки выбей в Управленье
(узнай и в ножки поклонись),
блюди в порядке помещенье
и мебель. И, конечно, please,
на все большие юбилеи
и на решения ЦК
любезен будь, без дурака,
устроить стенды, галереи,
доклады, даже семинар,
где приглашённый, как комар,
зудит распространитель-лектор
(ох, сколько интеллект-калек-то!).
Ответственность твоя! Актив
создай в подмогу. Коллектив,
конечно, женский, но, ей-богу,
всё легче, потому – не пьёт!
Зато в нём исподволь живёт
проблема «тронуть недотрогу!» –
и тлеет фитилёк интриг
с тенденцией взрываться в крик…
Короче: не забудь о фонде,
читателям создай уют!
При этом денег не дают
(под лозунгом: не гегемон де,
создатель материальных благ!) –
и вот крутись почти «за так».
А пропусти попробуй дату:
найдутся те, кто вмиг куда-то
сообщат – и зашивай карман!
Что наша жизнь? – Один обман…

Там, где большой проём оконный
метр до угла не достаёт,
был стенд, предмет её забот:
«Поэты нашего района».
Читатели, и стар, и мал
ей поставляли материал;
а «лёгкие кавалеристы» –
детишки близлежащих школ, –
шлифуя припарнасский скол
по всей округе, многолистный
собрали банк черновиков:
кто копии своих стихов
дарил уверенной рукою,
а где-то старенькая мать
тайком от вспыльчивого сына,
его пытаясь прославлять,
тащила след его кручины.
Короче, графоманов сонм
клубился, как нестрашный сон.

Друзья! Коллеги-графоманы!
Я не могу о вас смолчать!
Хоть не у всех у нас фирманы –
на всех на нас лежит печать
Творца. Созвучье окончаний
нам разукрашивает мир.
И пусть очередной эмир
зовёт размахивать мечами –
путь меж печалью и мечтами
нам послан, как вороне сыр.

Конечно, из глагольных рифм
едва ли мне построить Рим,
но я не тщусь его построить –
меня устроит просто Троя.
О, брат-талант и почерк-зять!
Ведь совершенство бесконечно,
но, если б время было вечно,
мы и Парнас могли бы взять!

Сквозь графоманство юных лет,
влеком, как ком, самообманом,
прошёл почти любой поэт,
и тут беды особой нет –
беда, коль признанный поэт
так и остался графоманом.


Воспев себя, вернёмся к героине,
В стране, где виртуален даже Бог,
поэзия, как доза героина,
её спасала от мирских тревог.
В читалке института и у мужа
она вошла в серебряный ручей
из нерекомендованных. Заужен
бывает спрос без предложений. Чей
«высокий нюх» диктует вкус народу,
не будем разбирать. Богам в угоду
ей дан был вкус и такт. И пользу дела
поставив во главу, она умела
исправить тихо (а не носом ткнуть)
такие перлы, как «хотел бы рыть я»
и «с раннего утра», и «подойду к окну»,
и прочие подобные «открытья» –
оставив втуне «таинство сердец»,
и, наконец, «увидел свой конец»…
Но вот сейчас она сидит устало
и молча перечитывает стих,
который возвратит её в начало,
а вас чуть отвлечёт от строк моих.

Смерч.

Здесь моря плеск, беспечный смех,
Блестит песок от смуглых тел,
Сюда стремятся для утех,
А не для дел.
Здесь люди в заданной игре,
Подобно бархатным кротам,
Удобно прячутся в норе –
А там…
Сомкнулись небо и вода,
Чтоб грозно воплотиться в смерть –
Ещё здесь не был, но сюда
Стремится смерч!
Пусть лиц смеётся хоровод,
Привычный путь надёжней пут,
И прорицателя невзгод
Здесь не поймут…
Но там, вдали, как серый дым,
Воды и ветра круговерть,
В акульи рты свои плоды
Швыряет смерть!..
И не спасёт защита стен
Покой заевшихся сердец,
И этой мёртвой суете
Придёт конец!


Что наша жизнь? Эль Ниньо и Ла-Нинья!
Cherche la femme – вот «логика мужчинья»,
но женская недалеко ушла.
Не дальше сherche l'homme. (Не жизнь пошла,
а пошлость там, где смыслы сочиняют).
Конечно это он, герой. Кто знает,
как дальше всё сложилось бы, когда б
не этот желтоватый лист бумажный,
но текст на нём – момент в поэме важный:
картинкою он задаёт масштаб.
«К чему все эти Нинио и Наньи?
Не отвлекаться!» – требуете вы?
Ну что же, остальную часть главы
мы посвятим одним воспоминаньям.

