Весёлый счёт

               
               
  Книжка для детей
 в стихах о счёте, цифрах, числах               
 и действиях с ними

      Был я маленьким когда-то,
      Лишь начну считать и в рёв.
      Пусть поможет вам, ребята,
      Эта книжка. Ю. Чичёв.

      И девчонкам. И мальчишка
      Я старался угодить.
      Кто прочтёт всю эту книжку,
      В школу может не ходить!

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСТНЫЙ СЧЁТ

     Кто умеет считать?
Первый раз в детский сад
Мамы привели ребят.

Повар тётя Настя
Им сказала:
– Здрасьте!
Ой, какие малыши,
Сладкие конфеточки!
Хоть картинки с вас пиши,
Золотые деточки!
Нынче всем по пирожку
Я к обеду испеку. –
Улыбнулась им она
И спросила:
– Только
Пирожков-то я должна
Приготовить сколько?
Кто решит задачу эту,
Заработает конфету!

Воспитательница Вера
Павловна по отчеству
Улыбнулась:
– Ну, наверно,
Всем конфету хочется?
Кто считать умеет?
– Я! –
Выпалил Никитка.
– Хорошо. Сейчас твоя
Первая попытка.

Посадила всех в кружок:
– Ну, давай, считай, дружок.

–Раз, пять, восемь…– стал считать,
Стали дети хохотать.
Прекратил Никитка счёт,
А потом как заревёт.

–Неудачная попытка.
Ничего, не плачь, Никитка.
Кто еще считать желает?
Вика руку поднимает:
–Я считать детей в кругу
Только с бабушкой могу!

А за ней вскочил Антошка:
–Я могу уже немножко…
Посчитать… до одного:
Раз! – и больше ничего…

Вера Павловна сказала:
–Я от ваших мам узнала,
Что считать пока что вы
Не умеете, увы.
Дам сегодня на прощанье
Вам домашнее заданье,
Чтобы счёт могли вести
Не до двух – до десяти!
А пока что за работу,
Мы начнем учиться счёту!

В этой книжке я сейчас
Прочитаю вам рассказ;
Фантастический рассказ –
И про цифры, и про нас,
И про кой-кого из вас…

Тихо, книжка началась!..



      Никиткина учёба

           НОЛЬ
Первым в счете будет НОЛЬ,
К счету ключ он и пароль.
От нуля, как от черты,
Счёт начнём  и я, и ты.    

Я сижу, как Аладин
С лампой в комнате один.
Одно яблоко. Одна
За окном висит Луна.
Начинаю счёт: «Один…»
И сижу, как Аладин.

          ДВА
 Я один. Я – единица.
Если присоединится
Кто-нибудь ко мне сейчас,
Значит, двое будет нас.
Посчитаю: «ОДИН, ДВА…»

Приоткрылась дверь едва
И несмело за порог
В комнату шагнул щенок –
Спаниель по кличке Бой
Поиграть пришел со мной.

Рот – один, нос – один,
Глаза – два и уха – два,
Вся в кудряшках голова.
 ОДИН, ДВА, ОДИН, ДВА…

       ТРИ
Заигрался со щенком.
Вдруг вкатился белый ком,
Замяукал… Это мой
Кот Горбушка дорогой!

К двум друзьям еще один
Прибавляется.
Трое нас теперь друзей
Получается!

Посмотрите на картинке:
Я сижу по серединке,
Слева зверь и справа зверь.
Сколько здесь друзей теперь?
Повнимательней смотри
И считай: ОДИН, ДВА, ТРИ…

         ЧЕТЫРЕ
–Я считать умею, папа!
Удивился папа:
– Да?
Посчитай у Боя лапы
Ты, пожалуйста, тогда.

–Посчитал! Один, два, три…
–Ну-ка, счет свой повтори, –
Говорит мне папа, –
А это что за лапа?

И ответил я чуть слышно:
–Эта лапа будет лишней.
–Ха-ха-ха!
–Ой-ой-ой! –
Все смеются надо мной:               
–Как смешно у сына вышло:
Бедный пёсик с лапой лишней!

Мама промокнула слёзы
И сказала мне серьёзно:
–Знай, сынок, повсюду в мире
У животных лап – четыре!
Завтра я до десяти
Научу тебя считать.
А сейчас, малыш, прости,
Поздно и пора в кровать.

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ…
Бродит дрёма по квартире…

        ПЯТЬ
День сегодня выходной.
Мама рядышком со мной.
Снова я учусь считать,
Что б чуть-чуть умнее стать.

 Ну, сынок, сожми в кулак
Свои пальчики. Вот так!               
Пальцы отгибаются,
Счёт наш продолжается.
Большой отогнули –
ОДИН! –
Толстенький господин;
За ним, обязательно,
Указательный –
ДВА!
Потом средний –
ТРИ!
За ним предпоследний –
Безымянный,
Непослушный окаянный –

ЧЕТЫРЕ!
И мизинец – молодец-
Отогнулся, наконец –
ПЯТЬ!
Всё сумел я сосчитать!
Вот какая у меня
Получилась пятерня!               

       ШЕСТЬ
–Дальше хочу я считать по порядку.
–Только сперва разгадаем загадку:
«Две головы и шесть ног» -
Что это значит, сынок?
– Может быть, Змей Горыныч?
– Нет, ошибаешься, сыныч:
Просто наездник, конь и седок,      
Две головы у них и шесть ног.
В память старайся свою занести:
ШЕСТЬ называется после пяти!

ОДИН, ДВА, ТРИ –
Ой, не торопи! –
ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ! –
Всё занёс, как есть!

          СЕМЬ
–Продолжим счёт. В семье у нас
Народу сколько, сын, сейчас?

Я называю, а ты всякий раз
Счёт увеличивай, не торопясь.

Дедушка Веня…
–ОДИН!
–Дедушка Сеня…
–ДВА!               
–Бабушка Люся…
–ТРИ!
–Бабушка Дуся…
–ЧЕТЫРЕ!
–Я, твоя мама…
–ПЯТЬ!
–Папа наш самый, самый…
–ШЕСТЬ!
–И ты, наш сыночек, сам.
–А как посчитать меня, мам?
–А ты будешь СЕМЬ!
–СЕМЬ! – это я!
Значит, все вместе – СЕМЬЯ?!

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,
ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ!
Замечательно!
          ВОСЕМЬ
– Взрослых много. Детей маловато.
Знаете что, купите мне брата.

Мама засмущалась,
Мама засмеялась,
Погрозила пальчиком:
– Будь послушным мальчиком!
Вот насупит осень
И нас будет ВОСЕМЬ.

