Павел Катенин - рыцарь классицизма

ПРИМЕЧАНИЕ

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

ПАВЕЛ КАТЕНИН - РЫЦАРЬ КЛАССИЦИЗМА

Поэт, переводчик, драматург, критик, и, как внушила нам современная литературоведческая критика, непримиримый оппонент Пушкина Павел Александрович Катенин также считается – декабристом, хотя его роль как в освободительных обществах, так и в русской литературе неоднозначна.

Родился Павел Катенин 11 (22) декабря 1792 года в семье отставного генерала. Получил хорошее домашнее образование, знал латынь и несколько европейских языков. В совсем юном возрасте – в 1806 году – начал службу в Министерстве народного просвещения. В Петербурге посещал салон Оленина, где познакомился с известными литераторами Батюшковым, Гнедичем, Шаховским. В 1810 году в очень тогда популярном издании «Цветник» были опубликованы первые стихи Павла Катенина. А еще он увлекся театром: играл в любительских спектаклях, переводил классические пьесы, ставил их на сцене. Кроме того, сам будучи прекрасным чтецом, позже обучал этому мастерству выдающихся русских актеров Василия Каратыгина и Александру Колосову.
Это о нем вспоминал Пушкин в первой главе романа «Евгений Онегин», когда перечислял самые популярные в те годы имена, связанные с русским театром:

Волшебный край! там в стары годы
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый…

Впервые же Пушкин услышал о Павле Катенине в доме своего дядюшки Василия Львовича Пушкина, где живо обсуждались все литературные события. Как известно, Василий Львович преклонялся перед творчеством Жуковского, Катенин же, едва начав печататься, заявил о себе резкой критикой стиля Жуковского, вводившего в русскую литературу эстетику немецкого романтизма: он считал, что эти заимствования вредят развитию народной самобытности русской культуры. В противовес балладам Жуковского Павел Катенин создавал свои, не только стремясь максимально приблизить литературный язык к народному, но и сознательно противопоставляя значение одних и тех же образов, используемых в немецком романтизме и в русской традиции. Так, в своей назидательной балладе «Убийца», которую Пушкин позже назвал его лучшей балладой, герой Катенина пренебрежительно отзывается о месяце – он у него «плешивый», в то время как в романтической стилистике луну и звезды принято воспевать.

Познакомились же Пушкин и Катенин в 1818 году, и, хотя и не стали близкими друзьями, отношения их отличались взаимным уважением. Пушкин прислушивался к его мнению, и как критика даже ставил выше Александра Бестужева, а как поэта ценил за оригинальность мысли. Вот что Пушкин писал Катенину: «Голос истинной критики необходим у нас; кому же, как не тебе, забрать в руки общее мнение и дать нашей словесности новое, истинное направление? Покамест, кроме тебя, нет у нас критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны; ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли».

В жизни Павел Катенин был независимым, не подчиняющимся авторитетам, и неудивительно, что как только заявили о себе в России тайные общества, он в 1816 году стал членом Союза Спасения, а в 1817 руководил одним из отделений Военного общества. Это не случайно: он служил с 1810 года, поступив тогда в лейб-гвардейский Преображенский полк, участвовал в Отечественной войне, сражался при Бородино, при Кульме и Лейпциге.

Находясь с русской армией в Париже, Катенин не столько из праздного, сколько из профессионального интереса посещал театры, и, вернувшись в Россию, перевел большое количество пьес французских драматургов. Одним из его соавторов был Александр Грибоедов.

Во время участия в тайных обществах Катенин перевел французский революционный гимн, который среди декабристов был чрезвычайно популярен. Именно этот факт дает исследователям основание причислять Катенина к поэтам-декабристам. До нас гимн этот дошел не полностью, вот его сохранившийся фрагмент, характерный для декабристов вольнолюбивым пафосом:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей.
Свобода! Свобода!
Ты царствуй над нами!
Ах! Лучше смерть, чем жить рабами, –
Вот клятва каждого из нас…

Несмотря на то, что Катенин был членом тайных обществ, активного участия в их работе он не принимал, больше отдаваясь литературной полемике с последователями Карамзина и Жуковского. А вскоре и вообще выпал из активной столичной и литературной жизни: имея нрав независимый, Павел Катенин, уже будучи полковником, в 1820 году на одном и военных смотров поссорился с великим князем Михаилом Павловичем, и вынужден был выйти в отставку. А в 1822 году за то, что в театре осмелился «зашикать» бездарную актрису, которой покровительствовал генерал-губернатор Петербурга Милорадович, Катенин и вообще был выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы.

До 1825 года он жил в глухом костромском имении Шаёво, вдали от литературного процесса, где по совету Пушкина начал писать книгу критических статей «Размышления и разборы». Вернувшись в Петербург накануне восстания декабристов, Павел Катенин никакого участия в деятельности тайных обществ не принимал, и после подавления восстания даже не привлекался к следствию.