Как раз тогда, как годовые кольца
замкнул четвёртый, предпоследний курс,
достался ей ещё один искус:
в числе других активных комсомольцев
быть посланной на Всесоюзный слёт
под Сочи. Наблюдательный поймёт,
чьё авторство дало везенье это:
турбаза, море, солнечное лето –
в счёт заведенья! Надо ль говорить,
что первый шок – в окне вагона горы!
Масштабность и спокойствие… Просторы
полей и леса с ними не сравнить!
Был стук колёс, но смолкли разговоры…
Многоэтажки греческих богов!
Чуть погодя – и справа вид готов:
под женский визг всем блажь направо двинуть
(когда б корабль – могли бы опрокинуть!):
у берега раскинувшись пластом,
дельфины прогревали свои спины…
иль животы. Но вовсе не о том
рассказ наш. Мы дошли до середины
и дальше, видно, побыстрей пойдём.

На месте вместо туша и объятий
их ждал режим и план мероприятий:
костры, походы, выпуск стенгазет,
и соцсоревнование по группам –
всё это нынче выглядит так глупо,
но дан привычный перечень тех лет.
Как к глупости к нему и относились,
формально соблюдая. Веселились
по вечерам, когда похода нет,
конечно, выпивали и резвились
в компаниях и даже tete-a-tete.
Мужчины – дефицит. Один из их
ей приглянулся. Неплохой жених –
неглупый, остроумный, симпатичный.
Конечно, не без дерзости столичной,
но в общем свой. Когда в поход большой
готовились, минутою молчанья
был всеми встречен неделимый чайник,
заполненный пакетами с крупой –
он молча сгреб его и сунул в свой
рюкзак, уже давным давно набитый.
Она пусть не лишилась аппетита,
но появился старый сводник бес,
который пробудил в ней интерес.

Жизнь шла (с поправкой лёгкою к стакану)
по вышеупомянутому плану.
Они едва общались, скрыв влеченье,
издалека, за редким исключеньем,
но исключенья были хороши,
взимая сбор кусочками души.
Когда их группа строила концерт,
он выступал как автор-исполнитель,
в числе других – в начале и в конце.
Она же оказалась просто зритель
и редколлегия в одном лице,
но за него болела откровенно.
В ту пору принимали внутривенно
лекарство от беды с названьем культ
(болезнь, коль не лечи оперативно,
а только заговаривай да шкурь,
так до сих пор гноит, как ни противно).
Шло время стихотворцев и певцов,
интим гитары проникал до сути,
Бард был король, а исполненье тутти –
пример разоблачённых образцов.
Не глажу персонаж по волосам:
стих был слегка напыщен, песня – смела,
а впрочем, пусть читатель судит сам
(но не забудь, какое время пело).

Песенка о волшебниках
Когда бы все волшебники
(Все добрые волшебники)
Смогли б свои желания
Скатать в огромный ком
И, заглянув в учебники
(В наполненные знанием
Волшебные учебники),
Расправиться со злом,
Тогда однажды утром
Запахло б море реками,
И облаками – дым,
И не клопами мудрыми,
А просто б человеками
Проснулись я и ты...
Раз бога нет – не спорю я,
Что дело непростое,
Но, может быть, история
Наметила такое?!
И расцветится жалость
Цветами побежалости,
Как елка в Новый год.
И маленькая малость,
Избавившись от впалости,
Почувствует громадность,
И разрешится жадность
От бремени забот.
И в простоте невинной
Считать не станут атомы
Виновниками бед,
И в винных магазинах
Не будут виноватые
Предметами бесед.
Но
Пишут бумаги маги,
Также крадут завмаги,
И не хватает отваги
Тем, кто еще не пьян.
Реки текут в овраги,
В церкви всегда аншлаги,
Мир – как огромный лагерь
Все еще обезьян!