–Ура! Расчудесно!

ДЕВЯТЬ
Что же дальше делать?
– В счет включаем ДЕВЯТЬ!
Ты один прибавь к восьми
И девятку в счет возьми.
Всё растет и растёт
Удивительный счёт.
Попробую проверить:
ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,
ШЕСТЬ, СЕМЬ, ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ!

          ДЕСЯТЬ
–Ну, - сказала мама, -
–Ты академик прямо.
Теперь до ДЕСЯТИ
Сумеешь счёт вести.

–Скажи мне, мама, только:
Десять – ЭТО СКОЛЬКО?

 Мама брови подняла,
Мама руки развела:
– Ну, Никитка, молодец! –
Громко позвала:
– Отец!
Отвечать изволь-ка,
ДЕСЯТЬ – это сколько?

Папа был как раз в прихожей,
Собирался в магазин.
Скорчил нам смешную рожу:
– Так, сейчас сообразим! –
Показал нам две руки:
– Эй, вы, чудо-чудаки!
Внутри моих перчаток
Сидит ОДИН ДЕСЯТОК!
В левой – ПЯТЬ и в правой – ПЯТЬ!
До обеда вам считать!
Ту-рум, ра-ра,
Мне в магазин пора!            
      Научился!
Пообедал и – в кровать.
Я и здесь могу считать:
ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,
Солнышко мешает спать,
ШЕСТЬ, СЕМЬ, ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ, ДЕСЯТЬ,
Надо окна занавесить!

После сна играю в счёт,
Время так быстрей течёт:

Словно в сказке Аладин,
Дома я сижу один,
ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,
Я сейчас один в квартире,
ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ,
Я один совсем,
ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ, ДЕСЯТЬ!
Буду куролесить!

Куролесил, куролесил
И фонарь под глаз подвесил.
Всё! Кончаю куроле… –
Ждет раскраска на столе.

Здесь пока поставим точку.
Вера Павловна вам хочет,
Дети, что-то рассказать.
Автор будет отдыхать.               
 Сколько ж надо пирожков?

Вера Павловна к Никитке
Обращается опять:
–Объявляется попытка
Снова группу посчитать.

–Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять,..
Всё! – сказал Никитка, – Десять!–
И замолк. И ничего.
Недосчитанные дети
Смотрят косо на него.
Счётчик помрачнел, как туча:
–Недосчитанных тут куча…

Вера Павловна сказала
Сразу, как малыш затих:
–Ничего, начни сначала,
Посчитай и остальных.

Он считал. Ребята хором
Повторяли счёт за ним.
Значит, скоро, значит скоро
Пирогов мы поедим!
Досчитали – снова десять.
Без остатка. Всё! Ура!

Это важное известие
Узнали повара:
– Два десятка! Без остатка!
Ставить пироги пора!

Тётя Настя тесто месит:
– Дважды десять! Дважды десять!
Будут, будут хороши
Пироги вам, малыши!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЦИФРЫ И ЧИСЛА

  Кто придумал цифры?

Вера Павловна ведёт
Дальше нам рассказ про счёт.
Что-то со стола взяла.
–Ой, какая пастила!
–Нет, ребята, это мел,
Для учебных служит дел. –
Держит мел она в руке,
Пишет, пишет на доске
Закорючки-шифры:
–Познакомьтесь, ЦИФРЫ!
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

  Как в древнем веке считали греки

В древнем мире, в древнем веке
Цифр не знали даже греки,
И поэтому вели
Счёт народы, как могли.

Вот решил один Мудрец
Посчитать своих овец.
Посчитал он стадо.
Счёт запомнить надо.

По числу овец зарубки
Нанесу на посох свой!
Но сломался посох хрупкий.
Ненадёжен счёт такой.
Тяжелее сделать посох?
Не годится, видно, способ.
Нужно выдумать другой.
               
Он  решил совсем иначе
Эту сложную задачу:
Десять камушков в мешочек
Положил тогда хитрец.
–Ну, теперь могу и ночью
Сосчитать своих овец.
У меня их ровно десять!
А куда мешок повесить? –
Нацепил его на пояс:
–Вот, теперь не беспокоюсь.
Думать надо головой:
Всё моё ношу с собой!
Как продам овечек пару,
Так два камушка долой.
Если вдруг куплю отару –
Вся войдет в мешочек мой.

Да, а тысячу овец?
Призадумался Мудрец.
О, на глиняной дощечке
Ровной, гладкой и сырой
Нарисую я овечек
И припрячу в кладовой.

Но скажите-ка на милость,
На дощечке уместилась
У него одна овца.
Не видать трудам конца!

Поброжу-ка я по свету,
Может, где какой народ
Уж решил задачу эту
И считает без хлопот?

Долго странствовал Мудрец.
И нашел он, наконец,
У арабов цифры эти.
Познакомьтесь с ними, дети!

  «Любимчик» Фараона

Жил-был Араб умом не слаб
Давным-давно на свете.
Что видел, все подряд араб
Любил считать, заметьте.
Его назначил Фараон
Учётчиком Египта.–
 Ну, все, - тогда подумал он, -
Вот здесь, бедняга, влип ты!
Он всю страну прошел пешком
С огромным за спиной мешком,
И где ни проходил он,
Считал верблюдов и слонов,
И пирамиды и  рабов,
И в Ниле крокодилов.
Считал, здоровья не жалел,
Всех встречных-поперечных,
И тяжелел, и тяжелел
Его мешок заплечный.

И понял он, что этот счёт
Его до смерти доведёт.

Он притащился ко дворцу
И в ноги Старшему Жрецу
Нижайше поклонился
И с просьбой обратился:
–Пусть Фараон издаст указ,
Чтоб каждый житель наш тотчас
Свою семью,  свой скарб и скот
Отдельно в камушках сочтет,      
Разложит здесь по кучам.
А мы сочтём и все учтём,
И сохраним их тут притом,
И всех считать научим…

–Ну вот, еще один мудрец, –
Сказал, ему не веря, Жрец, –
В чем, объясни мне всё же,
Твой замысел, ничтожный?!
– Попробуй, Жрец, как нелегка
Учётчика работа:
Болит спина, болят бока.
Я нёс мешок издалека,
Я шёл и мучился, пока
Не понял тайну счёта!

В пустыне дальней, в тишине,
Открылась тайна счёта мне!
Я от восторга был в слезах!
И даже в собственных глазах
От гордости я вырос.
Тащи сюда папирус!

