Сонет 165 Вагнер
Шлифует партитуру дирижёр -
Все ноты собирая воедино,
Которые споёт послушно хор.
Не звуковую пишет он картину,
А гладью вышивает по канве…
Сакральное стремление Маэстро –
Не командармом, ставшим во главе,
А главным нервом мощного оркестра –
Неповторимо слаженный настрой,
Плач скрипки с грозной медью духовой,
Движеньем губ заставить встрепенуться,
И даже взглядом сделаться творцом…
Заставило впервые повернуться
Не к публике, а к музыке лицом.
*) Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями,
повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер,
но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот,
обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра.
(Википедия)
Впрочем, есть и такое свидетельство, что этим первым был великий Бетховен ,
на премьере своей 9-й симфонии.
Свидетельство о публикации №113052503184