Напиток сатаны

Закат грозил спалить ночное небо,
И словно раня темень, кровью замарал
Надгоризонтовой обители подвал,
Хотя её рабом ни разу не был.

Не вырваться из бездновых объятий,
Да и попыток предпринять не захотел
Себя почувствовавший в этой темноте
Властителем над бестиевой статью.

Вальпургиевой ночи заточенье
Не выпускало воли вольной из страстей.
Дьяволиада соблазняющих мастей
Играла суетой разоблаченья.

Огонь, роняя капли искушений
В бездонный кубок изобилия вины,
Преподносил напиток страстный сатаны
Желанья муча до изнеможенья.

                24.05.2013

Краткий анализ стихотворения
1. Заголовок: отсутствует (дата «24.05.2013» выполняет функцию датировки).
2. Тема: борьба света и тьмы, искушение, внутренняя несвобода и парадоксальное ощущение власти в плену страстей.
3. Основная мысль: лирический герой осознаёт себя пленником тёмных сил и страстей, но при этом ощущает себя «властителем» в этой тьме; образ ночи становится пространством искушения и дьявольской игры.
4. Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной символикой и метафоричностью.
5. Тип речи: лирическое размышление с элементами описания (картины ночи, образы искушения).
6. Композиция:
1;я строфа: образ заката, «ранящего» тьму; мотив неволи и одновременно независимости («рабом ни разу не был»).
2;я строфа: признание несвободы и добровольного отказа от борьбы; парадокс — ощущение власти в темноте.
3;я строфа: отсылка к Вальпургиевой ночи (символ разгула нечистой силы); мотив заточения воли в страстях.
4;я строфа: образ огня и «напитка сатаны» как символа искушения, доводящего до изнеможения.
7. Средства связи предложений:
лексические повторы («тьма», «ночь», «власть», «искушение»);
синтаксический параллелизм и анафоры;
местоимения и притяжательные формы («её», «себя», «этой»).
8. Средства выразительности:
метафоры: «закат грозил спалить ночное небо», «кровью замарал», «бездновые объятия», «огонь, роняя капли искушений»;
эпитеты: «надгоризонтовая обитель», «бестиевая статья», «соблазняющие масти», «страстный напиток»;
символы: закат/ночь (граница света и тьмы), Вальпургиева ночь (разгул нечистой силы), кубок вины (искушение и грех);
олицетворения: «закат грозил», «ночь заточенье не выпускало»;
архаизмы и книжная лексика: «обители», «бестиевой», «мастей», «изобилия» — создают мрачно;торжественную атмосферу;
инверсия: «раня темень», «себя почувствовавший в этой темноте».
9. Размер и рифма:
стихотворный размер — преимущественно четырёхстопный ямб;
рифмовка перекрёстная (АБАБ), рифмы в основном мужские и женские, точные.
10. Общий вывод:
Стихотворение построено на контрастах света и тьмы, свободы и несвободы, власти и пленения. Через сложную символику и насыщенную образность автор передаёт состояние лирического героя, погружённого в мир искушений и мрачных страстей, где даже в плену он ощущает себя властелином. Тональность — мрачная, мистическая, с отчётливым романтико;символистским оттенком.


Рецензии