          ЦИФРЫ
      (Рассказ Араба)

Молился Солнцу – Богу Ра
В пустыне я с утра.
Потом я встал к нему спиной
И вижу: тень передо мной
От ног моих легла
Прямая, как стрела.

Я тени этой господин,
Нам не разъединиться.
Ты, тень, одна, и я един,
Моя ты ЕДИНИЦА!      

Будь камни легкие, как тень,
Домой вернулся б через день.
Вот тут меня и осенило!
Я понял, в чём познанья сила:
Кто высшего достиг уменья,
Тому не надобны каменья!
Я камень заменяю знаком,
Который годен в счёте всяком!

– Да, молвил Жрец, - Ты врать мастак.
Вот палачу подам я знак,
И он от пяток до плеча
Пометит кончиком бича
Твою, бездельник, шкуру,
Чтоб ты не хвастал сдуру…

–Нет! – перебил Араб Жреца, –
Дай объясню я до конца
Мое изобретенье,
Чем заменить каменья.

Я был в пустыне одинок.
Жара меня валила с ног,
Но, на коленях стоя,
Я пальцем по песку водил
И всякий раз я находил
Решение простое.

–Презренный раб! Несешь ты чушь!
Но дам тебе папирус, тушь
И кисточку. Попробуй
Спасти себя от гроба.
Давай, бездельник, докажи,
Но если только миражи
Увидел ты в пустыне,
То  знай, что сгинешь ныне!
         
    ОДИН (ЕДИНИЦА)
–Вот ЕДИНИЦА – первый знак.
Как тень стоит она вот так: 1,   
А сверху слева – носик
Она короткий носит,
Чтоб помнить: от ее спины
Все цифры справа встать должны.

    ДВА (ДВОЙКА)
Теперь о, Жрец, мой господин,
Прибавим к одному один.
Смотри: баранья голова,               
На ней растут два рога.
Похожа будет цифра ДВА  2
Пускай на рог немного.
А хвостик – шерсти завиток –
Для всех напоминанье,
Что нам баран создать помог
Сей цифры начертанье.

  ТРИ (ТРОЙКА)
Теперь я нарисую лук
Из двух соединённых дуг.
В нем два конца и середина,
Где дуги вяжут воедино.
Считай три точки и смотри:
Лук превращаю в цифру ТРИ   3   

   ЧЕТЫРЕ (ЧЕТВЕРКА)
–Ну, а ЧЕТЫРЕ? – молвил Жрец. –
Что здесь придумал ты, хитрец?

–Египтом правит Фараон,
На золотой усевшись трон.
Четыре тронные опоры
Для этой цифры будут впору!

Чтоб не обидеть Фараона,
Переверну рисунок трона.   
Четыре начерчу черты,
Смотри внимательнее ты:
Одна |, и две| |, и три |_|, четыре: Ч.
Такою жить четверке в мире.

     ПЯТЬ (ПЯТЕРКА)
– А ПЯТЬ?
– Торопишься опять!
Четыре пальца вместе сложим
И на папирус их положим.
В сторонку пятый отведем
И аккуратно обведем.
Сперва четыре очерчу,          
Потом и пятый обхвачу –
И цифру ПЯТЬ я получу! 5
– Мудрено излагать ты начал.
– Тогда я объясню иначе.
Что надевает Фараон,
Когда садится он на трон?
Глянешь сбоку – Цифра  5
Будет золотом сиять,
Отражая Солнца свет.
Прав, скажи, я или нет?

–Да, – подумав, молвил Жрец, –
Тут, Араб, ты молодец!
Сила власти Фараона
В цифре пять заключена.
Пять – величия корона
И его величина.
               
   ШЕСТЬ (ШЕСТЕРКА)
–С шестеркой было мне сложней,
Но все же справился и с ней.
 Я шел и думал много дней,
Как мне к ней подступиться?
А помогли мне шесть коней,
Впряженных в колесницу.
И оказался выход прост:
Вот колесо: О, а вот и хвост: 6.

    СЕМЬ (СЕМЕРКА)
–А СЕМЬ? – И голос у Жреца
Суровей стал и строже.
–Взгляни на серп в руке жнеца, –
Сказал Араб.
–И что же?
–Здесь серп – один, и ручка – два,
Вокруг пять пальцев сжаты.
Таким вот цифра быть должна
Напоминаньем жатвы.               
На цифру СЕМЬ мы поглядим:  7,
Запомним, чей мы хлеб едим.

   ВОСЕМЬ (ВОСЬМЕРКА)
Араб:
–Уж так у нас заведено,
Ты видел не однажды:
В мешки ссыпается зерно,
По ВОСЕМЬ ведер в каждый.
Как легче справиться с мешком?
Носильщик крепким ремешком
Мешок утянет поперёк,
Чтоб тот ровней на плечи лёг,
И вскинет на спину мешок,
И держится за ремешок,
Неся скорей к амбару
Наполненную тару.
            
Суть этой цифры не мудра:
Два по четыре в ней ведра,
В итоге будет ВОСЕМЬ: 8.
Встать за семеркой просим.

   ДЕВЯТЬ (ДЕВЯТКА)
 Жрец:
–А что ты дальше будешь делать?
Теперь на очереди ДЕВЯТЬ.
Араб:
 – Чтоб этот провести урок,
Мне нужен небольшой шнурок,
Доска иль плоский камень
И ты с двумя руками.
На правой пальцы сжал в кулак
И положил его вот так:
               
Большой же палец оттопырь.
Вот и девятая цифирь!
               
Жрец возмутился:
– Где же?
Показывай, невежа!
–Еще не кончил я урок.
Теперь возьмемся за шнурок:
Пять пальцев, сжатые в кулак,
Шнурком я обведу вот так –
Получится кружок.
Четыре пальца на другой
Руке я обведу дугой –
И кончился шнурок.
И девять пальчиков как раз
В ловушке спрятались у нас: 9.
Теперь ты руки убери
И цифру ДЕВЯТЬ повтори
Шнурком иль кистью. То-то!
Вот вся моя работа!
       
   Цифры кончились. Что дальше?

Жрец:
–Как вся?! А дальше чем вести
Нам запись выше девяти?
Как мы запишем сотню?
Зря только время отнял!
Какою цифрой ты готов
Нам обозначить всех рабов,
А их у нас сто тысяч?
Нет, надо тебя высечь!

–Прости, о Жрец!– Араб к земле
Припал смиренно сразу. –
Совсем забыл я о  НОЛЕ
Для полного рассказа.