В двадцатых годах развивался романтизм, постепенно подводя литераторов и читателей к эстетике нового направления – реализма, но Павел Катенин оставался верен своим взглядам на литературу, сформировавшимся в начале века. Он, к примеру, не понимал пьес Шекспира, не признавал творчества Байрона. В печати завязалась полемика между ним и Пушкиным: Катенин в своем стихотворении к Пушкину 1828 года призывал его следовать юношеским идеалам, поэтический дар аллегорически сравнивая с древним княжеским кубком, из тех подарков, «что певцам в награду Владимир щедрый раздавал»:

Лишь кубок, говорят, остался
Один в живых из всех наград;
Из рук он в руки попадался,
И даже часто невпопад.
Гулял, бродил по белу свету;
Но к настоящему поэту
Пришел, однако ж, на житье.
Ты с ним, счастливец, поживаешь,
В него ты через край вливаешь
Свое волшебное питье…

Когда, за скуку в утешенье,
Неугомонною судьбой
Дано мне будет позволенье,
Мой друг, увидеться с тобой, –
Из кубка, сделай одолженье,
Меня питьем своим напой…

На что Пушкин в своем «Ответе Катенину» парировал:

Напрасно, пламенный поэт,
Свой чудный кубок мне подносишь
И выпить за здоровье просишь:
Не пью, любезный мой сосед, –

процитировав кстати и вечного противника Катенина – своего дядюшку Василия Львовича Пушкина, взяв эту последнюю фразу из его нашумевшей в свое время поэмы «Опасный сосед». И далее свой ироничный ответ Пушкин заканчивает так:

Я сам служивый: мне домой
Пора убраться на покой.
Останься ты в строях Парнаса;
Пред делом кубок наливай
И лавр Корнеля или Тасса
Один с похмелья пожинай.

Но именно Александр Сергеевич оказал ему в эти годы немалую поддержку: те самые «Размышления и разборы» были опубликованы в пушкинской «Литературной газете». В 1832 году вышло собрание «Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина» – статьи о греческой поэзии и театре, переводы классических пьес. Издание это подверглось жесткой критике, и только Пушкин отозвался о нем сочувственно в своей статье 1833 года: «Никогда не старался он угождать господствующему вкусу в публике, напротив: шел всегда своим путем, творя для самого себя, что и как ему было угодно. <…> быв один из первых апостолов романтизма и первый введши в круг возвышенной поэзии язык и предметы простонародные, он первый отрекся от романтизма и обратился к классическим идолам, когда читающей публике начала нравиться новизна литературного преобразования».

Приверженность раз и навсегда принятым правилам, свойственная направлению классицизма, была естественна для Павла Катенина, эти же требования он предъявлял к современным авторам, в том числе и к Пушкину, и этот педантизм явился камнем преткновения между Катениным и читателями. Пушкин вспоминал, что дядя его, Василий Львович, умер со словами: «Как скучны статьи Катенина».

Вынужденный решать свои финансовые проблемы, в 1833 году Павел Катенин вновь поступил на военную службу, принимал участие в военных действиях на Кавказе. В 1836 году вышел в отставку, и до конца своих дней прожил в имении Шаёво, все эти годы не оставляя литературных занятий, хотя печатался мало. И если Пушкин в большей степени ценил Павла Катенина как зачинателя русской критики, сегодня нам небезынтересны и его поэтические опыты. Стихотворения его в поздний период приобретают философское направление – как, к примеру, «Сонет» 1835 года:
 
Кто принял в грудь свою язвительные стрелы
Неблагодарности, измены, клеветы,
Но не утратил сам врожденной чистоты
И образы богов сквозь пламя вынес целы;

Кто терновым путем идя в труде, как пчелы,
Сбирает воск и мед, где встретятся цветы, –
Тому лишь шаг – и он достигнул высоты,
Где добродетели положены пределы.

Как лебедь восстает белее из воды,
Как чище золото выходит из горнила,
Так честная душа из опыта беды:

Гоненьем и борьбой в ней только крепнет сила,
Чем гуще мрак кругом, тем ярче блеск звезды,
И чем прискорбней жизнь, тем радостней могила.

Катенин трагически погиб, раздавленный лошадьми, 23 мая (4 июня) 1853 года. На надгробии его была высечена сочиненная им же эпитафия, написанная гекзаметром:

Павел, сын Александров, из роду Катениных. Честно
Отжил свой век, служил Отечеству верой и правдой,
В Кульме бился на смерть, но судьба его пощадила;
Зла не творил никому, и мене добра, чем хотелось.

Так закончилась жизнь современника Пушкина, драматурга, поэта и критика Павла Катенина, внесшего свой бесценный вклад в формирование русской литературы.

Виктория ФРОЛОВА


Рецензии
Виктория, замечательнейшая статья о выдающемся русском литераторе, незаслуженно забытым и даже оболганным некоторыми современными литературоведами.
С огромной благодарностью,
Ваш Михаил

Михаил Гуськов   26.02.2021 23:03     Заявить о нарушении