В горах рождаются не только облака –
сама ячейка времени чарует:
любовь – ручей, потом любовь – река,
что ночи звёздные заверят поцелуем.
Стволы деревьев, мягкая трава
и нежный воздух будут понятыми,
а жданные и вечные слова
лишь эхо тайнозвучного «Не ты ли?».
Одни за торопливость рук и уст
платить готовы скороспелкой чувств;
путь для других – из медленных нюансов:
неторопливо соблюдай кадансы,
смакуй восторг, предвосхищай реал
в мечтах и неизбежный ритуал
растягивай (чтоб сожалеть позднее!)
и вспоминай все краски, все слова,
чтоб чувствовать, как сердце цепенеет…
(вот тут они, конечно, преуспели:
отъезда день – они ещё на вы).
Что лучше: если песню не допели
иль коли так приелась, что «увы»?
Я не стремлюсь казаться интересней,
ответ простой: смотря какая песня!

Отъезд. Вокзал. Остался сзади
глоток прощанья. Словно спирт…
Соседки боль разлуки сгладить
призвали слишком рьяный флирт –
и, чтоб совсем не отупеть,
она покинула купе
и, послонявшись, вышла в тамбур.
Представьте, он, конечно, там был.
Смущение превозмогла,
хотя внутри затрепетала,
кивнула вежливо и встала
тут, у соседнего стекла
в подрамнике дверей. Широко
лежало море одиноко.
Здесь гасло солнце. А вдали,
где на картинах корабли,
раскинув крылья мрачной птицей,
желала туча приводниться.
Под нею острый клюв завис
и всё чернел в стремленье вниз.
Но как-то стало не до смеха,
когда в ответ в пучине вод
ему родился антипод –
такой же клюв взметнулся кверху.
Не в силах страсти превозмочь
они сомкнулись. Словно ночь
пришла. Всё разом потемнело,
и чёрный столб рванулся в путь –
куда? Как знать?.. Куда-нибудь…
Любовникам какое дело
до остальных – лишь закрути,
и горе тем, кто на пути!
И кажется: ещё минутка…
А на душе немного жутко.

Тут поезд убыстрил движенье,
и, умница, взял направленье
от моря. Правду говорят,
что на миру и страх – беседа:
она взглянула на соседа
и встретила ответный взгляд…
Жизнь состоит из суматохи,
из отдыха и из Минут,
которые, когда нам плохо,
тихонько в памяти всплывут,
открыв одну из амбразур,
и пусть и вызовут слезу,
но примирят нас с этим миром.
Секунды пониманья с милым –
нет выше счастья! Пожелать
и вам того ж? Она ждала…
Меж ними были сантиметры,
меж ними были сантименты…
но так и не лизнул огонь
тот хворост, что довольно щедро
уж заготовила ладонь.
Быть может, случай нетипичный,
но был. Когда до «неприлично»
дошла молчания шкала –
она вздохнула и ушла…

…за что и вышел нынче в вечер
ей спиритический сеанс,
в котором встреча и невстреча
раскладывались, как пасьянс
(с той разницей, что под гитару
король всегда ложится в пару).
Сколь многим в мыслях нам не жалко
пожертвовать – и пережить
такое, что наворожить
смогла б не всякая гадалка!
Мечты о прошлом… как стихи
где отпускают все грехи.
И вот она идёт с улыбкой
домой… сквозь городской прибой…
сомнамбулой… верней, улиткой,
которая полна собой.
Зря с лёгким город интересом
хотел её развеять стрессом.
Трамвай трезвонил марш тревог,
но разбудить её не смог.
В метро (как говорят в народе,
«где мало ездят, много ходят»)
дворцов-пещер привычный шум
не отвлекал её от дум.
Плеск главной улицы столичной
с её фарватером привычным
остался рядом, не задев,
не пробудив ни страх, ни гнев.

И, перейдя на Моховую,
Она сошла на мостовую…


Рецензии
)))

Не возьмусь переоценить))), это вряд ли удастся.

Успею ли я оформить все свои впечатления - третью часть
пока скопировала, потому что читать(вчитываться) пока некогда, вернусь через пару дней... и Вы предупреждали о непозитивном окончании...
Пока так, на вскидку, скажу:
рада.
Встрече с поэзией, это само собой, - встрече с живым
классиком - надо же, не разминулись в толкучке,
мне созвучно многое, так ясно высказанное о времени,
нравах,
отношении личности к тотальной загнобленности...
Мне импонирует открытость формы как импровизация
над уровнем жанра(жанровости), не исключающая
законченность и самодостаточность отдельных (песни)
номеров и периодов; богатая и разная стилистика как
импровизационное богатство речи...
Наконец, мне импонирует сама речь: яркая, русская,
местами блистательная по остроумию и исполнению.
С Вашего позволения, я скопирую себе Вашу Поэму - но я назвала бы её "повестью" - чтобы почитать, подумать, полюбоваться...
Сложно такую политекстовую вещь воспринять сразу в целом в одно чтение... и надо подумать о соотношении внутренней драматургии и внешнего постановочного моноспектакля - визуального.Я как будто фильм смотрю - надо подумать, как это и почему такое впечатление...