–О чем? А ну-ка, встать изволь
И объясни мне, что за НОЛЬ?
Что выдумал еще ты?
Тебя давно бы кинул псам,
Когда бы не искал я сам
Великой тайны счёта.
Но так и быть, в последний раз
Позволю завершить рассказ,
А там уж или -  или:
Иль сможешь знаменитым стать,
Иль будешь зубы ты считать
У крокодилов в Ниле!

  Рассказ Араба о НОЛЕ

НОЛЬ означает НИЧЕГО.
Лишись ты жезла своего –
И у тебя нет жезла,
Была вещь, да исчезла.

В пустом кувшине нет зерна,
Воды – в пустом колодце,
Внутри кольца – дыра одна,
Ей цифрой стать придётся.
Пускай послужит нам дыра,
Возглавить цифры ей пора.
И круг, или колечко,
Встает в их ряд навечно.

Итак, кольцо мы обведём
И назовем сей знак НОЛЁМ:  0.
Пусть пишется поуже,
Чтоб хвастался не дюже.
А в цифрах это значит,
Что счёт ещё не начат.

Теперь поставим их подряд:
0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Красиво как они стоят!
Всех цифр не много – десять,
Но эта маленькая рать
Все в мире может посчитать,
Измерить всё и взвесить!

– Опять ты хочешь обмануть?! –
И Жрец ему нацелил в грудь
Свой жезл острее пики.

– Ну, погоди, Великий!
Цифр, правда, десять.
Дальше будут числа.
И НОЛЬ – творец, и в нем –
Вся тайна смысла!
               
Смотри, что может сделать он.
НОЛЬ в войске чисел – полководец,
Один – ничто, пустой колодец,
А вместе с цифрой – Фараон!

Что единица? Так, пустяк – 1,
Но вот за ней я ставлю знак,
Казалось бы, еще пустей – 0.
И что же происходит с ней?
Увеличенье в десять раз!
Число явилось десять:  10.

Не торопи ты мой рассказ
И не спеши повесить.

Вот назову я счет любой,
Ты тут же назовешь другой,
Побольше хоть на каплю,
Ведь правда, Жрец, не так ли?

–Ну, это ясно и ослу, –
Промолвил Жрец. – Понять не сложно:
К любому крупному числу
Такое же прибавить можно.

– Правильно! – сказал Араб,
Что умом у нас не слаб,
И продолжил мысль Жреца:
– Ведь у чисел нет конца!
И на числа все никак
Свой не выдумаешь знак.
Никаких умов не хватит
И назвать, и записать их.
         
Десять пальцев на руках
Дал нам Бог не просто так.
Ведь от них людское племя
В незапамятное время
Начинало устный счёт.
Счёт, разбитый на десятки,
Человек давно ведёт.
Из десятков может он
Сто сложить и миллион.
Ну а я открыл всего лишь
Написанья их закон.
Я придумал десять цифр –
Вот и весь мой счётный шифр.
Все решается отлично
По системе десятичной!

За длинный мой рассказ прости.
Запомни правило простое:
Из цифр всего лишь десяти
Число составится любое!

 Знакомьтесь: десятки, сотни
         и прочие миллионы

Продолжить я рассказ спешу.
Итак, вот ДЕСЯТЬ (10). Попрошу
По цифре к ряду прибавлять,
Второй десяток набирать:
11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19.
Потом напишем ДВА и НОЛЬ,
И ДВАДЦАТЬ – 20 – получить изволь.
А ТРИ с НОЛЕМ дадут нам ТРИДЦАТЬ – 30,
А после – СОРОК – 40, ПЯТЬДЕСЯТ – 50.
И дальше к сотне устремится
Двузначных чисел стройный ряд.
Смотри, секрет мой очень прост:
НОЛЬ в десять раз дает прирост:
               
   60; 70; 80; 90…
И вот сумели мы дойти
До ДЕВЯНОСТА ДЕВЯТИ – 99.
Добавь ОДИН и будет СТО.
И здесь решение прост;:
Изобразим за единицей
Мы два ноля – 100. Как не гордиться
Теперь из трёх цифирь числом?!
Его трёхзначным назовем.

А дальше так же поступай,
По единице прибавляй:
Вот СТО ОДИН – 101, сто два –102, сто три – 103,
Вот сто четыре –104… дальше – тоже.
Десяток первый добери
(105; 106; 107; 108; 109; 110),
за ним второй набрать несложно.
Опять ДЕСЯТКАМИ пойдет
От сотни к сотне чисел счёт.
130, 140…. 200;
201; 202…299; 300; 301; 302…399;
400…500…600…700…800…900;
901…999.
Пиши. Как будет три девятки – 999,
Они с тобой не станут в прятки
Играть. Прибавишь к ним ОДИН
И встанет, словно исполин,
ЧЕТЫРЁХЗНАЧНОЕ число:
Вот  ЕДИНИЦА, как весло,
И три НОЛЯ – четыре знака:
              1000
Так  это ТЫСЯЧА, однако!

Коль будешь дальше счёт вести,
То доведешь до десяти –
          
Сначала тысяч, после – сотен.
А там, с шестью НОЛЯМИ, плотен,
Как войска ряд, ждет миллион:
          1 000 000.
Но нас заждался Фараон!

–Постой! – промолвил Жрец. – Что толку
В папирусе или по шёлку
Писать безмолвных чисел ряд?
О чем они нам говорят?

–О, по дороге во дворец
Я расскажу тебе, мой Жрец,
О чудных свойствах чисел
И действиях над ними,
Чтоб ты себя возвысил
Над многими другими.

Простим Арабу его лесть.
А в честь чего?
Да в чисел честь!

   Гнев Фараона
Фараон сидел на троне,
Взгляд уставил фараоний
Он в Араба и Жреца,
Молча слушал до конца.
На папирус поглядел –
Взгляд его похолодел:
–Это что ещё за штучки?
Для чего мне закорючки?
Цифры? Числа? Ерунда!
Пусть считает, как всегда!
Неизменной остается
Жизнь под знаком Бога-Солнца!
               
–Но ведь люди, царь Земли,
Жить полегче бы смогли…

Закричал тут Фараон:
–Уходи из царства вон!
Что ты, гнусный раб, принёс?!
И зачем суёшь под нос
С закорючками папирус,
Порази тебя Осирис?!
Для чего мне закорючки?!
Ты мои богатства лучше
Подсчитал бы, доложил…
Нет, ты скверно мне служил!
Сжечь папирус! Дать плетей!
Чтоб никто таких затей
Не выдумывал для счёта!
А писаку – за ворота,
Привязать его к столбу
С черной тряпкою на лбу!
Пусть народ дивится,
Что за ЕДИНИЦА! –
Захихикал Фараон
И махнул рукою:
– Вон!

