Цирк со звездами. Нефёдов Виктор г. Ташкент

Цирк со звездами

«Звезд» было много. Басков, упоенно признающийся себе в любви, Сердючка готовая поймать акробатов на свои мягкие части тела, Киркоров, щеголяющий в красной рубашкой в память о тех годах, когда расточал миллионы алых роз. А вкруг них  - воздушные гимнасты, акробаты, клоуны, дрессировщики…. «Шоу пародий» ташкентского цирка с Виктором Нефедовым! – гласили афиши. А казалось, будто целый карнавал на бесконечно расширяющемся – как в гипнотических фокусах – круге манежа.

 - Алло! Алло! Это кто?
 - Здравствуйте. Брежнев говорит (соответствующие интонации).
 - Ой, здравствуйте, Леонид Ильич, ой, здравствуйте, родимый… - повторяли в телефонную трубку старушки, на радостях позабывшие, что генсека давно нет на свете. Важно-стариковским голосом с ними глаголил маленький соседский хулиган, которого старушки – за его странные таланты – все-таки любили.
Двадцать лет назад маленький Витя желал стать милиционером. И стал ненадолго – правда, лишь на сцене. Но случилось это много позже, а пока ребенок «обстреливал» преступную детвору старым сломанным пистолетом  - едва ли не военным трофеем - «рядился» в статную милицейскую выправку и усиленно подражал бравым операм, наводняющим теле-экраны середины девяностых. Впрочем, скоро пистолет наскучил, уступив место игрушечной камере и муляжу для отбивки дублей. Новоявленный режиссер возглавил соседскую детвору и снял фильм. Естественно, ни для широкого, ни для узкого просмотра картина предназначена не была в силу крайней скупости инвентаря и, как следствие, своего физического отсутствия.
А вот первые – настоящие -  аплодисменты Витя заслужил уже в двенадцать лет. И не только аплодисменты, но и слезы – пока только родительские. К каждому празднику мальчик готовился с шиком: за несколько дней до торжества совершал набег на шкаф, из которого изымал старые и негодные (по крайней мере, так казалось ребенку, вещи) с помощью друзей превращал их в сценические костюмы и аккурат в назначенную дату выступал с очередным пародийным номером. Мама плакала. Не из жалости к поруганным вещам, но из гордости за сына. Подростку в эту минуту не то виновато, не то недоуменно опускавшему голову, ласково шептала: «Это слезы счастья».
В театральных погонах
В пятнадцать лет возмужавший Виктор решительно направился на театральную стезю. Поступил в студию молодежно-экспериментального театра «Лабирус» и окунулся в театральные будни. В шестнадцать  - ступил на сцену киноконцертного зала «Зарафшан», где выступали артисты «Лабируса». А в закулисье помещения, где в репетиционное время базировался театр-студия – практически переехал.
 - Бывало, поджимают сроки, спектакль выпускать пора – а у нас ничего не готово. Так мы принесем с собой самосшитые матрасы, расстелем на полу, и после репетиций – спим на них до утра. В зале холодно, продрогнем до костей, а по углам только и слышно: ширк-ширк – крысы бегают. Перевернешься на другой бок, закроешь уши подушкой и греешься мыслями о завтрашней репетиции.
А завтра на сцене представал бравый милиционер из пьесы. Таки стал им Нефедов! Жесткий, строгий – вопреки природному добродушию. А сколько он этим, «ментовским» качествам учился! В не-репетиционные дни даже по РУВД ездил – на «смотры» уголовников просился – где ж еще научишься милицейской выправке? Быть может, в последствии именно новообретенная твердость помогла принять решение - покинуть театральную альма-матер и уйти в иную сферу. «Лабирус» остался в счастливом и бедном прошлом.
 - Когда играл на сцене, многие знакомые снисходительно говорили: «Хорошо вам, артистам: труда никакого, а деньги, наверно, лопатами гребете». Я молчал, а сам с тоской размышлял, что мне скоро на проезд до театра хватать не будет. Случалось, что и грузчиком подрабатывал – какие-никакие, а средства. Потом стал засматриваться на артистов, которые «халтурили» на свадьбах. Думал: неужто я так не смогу? -  вроде и актерские способности, и голос имеется… И однажды решился. Первый блин оказался комом. Сначала в моем репертуаре не оказалось желаемой гостями песни, а потом я с юношеским ужасом, наблюдал, как жених обхаживает всех хорошеньких гостий, а невеста, выпившая чрезмерное количество алкоголя, выплясывает в одиночестве – по видимости, даже не замечая отсутствия мужа….
Несмотря на то, что очередной старт оказался не только коммерческим, но и комическим, Виктор не сдался. Напротив, в сфере «обслуживания мероприятий», которое для всех творческий людей считается «знаком некачества» Нефедов неожиданно нашел иную точку развития.  Вокальные способности, прежде вытесняемые драматическими, ныне стали первоочередными. Явились ли бы они для своего обладателя проводниками на эстраду и концертную сцену  – неизвестно, но по счастливому стечению обстоятельств в жизни Виктора появилась… (совсем как в жутко банальных и при этом красиво-романтических фильмах) любовь.
Принцесса сердца и цирка