Спасибо, Михаил!

И Ваши последние три стихотворения (Лес) мне запомнились.
Ещё раз благодарю,
Ваш(а)
Ручеёк-Пектораль*))).

Мануал   27.05.2013 21:41     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо!
О классиках "не могет быть и речи" - образованности (гуманитарной) не хватает! Писал, чтобы оставить свидетельство очевидца, был перерыв в два-три десятка лет, думал, что бросил, но похвала одной леди, которую я очень высоко ставлю в поэтическом и человеческом отношении (но мы совершенно расходимся в политическом), толкнула меня продолжить и закончить.
Равнодушие публики (кроме моих друзей) меня, честно говоря, угнетает. Всё-таки я не поэт, а любитель!
Вам - огромное спасибо за поддержку, но не преувеличивайти - меня жребий среднего любителя (сиречь графомана) совершенно не пугает. Я - инженер, и, думаю, действительно неплохой.

Михаил Галин 2   27.05.2013 22:59   Заявить о нарушении
Кстати, мне кажется, что Вы бы замечательно озвучили мою песенку городской бабы Яги (волшебницы-девчонки)?
;)

Михаил Галин 2   27.05.2013 23:01   Заявить о нарушении
Дайте текст, сюда, в комментарии, я посмотрю,
что можно и в моих ли это возможностях))).

Здоровья Вам, Лёня сказал, у Вас есть книжка, я готова
дать свой адрес, чтобы Вы мне её выслали в подарок за то,
что я такая есть, а я подарила бы Вам свой сборничек
малюсенький (единственный, тираж всего сто щтук, своим коштом
сделано в 2002м).
У меня только один нормальный действующий почтовый ящик,
на имя сына, на странице Пектораль Сатира - туда можно отправить письмо автору,
и в нём все личные подробности, при желании и необходимости.
Ваша,
Лариса.

Мануал   31.05.2013 08:26   Заявить о нарушении
Лариса, это удивительно, как двум людям почти одновременно приходят одни и те же мысли. Я независимо от Вас приготовил Вам две свои книжки – именно в подарок «за то что Вы такая есть»!
Но я сделал больше. Что бы «вернуть Вас на Землю после неумеренных похвал моей поэме, я убедил своего друга, удивительного поэта, Виктора Калитина, подарить Вам его поэму – вот это действительно уникальная вещь! Книжки готовы, ждал только Вашего появления, чтобы запросить адрес. Посмотрите на стихи Виктора – это истинный поэт, хотя и немного небрежный: http://www.stihi.ru/avtor/vikset
Вот песенка, она есть у меня на странице в Сборнике «Песенки»:

ПЕСЕНКА ГОРОДСКОЙ БАБЫ ЯГИ

Я ценю комфорт – и быт свой
Не сменяла б на полет,
Но копыто любопытства
Землю роет, в путь зовет.
И затмив лесные страсти
И честнЫе чудеса,
Мне поют теперь о счастьи
Городские голоса.

Манит сказка городская,
Завлекает на ходу –
Может быть, потом раскаюсь,
Ну, а может быть найду!
В паутине перепутий
Я не знаю, как мне быть:
То ли омут взбаламутить,
То ли чаем напоить?!

Сердобольный стольный город
Улыбается во сне –
То ли счастье, то ли горе,
То ли верить, то ли нет!
Захочу, уйду в сторонку,
Захочу – сведу с ума!
Помогите мне, девчонки,
Я запуталась сама.

Затуманились приметы,
Одурманивает страх:
То ли чистая монета,
То ль нечестная игра?!
И рыдает над планетой
То ли дождик, то ли душ –
И внимает песне этой
То ли мальчик, то ли муж!

Михаил Галин 2   31.05.2013 11:11   Заявить о нарушении
Спасибо, я ответила туда, откуда Вы отправили,
напишите, получили ли Вы мой ответ).
Хорошего дня Вам,

Мануал   31.05.2013 11:39   Заявить о нарушении