Был ленивый Фараон,
Не хотел учиться он.
Знали б, милые вы дети,
Сколько бед стряслось на свете
За прошедшие года
Из-за лени – никогда
Не ленились бы тогда!

Араб ушёл. Но на ремне
Он вырезал все знаки.      
И очень скоро в той стране
Узнал о цифрах всякий.
И Грек-мудрец узнал о них.
Он счёту научился
И, сочинив об этом стих,
Во сне ко мне явился.
Тут охватил меня экстаз,
И под диктовку Грека
Я записал его рассказ
Из Бронзового Века.

А так ли было, иль не так
На самом деле это,
И самый мудрый в мире маг
Не сможет дать ответа.

Никто о том не скажет нам.
Ну что ж, пора и к пирогам!
Садитесь, уминайте
И всё запоминайте!
            
  Уроки в детском саду

      Второй десяток
Снова сели все в кружок,
Как ромашки на лужок.
Вера Павловна продолжит
Занимательный урок.

Вы усвоили, ребятки:
Счёт ведется на десятки.
Досчитал до десяти,
Дальше надо счёт вести.
Прибавляй по одному
Ты к десятку своему.
Как? Опять я загляну
На минуту в старину.

Цифр народ еще не знал,
Но десятками считал.
Только длинно получалось,
Неудобно было малость:
     Один-на-десять,
     Два-на-десять,
     Три-на-десять…
Ох, ты, батюшки, устал!…
После этого десятка
Надо отдохнуть с устатка,
Потому что наш язык
К слогу складному привык.

И тогда решили люди:
А давайте-ка мы будем
Вместо десять молвить «дцать»,
Чтоб удобнее считать.             
Вот теперь оно годится!
Значит, если единицу
Да прибавить к десяти,
Нужно как произнести?
Один-на-дцать – ОДИННАДЦАТЬ!
Единицы две приложим,
Складно слово молвим тоже:
Две-на-дцать – ДВЕНАДЦАТЬ!

Следом три,
Три-на-дцать – ТРИНАДЦАТЬ
Затем – четверка
(На четверке – оговорка:
Буква «е» здесь не успела
В слово влезть и отлетела) –
Четыре-на- дцать – ЧЕТЫРНАДЦАТЬ.
Дальше нечего стесняться,
Легче стало получаться:
Пять-на-дцать – ПЯТНАДЦАТЬ,
Шесть-на-дцать – ШЕСТНАДЦАТЬ.
Семь-на-дцать  – СЕМНАДЦАТЬ,
Восемь-на-дцать – ВОСЕМНАДЦАТЬ,
Девять-на-дцать – ДЕВЯТНАДЦАТЬ
(Не хотел тут мягкий знак
В середину лезть никак:
– В середине тесновато,
Я в конце стою и так!).
Два десятка – это ДВАДЦАТЬ!
Всё! Сумели довести
Устный счёт до двадцати!

Ну, а в цифрах написать
Как же числа все на «дцать»?

Десять, вспомним, пишут как?
Единица – первый знак,
             1
А затем за единицей
Ноль, конечно, разместится:
      10 – десять.
А потом его – долой,
Ставим цифры ( по одной).
Цифры справа – улетают,
Второй десяток набирают:
ОДИННАДЦАТЬ –     11
ДВЕНАДЦАТЬ –      12
ТРИНАДЦАТЬ –      13
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ -    14
ПЯТНАДЦАТЬ –      15
ШЕСТНАДЦАТЬ –     16
СЕМНАДЦАТЬ –      17
ВОСЕМНАДЦАТЬ –    18
ДЕВЯТНАДЦАТЬ –    19
ДВАДЦАТЬ –        20
(Здесь за двойкой ставим НОЛЬ,
Он в свою вступает роль).

   Третий десяток

Если б мы в десятке третьем
Точно так же счёт вели:
     Один-на-двадцать,
     Два-на-двадцать…
Всё запутали б на свете
И сидели на мели.
Очень, стало быть, толковый
Наш народ придумал счёт:
У него за словом слово
В счёте ручейком течёт.

Поменял порядок слов –
Получилось, будь здоров:



               

Двадцать - да - один – ДВАДЦАТЬ ОДИН,
Двадцать – да – два – ДВАДЦАТЬ ДВА…
Как простая ерунда
Улетели все да - да.

Третий десяток, как и второй,
Вы наберете, шутя, за игрой.
Нет уж, попробуйте сами дойти
Вы с воспитателем до тридцати.
Тем, кто уже научился читать,
Я подскажу, как писать и считать:
Двадцать один – 21
Двадцать два – 22
………………………..
И так далее –
До тридцати досчитали вы: 30.

А теперь
Себя проверь: 
посчитай, не заглядывая в книжку,
и напиши числа от 20 до 30.

    Четвертый десяток

Опыт уже накопился у вас.
Четвёртый десяток считайте сейчас.
Смело начните, ошибки не в счёт.
Трудное дело не сразу идёт.

Я не без дела тоже сижу,
Снова читателям счёт подскажу.
В четвёртом десятке такая
Запись у нас цифровая:               
31 тридцать да один – ТРИДЦАТЬ ОДИН;
32 тридцать да два – ТРИДЦАТЬ ДВА:
       ………………………………………………….
39 тридцать да девять – ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ,
40
А четыре с ноликом –
Это будет сколько?
Как число мы назовем,
Где четверочка с нолем?
           ?40?
Может, нам его назвать
Так, как двадцать, тридцать?
Нет, на слух «ЧЕТЫРЕДЦАТЬ»
Вроде не годится.
А «ЧЕТЫРЕДЕСЯТЬ»? Или
Так вовек не говорили?
Ладно, снова загляну
За подсказкой в старину.

Повстречался в поле мне
 Всадник на лихом коне.
-Конь хорошо!
-Да больно дорог!
За него отдал я с;рок
Лучших из моих овец.
-Сколько ж это, молодец?
-Да четыредесять! Что ли
Иноземец ты? Отколе?
С;роками мы считаем
Соболей да горностаев.         
Так заведено у нас:
По четыредесять враз
Их кладут в чехол-сорочку,
Да завязывают прочно.
Вот и носит имя «с;рок»
Драгоценных шкурок ворох.
Полный сорок соболей
Мне пожаловал, ей-ей,
Государь за ратный труд…
Ну, прощай! Заботы ждут!
-Путь счастливый, молодец!
-Будь здоров и ты, отец!