Аня попала в цирк еще в ту пору, когда носила бантики. Здесь работали оба ее родителя: мама – заведующий постановочной частью -  и отец – вседержатель циркового реквизита. В четырнадцать девочка начала готовить собственный номер. В шестнадцать впервые вышла на манеж и закружила вокруг себя десятки обручей. Через год отправилась гастролировать в Индию, через два – в Россию и лишь потом вернулась под голубой купол родного ташкентского цирка. А спустя еще некоторое время привела туда подающего надежды юного актера, по совместительству друга – Виктора Нефедова.
 - Когда мы с Аней познакомились, она отрекомендовалась как актриса Русского драматического театра, - с улыбкой рассказывает Виктор. - Я обрадовался, напросился на спектакль… А она отмалчивается, мол, как-нибудь в другой раз. Потом призналась: «В цирке я, - говорит, - работаю». «Так это же еще лучше!» - обрадовался я. «Может, и для меня там место сыщется?».
Вопрос мог показаться наивным: что делать под куполом непосвященному в цирковое искусство человеку, даром что актеру? Но Анна не отказала. Привела друга на собеседование. И юношу с радостью приняли – ведущим цирковых шоу: так понравился артистам его мягкий, теплый голос и четкая, правильная актерская дикция. Виктор взошел на манеж.
Обручились… обручами
Вскоре артисты – отныне оба цирковые  - поженились. Начали создавать не только совместную жизнь, но и совместные номера. Даже Виктор овладел несколькими цирковыми трюками. Под куполом обосновались всей большой семьей: молодожены Нефедовы и теща с тестем. А недавно к ним присоединился некто Даниил Викторович Нефедов, артист девяти месяцев от роду. Поет, поверите ли, не хуже папы.
Номер «Шоу пародий» с успехом проходивший в майские выходные на манеже ташкентского цирка родился в кругу семьи. «А почему бы не…?» - воскликнули родные. «А почему бы нет!» - отозвался Виктор. Опыт в жанре пародий у него имелся. Со школьного возраста устами молодого человека говорили актеры российской эстрады и политики российского прошлого и настоящего. С пенсионерками из соседних подъездов Виктор неизменного вещал речами Сталина и Брежнева, чем вызывал у них бурный восторг, со взрослыми – нотами Путина и Жириновского, со сверстниками – напевами Литвиновой и воркованием Баскова. А еще пел – Киркоровым, Сердючкой, Лепсом, Агузаровой и многими другими известными голосами. Оставалось лишь воссоздать их на манеже в окружении цирковых номеров.
  - «Костьми лягу, а пародий на манеж не выпущу», - категорически заявил один из режиссеров, - вспоминает Виктор, - Прежде мне не раз говорили: петь в цирке не будешь – тут тебе не оперный театр. Потому и родился в нашей фантазии этот сложный синтез цирковых и пародийных номеров. Поначалу запротестовали. Потом поразмыслили – и согласились. Начались репетиции. Костюмов не было. Что-то шили в цирке, что-то – собственными усилиями. Не хватало всего и сразу: реквизита, качественного аудио-оборудования, опыта… К примеру, номер с Сердючкой я решил исполнять под фонограмму. Слишком он долгий и сложный: нужно двигаться – одновременно быстро и крайне осторожно – между десятка акробатов, выполняющих опаснейшие трюки, да еще и петь в таком крайнем напряжении! Решено: подготовили запись и успокоились. А в момент выступления запись заело, и мне пришлось исполнять песни в живую… Зато потом смело пел сам – робость после первого успеха приуменьшилась.
Интересно, а физическая боль, случись она вторично, также приуменьшается? Ибо внутренние ощущения улыбающейся псевдо-Сердючки в минуту, когда ей на ногу падает сто килограммовая балка – а именно это случилось с Нефедовым на одной из недавних репетиций – лучше не представлять… Вечером того дня последовала больница, а днем следующего – цирковое закулисье, увесистая доза обезболивающего и смеющееся лицо артиста – благо, грим утаивал нет-нет да проступающее чувство боли.
А под маской – лицо. Собственное.
Говорят, что каждый комический актер в глубине души мечтает о сцене. Несмотря на очевидный пародийный талант (талант, кстати, довольно редкий)  - сей жанр для Виктора – не самый желанный. Наделенный прекрасным голосом, который когда-то покорил неприступных цирковых мастеров, Нефедов желает профессионально заниматься вокалом. Несколько лет назад он даже состоял в молодежной рок-группе «Ветер истины». После ее распада, петь не прекратил – даже записал первый альбом. Тексты песен пишет сам – о любви, детях, войне – реальной и метафизической. Среди десятков звучащих в нем голосов, упорно ищет свой, единственный, уникальный. А на вопрос: об этом, стало быть, мечтаете?  - с серьезностью и некоторой задумчивостью отвечает: «И еще кое о чем. Чтобы однажды и меня кто-то… спародировал….»
Пока отец выступает на сцене, маленький Даниил Викторович мирно посапывает за кулисами. Ребенка, рожденного «в опилках», молодой отец не прочит в цирковые артисты. Мама лишь улыбается – по себе знает, что дети входят в цирк независимо от воли родителей, да и от собственной воли тоже. Неизвестно, закружит ли под куполом Нефедов-младший, неизвестно – останется ли под ним Нефедов-старший, но главное - обручение двух независимых искусств до полного растворения друг в друге – уже произошло. Не удивительно, что именно там, где визуализируется любое волшебство: люди летают, собаки разговаривают, а масс-культура заслуживает доброго смеха, а не насмешки. Именно там, где фантазиям суждено стать реальностью – под куполом цирка.
Алина Дадаева


Рецензии