Что ж, к числу вернемся СОРОК:
         40.
А десяток-то который
Мы начнем считать сейчас?
Пятый будет в самый раз.

Но теперь, ребята, сами
Молодыми голосами
Посчитайте вслух, прошу.
А я числа напишу:
   41; 42; 43…  … 49;
        50.
    ПЯТЬДЕСЯТ
Вот число очередное.
Догадайтесь-ка, какое?
Здесь одна из заковык:
Ну, хитрющий наш язык!
Легче будет на ПЯТИ
ПЯТЬДЕСЯТ произнести,
Потому что на ПЯТЬДЦАТЬ
Можно свой язык сломать.
            
   К сотне дружными рядами

Шестой десяток и седьмой,
Восьмой, потом девятый
Пройдут по струночке одной,
Как гвардии солдаты:

 51, 52…   …59, 60 (ШЕСТЬДЕСЯТ);
61, 62… ….69; 70 (СЕМЬДЕСЯТ).

Тут с воспитателем опять
Считать вам надо и писать,
С родителями дома
(Им с детства все знакомо):

71, 72…   …79; 80 (ВОСЕМЬДЕСЯТ)
81; 82…   …89; 90 (ДЕВЯТЬДЕСЯТ?)
           90.
Здесь снова чуть-чуть не просто:
Не девятьдесят – ДЕВЯНОСТО,
Хотя в старину так и так
Каждый считать был мастак.
Но, старине отдавая почёт,
По-современному выполним счёт:
 91 (девяносто один); 92; 93; 94;
95; 96; 97; 98; 99; ___?

10 Площадка пусть пока пуста
20 За знаком девяносто девять.
30 Мы не  спеша дошли до ста,
40 И вот что я хочу проделать:
50 В отдельный выпишем столбец
60 Всех командиров всех десятков,
70 Чтоб убедиться, наконец,
80 Что ноль и вправду молодец,
90 Несёт он службу аккуратно.
               
Десятки точно делит он,
И сотни с тысячами тоже;
От миллиона миллион,
От триллиона триллион
Всегда нолями отгорожен.
Он – страж системы десятичной
И страж, как видите, отличный.

Девять десятков у нас в девяносто,
Десять десятков сложатся в; сто!
             100
Маленький праздник у нас на странице:
В первую сотню сошлись единицы:
За единицей стоят два ноля –
С первым трехзначным числом вас, друзья!

  Прозрачное четырехзначное

«Сто, ста, сти, сот…» -
Подгонял словечки рот,
Помогал ему язык
И к названиям привык.

К разной цифре слово «СТО»
По-своему приросло:
Одна сотня – СТО – 100;
Две сотни  - ДВЕСТИ – 200;
Три сотни - ТРИСТА – 300;
(Гладко все и чисто).
Четыре сотни – ЧЕТЫРЕСТА – 400
(Совсем не заковыристо);
Пять – ПЯТЬСОТ – 500;
Шесть – ШЕСТЬСОТ – 600
И далее идет:
СЕМЬСОТ –700; ВОСЕМЬСОТ – 800;
ДЕВЯТЬСОТ – 900,
      
И вот
Красивое, прозрачное
Оно – четырехзначное
Первое число
Нолями обросло.
Сотня десятая:
Ноль – от десятка
Да два ноля – от ста –
Вот вам и тысяча –
Красота!
    1000.

  У  чисел нет конца
Нет у счёта остановки.
Даже самый-самый ловкий
И упрямый человек
Не управится за век –
Ведь у чисел нет конца,
Как начала у кольца.
И не хватит мне отваги
Их писать, писать, писать…
А издательству – бумаги,
Чтобы это всё издать,
Да читателю-бедняге
Где же времени-то взять,
Чтоб читать, читать, читать…
И считать, считать, считать…

    *     *     *
Словно крылышками птицы,
Шелестят мои страницы –
Это время мчится, мчится
И ворчит: «Болтать горазд…»





               

Завершать пора мне, что ли?
Мой урок продолжит в школе
Белый мел на черном поле,
Вам науку преподаст
АРИФМЕТИКУ. Она
В жизни каждому нужна.
Это греческое слово,
А по-нашему – ЧИСЛО!
Вот куда, ребятки, снова
Нас учиться занесло!

Вот и финиш. Не ворчите.
Кончен мой веселый счёт.
Дальше в школе вас учитель
По науке поведет.
Но, а всё же под конец
Мне нужны АРАБ и ЖРЕЦ.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
ВЕСЁЛАЯ АРИФМЕТИКА

Мы подошли почти к концу.
Вы помните, Араб Жрецу,
Свою показывая прыть,
Пообещал секрет открыть
Про чисел чудодействие –
Про их взаимодействие?
Теперь и вам узнать пора.
Садись поближе, детвора.

   Для чего все это надо?
Просто так, подряд, нет смысла
Переписывать все числа.
Но когда мы смотрим дом,
Надо знает его объём
И расчёт материалов,
Израсходованных в нём.

И когда дороги строим,
Самолёты и мосты,
И когда тоннели роем
Для метро, и ткём холсты,
И растим цветы в теплице,
Сеем хлеб, пасём стада,
Книг печатаем страницы –
Нам всю жизнь, везде, всегда
Нужен счёт, расчёт, учёт,
А без этого из крана
И вода не потечёт.
            
        Плюс да плюс
        (сложение)

Чтоб построить симпатичный
Дом уютный, дом кирпичный,
И потом в нём долго жить,
Надо кирпичи… СЛОЖИТЬ!

    *     *     *
Принесли грибы из леса.
Сколько их? Для интереса
СЛОЖИМ в кучу дар лесной:
Вот пакет неполный мой,
С верхом кузовок от папы,
Да еще опят из шляпы
Он добавил в общий счёт,
Дальше мамочка идёт –
У нее полна корзина,
А у Поли – половина,
Молодец, моя сестра.
Сколько вместе? Два ведра!
Даст УВЕЛИЧЕНИЕ
Всякое СЛОЖЕНИЕ!

   *     *     *
Кто решит задачку, детки:
Воробей скучал на ветке,
Он ОДИН был, одинок.
Прилетел к нему дружок:
– Почирикаем дуэтом?

Сколько стало птиц при этом?

Давайте запомним примера слова:
ОДИН да ОДИН получается ДВА.
               
Вместо «да» поставим знак,
Он напишется вот так:
Черточка вдоль – и ещё поперёк +,
Крестик волшебный загадочно лег.
               
Вам я представить его тороплюсь:
Добрый товарищ по имени ПЛЮС (+).

ПЛЮС, запомним мы отныне,
Значит «БОЛЬШЕ» по латыни.
Смысл у ПЛЮСА вот каков:
Стало больше воробьёв.
Работа его – СЛОЖЕНИЕ
Заслуживает уважения.

Вместо слова «ПОЛУЧИЛИ»
Две черты мы начертили (=),
И начерченное тут
ЗНАКОМ РАВЕНСТВА зовут,
Или, коротко, - РАВНО,
Что, конечно, все равно.

Один + один = два.
Дальше работает голова:
Цифру на место слова
Ставим и дело готово:
       1+1= 2. 
   *     *     *
Характер у знака равенства
Мне, например, очень нравится:
Слева и справа от знака
Части стоят одинаковые,
Равные по  величинам
( Запомни, будь молодчиной).

Значит, можете сами
Их поменять местами:
    2 = 1 + 1.
Или так они стоят,
Или так они стоят:
    1 + 1 = 2,
Все равно один и тот же
Мы получим результат!

   *     *     *
Вдруг спикировали с крыши
Пять весёлых воробьишек,
Присоединились к двум,
И пошел шурум-бурум!
Вносим предложение:
Сделайте сложение.
   2 + 5 = сколько?
Прибавляй по единице,
Все тогда сочтутся птицы:
     2 + 5 = 7.
2 и 5 – уважаемые
СЛАГАЕМЫЕ;
7 – результат, называется СУММОЙ
( Крепко об этом подумай).

У слагаемых места
Поменяй, пожалуйста:
  2 + 5 = 5 + 2 = 7.
Ничего не изменилось,
Та же сумма получилась!
Так ли ставь их друг за другом,
Иль меняй порядок, но
Ты одну и ту же сумму
Получаешь всё равно.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется!

      *     *     *
СЛОЖЕНИЕ – та же прибавка.
Вот, для примера, справка:
Я вырос за лето
На три сантиметра –
Значит, прибавилась высота –
Красота!
     *     *     *
Ещё стихотворение –
Задачка на сложение.

На скворечник сел скворец.
Закричал внутри птенец.
Потом ещё один птенец:
- Давай скорей еду, отец!
И следом – сразу два птенца,
И все кричат, зовут отца.
Затем кормила их скворчиха,
И стало в птичьем доме тихо.
Да сколько же, в конце концов,
В скворечнике живет скворцов?!

      *     *     *
Вот весёлая картинка:
Три вороны, два ботинка.
Ну, а вместе будет пять?
Так, друзья, нельзя считать.
Почему? Найдите сами
Точный, правильный ответ.

Ну а я за чудесами
Дальше мчу. Всем плюс привет!
            
        «А ну-ка, отними!»
             (Вычитание)
Семь  воробышков чирикали,
Вдруг стремглав умчались с криками,
Рыжей кошкою пугаемые,
Разлетелись все слагаемые.

Мой рассказ юмористический
Как пример арифметический:
         7 – 7 = 0.
Это новое задание
Называют ВЫЧИТАНИЕ.

     *     *     *
Праздничный торт на девять частей
Мама разрезала для гостей.
Семь человек за столом оказалось.
Сколько частей доедать мне досталось?
        9 – 7 = ?
Вычитай по одному
И узнаешь, что к чему.

То, из чего вычитается (9),
УМЕНЬШАЕМЫМ называется.
Мы задачку решали,
Мамин торт уменьшали.
А сладкое поедаемое
Было у нас ВЫЧИТАЕМОЕ (7).
Мне же, и вкусен, и сладок,
Достался еще и ОСТАТОК (2).
       9 – 7 = 2.
Телеграмма гостям заболевшим,
Праздничный торт не евшим:
«Спасибо, что заболели вы,
А то без остатка все съели бы».
Заслуживает почитания
Уважаемый Знак ВЫЧИТАНИЯ ( – ).

«МИНУС» в древнем Риме
Знаку дали имя
За его умение,
Что означает «МЕНЕЕ».

Может служить он
Хорошей приметой:
Вот поделился ты
С другом конфетой.
Было их две,
Осталась одна.
Но доброта твоя
Людям видна:
         
   2 – 1 = 1.
Если у друга эту
Кто-то отнимет конфету,
Я защищать его ринусь:
Это неправильный минус!
         
    1 – 1 = 0.

    *     *     *
Мыл машины. И газеты
В электричках продавал,
И к семейному бюджету
Кое-что приплюсовал.
А теперь я вычитаю:
Видаку предпочитаю
Турпоездку за рубеж.
Но на сникерсы, ребята,
Поистратил все деньжата.
Где ж вы, море с пляжем, где ж?!            
Вот какой случился минус.
Может, я пешочком двинусь?               

     *     *     *
Любое число от него самого
Отнимешь – получится НИЧЕГО!
Тот, кто запомнил, сразу поймет:
Ноль свое место в остатке займёт:
      7 – 7 = 0.
Вы это видели сами
В случае с воробьями.

     *     *     *
За стаканом стакан
Я из банки «вычитал»
Вкусный бабушкин компот,
И теперь пустая – вот!
               
5 - (1+1+1+1+1) = 0.

Если история вас позабавила,
Значит, и это запомните правило:
Любое число от него самого
Отнимешь – получится НИЧЕГО!

  Умножение – быстрое сложение

Отвезём в подарок детям
По два яблока в пакете.
Пять пакетов, пять ребят.
–Посчитай, - мне говорят, -
Сколько яблок нам всего
Надо будет для того?

Пять слагаемых по два!
Сосчитал едва-едва.
Ну а если б пятьдесят
Ожидало нас ребят?
Ты бы до сих пор копался,
Расставляя числа в ряд?

Складывают иногда
Числа равного значения,
И сложение тогда
Заменяют УМНОЖЕНИЕМ:
1   2   3   4   5
2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10;
      2 х 5 = 10.
С действием этим будем дружить –
Можно заботой себя не тревожить:
Сколько раз надо число вам сложить,
На столько и надо его вам умножить.

      2 яблока, 5 пакетов.
    Два на пять – это сколько?
        2 х 5 = 10
Ахнул плюс, перекосился,
В новый знак преобразился – Х –
И готов начать движение,
Чтобы сделать УМНОЖЕНИЕ.

   *     *     *
Купила по мороженному
Бабушка нам всем.
По одному, умноженному
На всю семью – на семь:
      1 х 7 =?

Одно мороженное –
Это МНОЖИМОЕ (1);
Знак умножения будет таков: ( х ).
Семь – это МНОЖИТЕЛЬ,
Столько едоков (1 х 7 = ?)
И вот – ПРОИЗВЕДЕНИЕ –
Сплошное объедение!
      1 х 7 = 7.
  Всем поровну (Деление)

Яйца красила бабуся
К Пасхе, ко Христову дню.
Рассказать вам не берусь я
Про бабусино меню.

Испечен кулич, конечно,
Взбита Пасха, словно пух,
Заливной судак в колечках
Из моркови – ешь за двух!
Холодец, который студень,
И коврижка на меду…
И на золоченом блюде,
В самом центре, на виду –
Как подарок от Жар-птиц –
Восемь крашеных яиц!

Внук Никитка ждет гостей,
Дорогих своих друзей.
Вот явились гости к внуку:
Сёма, Ирочка, Рустам,
–Чтобы не томила скука,
Я задачку вам задам, –
Хитро бабушка сказала
И на блюдо показала:

–Кто сумеет разделить
Их на всех и без остатка,
Я тому уж, так и быть,
Подарю тогда прикладку –
 Сувенир, который мы
Привезли из Хохломы:
Расписную ложку
Летом есть окрошку!
Ну, делите, я – на кухне.
Если что, внучок, - аукни!

За столом остались дети.
Как делить яички эти?

– Мне давайте три яйца, –
Твердо высказался Сёма. –
Мне одно и два для дома,
Для мамули и отца.
Остальным по одному,
Два еще останется.
Разыграем мы, кому
Слопать достанется.

–Нет, –  сказала громко Ира. –
У меня полна квартира
Яйцеедов: пес и кот,
Черепаха с попугаем…
Мы спокойно столько вот   (рис.)
За день все яиц съедаем! –
И на пальцах показала –
Нам такого блюда мало.

–Ну, а я яиц не ем,
Потому что аллергия.
Пусть их лопают другие,
Мне яиц нельзя совсем.
Свою долю вам отдам. –
Прошептал, вздохнув, Рустам.–
Можно только половину,
Да и то желток я выну.

– Не деление, а пытка! –
Заявил, пыхтя, Никитка. –
Бабушка! Иди сюда!
Без тебя мы не разделим
Эту кучу никогда!

Вышла бабушка, смеётся:
–Что, задачка не даётся?
–Нет, мы просто не хотим,
– Мы другое поедим.
Вновь бабуся рассмеялась:
–Я, ребятки, догадалась,
Что к чему и почему.
Ну-ка, все по одному
Забирайте. Так, отлично.
Снова взяли по яичку.
Что на блюде? Чисто, гладко.
Разделили без остатка!
Сколько каждому досталось?
– Два! – тут Ира рассмеялась.
– Два! – сказал Никитка-внук,
– Два! – ответил Сёма-друг,
– Два! – сказал Рустам, – и оба
Съем, не потерялись чтобы…            

Бабушка опять смеётся:
–Все в подарок вам даётся!
Повнимательней взгляни:
Золотые, расписные,
Деревянные они
Сувениры! Для стола
Я другие припасла.
          
Ну, а это вам по ложке,
Без задачки и делёжки.
А  ДЕЛЕНИЕ пора
Вам освоить, детвора!

   *     *     *
Снова мелу есть работа,
На доске он пишет что-то:
      8 : 4 = 2.
Точка над точкой от удивления               
Вдруг замирает в ЗНАКЕ ДЕЛЕНИЯ (:).
Делит он числа –  одно на другое.
Правило запоминайте такое:
«То, что делят – это ДЕЛИМОЕ,
для вычисления необходимое:
                8.
Дальше – ДЕЛИТЕЛЬ:
                8 : 4 =,
Потом – результат
За вожжи равенства держится:
       8 : 4 = 2.
Он сообщает, во сколько крат
ДЕЛИТЕЛЬ в ДЕЛИМОМ содержится.
И если   друг другу они будут КРАТНЫ,
Делить без остатка просто приятно.

Когда же остаток случается,
Он в скобочки заключается:
         9 : 4 = 2 (1).
 А вот результата определение:
Это ЧАСТНОЕ ОТ ДЕЛЕНИЯ.
Маленькое, несчастное
Получается ЧАСТНОЕ.
               
Но если умножить его на ДЕЛИТЕЛЬ,
В ДЕЛИМОЕ снова его превратите:
        2 х 4 = 8.
Ну-ка, запомним:
Действие, обратное СЛОЖЕНИЮ,
Знаем, ВЫЧИТАНИЕМ назвалось.
Ну, а что обратно УМНОЖЕНИЮ?
Эта роль ДЕЛЕНИЮ досталась.

    *     *     *
Если ЧТО-ТО ты умножишь
На какое-то число
И разделишь на него же
То, что в результате всё же
Умноженье принесло,
Ты назад получишь ЧТО-ТО -
То, что множил на число.

 И еще разок:
Если ПЕРВОЕ число
Ты умножишь на ВТОРОЕ,
То получится другое,
Больше ПЕРВОГО число.
А потом его возьмешь
И разделишь на ВТОРОЕ,
То вернешь себе целехонькое
ПЕРВОЕ число.

Пример:
Пять цыплят в одной коробке,
Пять цыплят сидят в другой.
       5 х 2 = 10.
Десять желтеньких комочков
По траве бегут гурьбой.   
Возвращаются по тропке
Снова птенчики в коробки.
Размещайтесь поровну,
Каждый в свою сторону:
     10 : 2 = 5.

 Книжка завершается

И на прощанье
Моё вам заданье.

Сочинял я эту книжку,
Затаив одну мыслишку:
Вдруг поможет вам она,
Счёт освоите сполна?
Для проверки дам урок:
Посчитайте, сколько строк
В этой самой книжке?
Начали, детишки!
Прощаю за ошибку
И всем дарю улыбку!

    Всего хорошего!
Вот и кончился весёлый
Полюбившийся мне счёт.
В города теперь и сёла
Мою книжку занесёт.
Вы её прочтёте. Что-то
Вдруг понравится и вам.
Значит, я не зря работал,
Тратил силы по ночам.
Сочинял я строчки эти,
Всем стараясь угодить.
Ну, а в школу, знайте дети,
Надо всё-таки ходить!
          Юрий Чичёв
 Всё!



 

   


 


Рецензии